Научная статья на тему '2004. 03. 021. Тавгень И. А. Модель психолого-педагогической поддержки организации и сопровождения дистанционного обучения // открытое образование. - М. , 2003. - № 3. - С. 14-22'

2004. 03. 021. Тавгень И. А. Модель психолого-педагогической поддержки организации и сопровождения дистанционного обучения // открытое образование. - М. , 2003. - № 3. - С. 14-22 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 021. Тавгень И. А. Модель психолого-педагогической поддержки организации и сопровождения дистанционного обучения // открытое образование. - М. , 2003. - № 3. - С. 14-22»

другом - образовательные учреждения, предоставляющие эти образовательные услуги как на платной основе, так и по государственным грантам. Чем полнее и эффективнее каждая сторона решает свои функции, тем выше образовательный уровень и профессионализм кадров, крепче кадровый потенциал страны. Таким образом, основой всех принимаемых решений должен стать квалифицированно проведенный маркетинг рынка образовательных услуг.

Е.Н.Рачкова

2004.03.021. ТАВГЕНЬ И.А. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Открытое образование. - М., 2003. - № 3. - С. 14-22.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, психологические особенности, взаимодействие в киберпространстве.

И.А.Тавгень - кандидат технических наук, доцент Белорусского МТУ, старший научный сотрудник «ГИАЦ Минобразования» - рассматривает один из важнейших факторов эффективности дистанционного образования - психологический аспект.

Дистанционное обучение, опосредованное Интернет-средой и компьютерным взаимодействием, обязательно предполагает учет человеческого фактора, традиционно ассоциируемого с психологией. Человеческий фактор подразделяется на два подфактора, имеющих свою специфику: технологический, связанный с опосредованным взаимодействием в Интернет-среде, и личностный, связанный с получением образования взрослых людей. При организации дистанционного обучения обязательно нужно учитывать эти подфакторы, отмечает автор.

В рамках замкнутой системы объединение участников образовательного процесса дистанционного обучения также предполагает учет специфики межкультурного взаимодействия и в аспекте Интернет-коммуникации представителей разных культур, и в аспекте опосредованного ею взаимодействия в системе преподаватель - обучаемый. Применительно к первому аспекту необходимо использование достижений кросскультурной психологии, показывающей сложности интеркультурной коммуникации. Второй аспект должен проявляться в осознании того, что индивидуальные образовательные культуры участников образова-

тельного процесса также не тождественны. Поэтому, организуя Интернет-коммуникации в рамках дистанционного обучения, необходимо тщательно продумывать особенности адекватной трансляции и формирования искомых систем значений с учетом специфики киберпространства.

По словам автора, изучение психологии Интернета - относительно новая область знания, которой в настоящее время занимаются сравнительно немногие психологи. Гораздо больше исследуется опосредованная Интернетом деятельность в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, коммуникативных процессах и т.д., хотя и в них нередко затрагиваются психологические проблемы.

Исследования протекают в рамках нескольких основных направлений. Наиболее традиционными являются проблемные области, известные как «опосредованное компьютером общение» (CMC computermediated communication) и как «совместная работа при поддержке компьютера» (CSCW computer support collaborative work). В сфере так называемых «communication research» или «media research» изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. Значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета, проводится в рамках направления, известного под названием «взаимодействие человека с компьютером» (HCI human computer interaction).

Представленные области имеют непосредственное отношение к проблеме организации и изучения дистанционного обучения, поскольку его неотъемлемой составляющей является Интернет-коммуникация. В связи с тем, что учащиеся находятся на расстоянии, повышается вероятность неадекватной интерпретации ими переданного содержания. Поэтому дистанционное обучение должно включать в себя обучение и слушателей, и преподавателей особенностям и способам текстового представления содержания.

С учетом вышеизложенного можно говорить о следующих факторах эффективности образовательной Интернет-коммуникации в процессе дистанционного обучения:

1) обучение обратной связи, предполагающей мониторинг адекватности усвоения транслируемого содержания с целью его оперативной коррекции;

2) обучение и слушателей, и преподавателей способам и особенностям текстового представления содержания;

3) разработка текстовой и визуальной информации с учетом особенностей ее репрезентации и интерпретации в киберпростран-стве;

4) разработка и внедрение систем отслеживания трансформаций в знании, направленных на обеспечение продуктивной образовательной коммуникации в системе обучаемый - Интернет-среда - преподаватель;

5) включение в процесс обучения системы профилактических мероприятий, направленных на предотвращение формирования Интернет-зависимости (своего рода наркомании).

Автор отмечает, что «применительно к собственно дистанционному обучению круг психологических исследований крайне ограничен. С полной определенностью можно говорить о зачаточном состоянии психологических исследований в данной области. При этом зарубежные исследования не всегда доступны и требуют серьезной кросскультурной адаптации» (с. 16). Российские исследователи, занимающиеся изучением дистанционного обучения, довольно малочисленны. На основании работ некоторых из них И.А.Тавгень формулирует ряд выводов:

- дистанционное обучение, как бы оно ни было «украшено» возможностями современных гипермедиатехнологий и систем виртуальной реальности с богатым набором видео, аудио, графики, анимации, слишком технологично по своей сути;

- если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня - информационный и личностный, то можно констатировать большую значимость личностного взаимодействия в процессе обучения;

- в условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса и т.д.); при дистанционной форме обучения часть указанных характеристик отсутствует и таким образом тормозится процесс коррекции.

В среде Интернета автор выделяет следующие основные формы общения: телеконференция, система диалогового общения по Интернету (IRC - Internet relay chat), многопользовательские игры (MUD - Multi-user dimension) и переписка по e-mail. Все названные формы общения обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.

Во-первых, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения - пол, возраст, социальный статус, внешняя

привлекательность и т.д., а также коммуникативная компетентность человека.

Во-вторых, партнеры имеют возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Создавая желаемый виртуальный образ «Я», отличающийся от реального, участники Интернет-коммуникации всегда рискуют столкнуться с элементами «разочарования» при личной встрече.

В дистанционном обучении также имеется ряд «подводных камней», из которых можно выделить следующие: трудности с установлением межличностных контактов; создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; соблюдение норм и правил, действующих в Интернет-коммуникационном этикете; периодическое возникновение конфликтов внутри учебной группы; снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционного обучения; неумение рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами; сложности в личном общении, с преподавателем по электронной почте.

Таким образом, в условиях Интернета необходимо учитывать как особенности телекоммуникационной среды, так и психологические особенности нового качества, которое приобретают участники образовательного взаимодействия. Образовательный процесс в данном случае должен рассматриваться как межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - студент» и «студент - студенты», организуемое в направлении достижения объединяющей их цели - формирования теоретического и практического мышления, развития личности будущего профессионала. «Образовательный процесс превращается во взаимное сотрудничество, направленное на взаиморазвитие с учетом особенностей и возможностей всех участвующих сторон. При этом на протяжении всего процесса обучения должен осуществляться контроль процесса превращения учебной деятельности в профессиональную» (с. 19). В качестве средств контроля могут служить комплексы контрольных заданий, учебных ситуаций и деловых игр. Наряду с системой контроля также должна присутствовать и система квалиметрии и мониторинга, позволяющая эффективно оценивать уровень и динамику качества образования. Автор отмечает, что процесс дистанционного обучения требует и организации психолого-педагогической поддержки. Участие профессионального психолога, по мнению автора, необходимо на всех этапах проектирования, создания и проведения дистанционных курсов. Ниже при-

водится модель психологического сопровождения дистанционного обучения (ДО).

Схема (с. 20)

Концептуальная модель психологического сопровождения ДО

Система сопряженияполя значений участников

Обучающий

Система обратной связис элементами верификации

/ {

Процесс дистанционного обучения

N !

Система оптимизации межличностной коммуникации

о

{ ч

Обучаемый

Система профилактики и коррекции коммуникации

Согласно модели:

а) системный блок сопряжения поля значений обеспечивает формирование взаимопонимания участвующих сторон, учет особенностей и возможностей друг друга, а также вписывание нового знания в «наличный опыт» и его последующее развитие;

б) системный блок обратной связи с элементами верификации обеспечивает контроль и самоконтроль за происходящими в образовательном процессе изменениями. Поддержание обратной связи должно включать средства верификации развития понимания и операциональной вооруженности обучаемых, так как традиционные системы контроля не обеспечивают необходимого уровня надежности по определению того, являются ли фиксируемые в соответствующих оценках результаты продвижения в системе знания авторскими и отражающими уровень понимания;

в) системный блок оптимизации межличностной коммуникации обеспечивает участников образовательного процесса необходимыми зна-

ниями, умениями и навыками координации и синхронизации взаимодействия, а также преодоления барьеров непонимания;

г) системный блок профилактики и коррекции коммуникации включает систему профилактических мер по предупреждению образования различного рода аддикций (злоупотребления компьютером, зависимости от него), виртуализации, а также снятия барьеров и предубеждений, искажающих и деструктирующих межличностное взаимодействие.

В заключение автор пишет, что предложенный подход позволяет оценить так называемый «человеческий» или «психологический» фактор в дистанционном обучении, роль которого по мере развития образовательных технологий будет все больше увеличиваться.

Е.Н.Рачкова

2004.03.022. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

DROWNING spires // Economist. - L., 2003. - Vol. 369, N 8352. - P. 15-16.

Ключевые слова: вузы Великобритании, нехватка денежных средств, новая программа правительства.

Университеты в Великобритании находятся сегодня в бедственном положении: они гомогенны, и у них очень мало средств к существованию, утверждает автор статьи английского журнала «Экономист».

«Экономист» заявляет, что «британские университеты переполнены, запущены и деморализованы, существуют они в основном за счет финансовых и интеллектуальных вложений прошлых лет. Академические зарплаты низкие, уровень преподавания примитивен. Такая ситуация -следствие недостаточного финансирования университетов. Число студентов резко выросло, а размер финансирования как со стороны государства, так и со стороны частного сектора остался прежним» (с. 15).

Идея о том, что налоги и сборы помогут заполнить финансовую брешь высшей школы, несостоятельна: например, школьная система, где более четверти всех детей - из бедных семей, гораздо больше нуждается в денежных средствах, чем высшее образование. Плата за учебу не решает всех проблем. Может быть, именно поэтому английское правительство предложило значительно увеличить ее размер, чтобы за счет этого увеличить доходы университетов. В то время как сторонники этого решения говорят, что у всех будут равные шансы в получении диплома. Против-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.