Научная статья на тему '2004. 03. 035. Демпси Р. С. Безопасность авиации: роль права в войне против терроризма. Dempsey P. S. Aviation Security: The pole of law in The war against terrorism // Columbia j. of transnational law. - N. Y. , 2003. - Vol. 41. - n 2. - P. 649-733'

2004. 03. 035. Демпси Р. С. Безопасность авиации: роль права в войне против терроризма. Dempsey P. S. Aviation Security: The pole of law in The war against terrorism // Columbia j. of transnational law. - N. Y. , 2003. - Vol. 41. - n 2. - P. 649-733 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / УГОН САМОЛЕТОВ / ТЕРРОРИЗМ - БОРЬБА С НИМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клинова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 035. Демпси Р. С. Безопасность авиации: роль права в войне против терроризма. Dempsey P. S. Aviation Security: The pole of law in The war against terrorism // Columbia j. of transnational law. - N. Y. , 2003. - Vol. 41. - n 2. - P. 649-733»

венция, по мнению Организации, не может быть применима. Как отмечает автор, в случае замены ст. 18 выхолащивается содержание Конвенции. Такое ограничение также несовместимо с определением насилия в резолюциях ООН. В случае принятия такой формулировки будет нарушено обязательство государств проводить в жизнь резолюции Совета Безопасности. Как считает Комитет, в результате дискуссий по этому вопросу не было достигнуто консенсуса. Комитет рекомендовал Рабочей группе рассмотреть этот вопрос. Хотя она провела неформальные консультации с ОИК по предложенному новому тексту ст. 18, эта встреча оказалась неэффективной. Однако мировое сообщество пришло к выводу, что все формы терроризма должны быть запрещены. Конвенция должна быть применена независимо от мотивов действий, методов и практики терроризма, где и кем бы он ни осуществлялся.

Е.В.Клинова

2004.03.035. ДЕМПСИ Р.С. БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИИ: РОЛЬ ПРАВА В ВОЙНЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА.

DEMPSEY P.S. Aviation security: The pole of law in the war against terrorism // Columbia j. of transnational law. - N.Y., 2003. - Vol. 41. - N 2. - P. 649-733.

Автор статьи - Поль Стефан Демпси, профессор права, известный специалист по воздушному и космическому праву, директор Института воздушного и космического права Макгильского университета, профессор факультета права Денверского университета в 1979-2002 гг. Статья посвящена проблеме терроризма в авиации, анализу международно -правовых актов и национального законодательства США в части, касающейся предотвращения преступлений, ужесточе-ния ответственности за террористические акты в авиации.

Как отмечается в первой части статьи, в США в последние три десятилетия прошлого века были приняты законы, предусматривающие наказание за воздушное пиратство, захват самолетов (hijacking), направленные на обеспечение безопасности воздушных полетов и перевозок, международных аэропортов и т.д. Захват самолетов стал наиболее популярной формой действия террористов. В 70-х годах прошлого века и первой половине 80-х годов путем захвата самолетов предпринимались попытки содействовать достижению политических целей в период международных конфликтов. В эти годы на их долю приходилось 2/3 всех случаев воздушного пиратства в мире. Автор прослеживает историю

захвата самолетов, начиная с 1931 г. и кончая 11 сентября 2001 г., когда в США произошло известное всему миру событие, последствием которого стала гибель огромного числа людей. Это событие, как подчеркивается в статье, обнаружило глубокую уязвимость американской воздушной транспортной системы, неготовность служб США предотвратить трагедию, слабость американской радарной системы обнаружения, системы обеспечения безопасности полетов. В статье предпринята попытка показать, как международное право и внутригосударственное законодательство предпринимают меры с целью противостоять воздушному пиратству, терроризму в воздухе и другим формам противоправных действий в гражданской авиации.

Во второй части статьи рассмотрены конвенции, декларации, резолюции, протоколы, поправки к действующим правовым нормам, касающимся терроризма в воздухе, принятые на международном уровне.

В третьей части анализируется законодательство США.

Международное право, целью которого является предотвращение угрозы терроризма и обеспечение безопасности в авиации, основано на нескольких многосторонних конвенциях, разрабатываемых под эгидой Международной организации гражданской авиации ООН (JCAO). В числе рассмотренных в статье международных документов Токийская конвенция 1963 г.; Гаагская конвенция 1970 г.; Монреальская конвенция 1971 г. и принятое к ней приложение 1974 г., а также Монреальский протокол 1988 г., Монреальская конвенция 1991 г.; Европейская конвенция 1977 г.; резолюции ООН и др.

Мировые войны ХХ в. ознаменовались многосторонними соглашениями, касающимися авиации. Первым многосторонним соглашением стала Парижская конвенция 1919 г., подтвердившая суверенитет государств над их соответствующим воздушным пространством.

К концу Второй мировой войны 52 государства собрались в Чикаго и разработали Конвенцию о гражданской авиации (Чикагская конвенция), которая утвердила образование Международной организации гражданской авиации, в качестве специализированного учреждения ООН со штаб-квартирой в г. Монреаль (Канада). Организация начала свою деятельность 4 апреля 1944 г., когда Конвенция вошла в силу (начала действовать в 1947 г.).

Конвенция запрещает «использование гражданской авиации в любых целях, не совместимых с целями Конвенции»; предусматривает «обеспечение безопасности и развитие международной гражданской

авиации в мире; направлена на обеспечение потребностей народов мира в безопасности... воздушного транспорта». Как подчеркивается в преамбуле Конвенции ее основной целью является обеспечение развития международной гражданской авиации в будущем и тем самым всемерное содействие созданию и сохранению дружбы и взаимопониманию среди государств и народов мира. Несоблюдение Конвенции может стать реальной угрозой всеобщей безопасности.

К 2002 г. JCAO насчитывала 188 государств-членов, что практически охватывает все страны мирового сообщества, имеющие в глобальном масштабе авиацию. Организация стала форумом, на котором велись переговоры по большинству основных многосторонних конвенций, касающихся авиации.

В ответ на воздушный терроризм национальное законодательство США разработало и приняло ряд правовых актов, направленных на обуздание терроризма. В статье подробно перечислены основные вопросы, на которые должны давать ответы национальные законодательства для эффективной защиты, безопасности воздушных сообщений. Среди них: какое агентство или агентства регулируют безопасность воздушного сообщения - какова их юрисдикция; как они организованы, какими полномочиями они обладают; ведут ли или поддерживают необходимые технологические исследования и развитие; как агентства, обеспечивают безопасность полетов, координируют свои действия с другими секретными, юридическими структурами, уголовным правом, обычным правом, а также с сельскохозяйственными и иммиграционными службами; оказывает ли правительство поддержку авиации и т.д.; находится ли функция обеспечения безопасности в государственной, частной или смешанной юрисдикции - какова роль правительства, аэропортов, аэролиний; какие виды преступлений могут быть оценены как уголовные; какие возлагаются штрафы; какие должны быть требования, предъявляемые при найме сотрудников службы безопасности; какими средствами могут быть защищены пассажиры; багаж, груз, почта и др.

В США впервые захват самолета произошел в 1961 г. На это Конгресс ответил принятием Поправки к § 902 Федерального закона об авиации 1958 г., которая объявила воздушное пиратство и подобные действия федеральным преступлением. Наказание за новый вид терроризма не должно быть лишь в форме наложения штрафа. Проблема оценивалась как очень сложная, отличная от прежних традиционных преступлений. Потребовалась организация целой системы безопасности аэропортов,

разработка и принятие нового законодательства, которое налагало санкции не только на виновников воздушного пиратства, но и на поддерживающие их страны, предоставляющие им убежище.

В последующие годы в США был принят ряд законодательных актов, действующих в наши дни, которые могут быть разделены на две большие категории: те, которые направлены на предотвращение воздушного пиратства, и те, которые предусматривают наказание за совершенные преступления. В числе законодательных актов, рассмотренных в статье, Закон 1974 г., осуждающий воздушное пиратство (The Antihijacking Act), Закон о безопасности перевозок 1974 г. (The Air Transportation Security Act), Закон о саботаже воздушного экипажа 1984 г. (The Aircraft Sabotage Act) и др. В статье даны подробные характеристики американского национального законодательства. Особое внимание уделено законам, принятым после трагических событий 11 сентября 2001 г. - Закону о безопасности воздушных перевозок и системе стабилизации (ATSSSA) и Закону об авиации и безопасной транспортировке (ATSA), поскольку события 11 сентября показали, что аэропорты, воздушное пространство США оказались плохо защищенными от проникновения террористов.

14 месяцев спустя после террористических актов 11 сентября Конгресс США принял Закон об обеспечении безопасности отечества 2002 г. (The Homeland Security Act of 2002 (HSA), в соответствии с которыми была создана новая исполнительная структура - The Department of Homeland Security (DHS) во главе с Секретарем, наделенным широкими полномочиями и щедрым финансированием - примерно 40 млрд. долл. и числом занятых 170 тыс. человек. Основная цель этой структуры состоит в предотвращении террористических актов на территории США, снижении вероятности их совершения.

Однако, несмотря на то, что в последнее время государства предприняли ряд попыток противостоять уголовным преступлениям в гражданской авиации, до сих пор не существует единой системы международного права, пользующейся всеобщей поддержкой.

Что мировое сообщество может предпринять, чтобы сократить число и масштабы террористических актов? Все труднее становится предотвращать взрывы в аэропортах, обнаруживать террористов-смертников. Миллионы единиц современного оружия, находящихся в руках террористов, позволяют предположить, что в какой-то момент в их руках может оказаться ядерное оружие, которое когда-нибудь может сде-тонировать, подчеркивает автор статьи. Пока существуют страны (автор

называет Ливию, Сирию, Северную Корею), финансирующие подготовку террористов, мир будет находиться в смертельной опасности. Однако среди членов мирового сообщества редко наблюдается единство, необходимое для изоляции преступников, нарушителей международного права. По мнению одного из специалистов, исследующих проблему терроризма, хотя Токийская, Гаагская, Монреальская конвенции были ратифицированы большим числом стран тем не менее некоторые страны, подписавшие их, не торопятся строго претворять их в жизнь. Они лишь налагают минимальное наказание на террористов, предпринимают незначительные усилия или совсем никаких для их преследования и экстрадиции.

Необходимо международное сотрудничество, чтобы противостоять терроризму, совместные действия национальных секретных служб и Интерпола, а также других правовых структур. Современная компьютерная биотехнология позволяет более эффективно следить за всеми, кто пересекает границу.

Наиболее эффективным средством предотвращения преступлений в воздушном пространстве (hijacking) может стать внутригосударственное национальное законодательство и система национальной безопасности в аэропортах. Современных террористов от их предшественников отличает более жестокий и изощренный характер. Здравый смысл диктует необходимость постоянной и эффективной борьбы с терроризмом. Война между цивилизацией и анархией требует решимости со стороны цивилизованных наций, иначе война будет проиграна.

Е.В.Клинова

2004.03.036. ХОЙ В. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ И НОВАЯ ВОЙНА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕРРОРИЗМОМ.

HOYE W.P. Fighting fire with... mire? Civil remedies and the new war on staten sponsored terrorism // Duke j. of comparative a. intern. law. - Durham, 2002. - Vol. 12. - N 1. - P. 105-152.

После нападения 11 сентября 2001 г. 7 октября началась «война с терроризмом», которая направлена не только против террористов, но и тех государств, которые финансируют, готовят и поддерживают их. В этой кампании принимает участие коалиция, состоящая более чем из 40 государств. С «нехарактерной» для него быстротой СБ ООН единодушно одобрил резолюцию 1373 г., требующую, чтобы все 189 членов ООН не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.