Научная статья на тему '2004. 03. 020. Ахунова г. Организация и роль маркетинга в сфере образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров // экон. Вестн. Узбекистана. - Ташкент, 2003. - № 5. - С. 17-18'

2004. 03. 020. Ахунова г. Организация и роль маркетинга в сфере образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров // экон. Вестн. Узбекистана. - Ташкент, 2003. - № 5. - С. 17-18 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 020. Ахунова г. Организация и роль маркетинга в сфере образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров // экон. Вестн. Узбекистана. - Ташкент, 2003. - № 5. - С. 17-18»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2004.03.020. АХУНОВА Г. ОРГАНИЗАЦИЯ И РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Экон. вестн. Узбекистана. - Ташкент, 2003. - № 5. - С. 17-18.

Ключевые слова: маркетинг, рынок образовательных услуг, модернизация.

Г.Ахунова - профессор, директор Института экономики, бизнеса, повышения квалификации и переподготовки кадров при Ташкентском государственном экономическом университете. В своей работе автор анализирует роль маркетинговых отношений в сфере образования.

Образование Г.Ахунова определяет как сферу, дающую обществу и его членам необходимые знания, навыки, культуру поведения и многие другие интеллектуальные ценности, необходимые человеку для нормальной жизнедеятельности, непрерывного профессионального роста и повышения материального благополучия. Будучи отраслью непроизводственной сферы, сегодня в Узбекистане оно представляет собой одну из малоисследованных, но наиболее перспективных «ниш» маркетинга. В сфере образования пересекаются интересы как некоммерческого, так и коммерческого маркетинга.

Маркетинг - это сам процесс обследования рынка образовательных услуг, сегментирование потребителей в разрезе покупательной способности, по полу и возрасту, по профилю требуемого образования и т. д. Маркетинговая концепция образования - это определенная совокупность научно обоснованных принципов и подходов, обеспечивающих действенность и эффективность построенных на ее основе учебных программ, деловой успех, конкурентоспособность в рыночной среде, а главное -

выполнение функций, возложенных на систему образования государством и обществом.

Концепция маркетинга образовательных услуг должна учитывать спрос рынка труда и формирующийся рынок образовательных услуг, где изучается спрос потенциальных потребителей на услуги, осуществляется тщательная сегментация рынка по платежеобеспеченному спросу, полу, возрасту, требуемой специальности. Полученные данные затем сопоставляются с предложением образовательных услуг со стороны учебных заведений, ценами на них, выявляется уровень покрытия спроса имеющимся предложением. Разница же между спросом и предложением - это ориентир для учреждений системы образования по наращиванию услуг на расширение подготовки учащихся по специальностям, пользующимся спросом, и плановому сокращению услуг, теряющих спрос.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает свой комплекс маркетинга, учитывая маркетинговую информацию. В этот комплекс входят образовательные услуги (конкретные специальности и набор учебных дисциплин), способы доведения образовательных услуг до потребителя (очное, заочное и другие формы обучения), варианты оплаты обучения, а также мероприятия, направленные на формирование необходимого имиджа специальности в глазах потенциальных потребителей и общества в целом.

Сегодня во многих образовательных учреждениях идет модернизация процесса подготовки и переподготовки кадров, основными целями которой являются доступность образования, повышение качества образовательных услуг и эффективности деятельности всей высшей школы. В этих условиях важно улучшить деятельность маркетинговых служб учебных заведений, а также обеспечить переход к единой информационной маркетинговой системе. Сегодня рынок, отмечает автор, диктует необходимость конкретизации того, какой именно специалист нужен предприятию или другой организационной структуре. Только исходя из конкретного спроса, заказчик может признать разумными свои расходы на подготовку нужного специалиста и санкционировать их.

Конечно, грамотный, квалифицированный, многосторонне развитый специалист востребован всегда. Следовательно, образовательные учреждения должны выпускать конкурентоспособных специалистов, а этого можно достичь лишь при надлежащем уровне преподавания, гибкости учебных программ, а также должной увязки учебных процессов с научными исследованиями. Однако приблизиться к желаемой цели быва-

ет достаточно сложно: в рыночных условиях многие вузы вынуждены самостоятельно решать многие финансовые проблемы, связанные с поддержанием высоких стандартов в области образования и научных исследований, с улучшением материально-технической базы, с подготовкой и выпуском учебных материалов и т. д. Поэтому многим вузам, решившим вступить в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг, приходится решать следующие задачи:

1) на какого абитуриента ориентироваться, т.е. кого учить - тех, кто может оплатить учебу, или тех, кого легче обучать, т.е. отличников школ;

2) кого в первую очередь зачислить в число студентов после успешной сдачи вступительных экзаменов - абитуриентов, направленных на учебу предприятиями, или поступающих по собственной инициативе, в том числе тех, кто платит за учебу сам;

3) с какой целью, каким учебным предметам и сколько времени

учить;

4) как учить - очная, заочная, вечерняя или смешанная формы обучения, а также технология обучения, контроля и оценки знаний;

5) кто и с помощью чего будет учить - имидж и квалификация преподавателей, их опыт и педагогическое мастерство, использование ими в учебном процессе современных технических средств обучения и т.д.

С точки зрения автора, решение всех перечисленных задач должно быть ориентировано на максимальное удовлетворение потребительского спроса, изучение которого и является основной целевой функцией всякого маркетинга.

XXI век в экономике характеризуется переходом от адаптационно-рыночного приспособления к внешней среде (конъюнктура рынка) к ресурсной парадигме, т.е. созданию новых продуктов, рынков, формированию новых потребностей и предпочтений, генерированию идей будущих товаров и рынков (стратегический маркетинг). В этих условиях главная задача образования - научить человека думать, принимать решения, формулировать задачи. «В подготовке и переподготовке кадров важным должен стать принцип: не только мыслить глобально, но и действовать конкретно, мобильно и своевременно» (с. 18).

В заключение автор пишет, что подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов - двуединый процесс, на одном полюсе которого стоят претенденты на получение желаемого образования, а на

другом - образовательные учреждения, предоставляющие эти образовательные услуги как на платной основе, так и по государственным грантам. Чем полнее и эффективнее каждая сторона решает свои функции, тем выше образовательный уровень и профессионализм кадров, крепче кадровый потенциал страны. Таким образом, основой всех принимаемых решений должен стать квалифицированно проведенный маркетинг рынка образовательных услуг.

Е.Н.Рачкова

2004.03.021. ТАВГЕНЬ И.А. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Открытое образование. - М., 2003. - № 3. - С. 14-22.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, психологические особенности, взаимодействие в киберпространстве.

И. А. Тавгень - кандидат технических наук, доцент Белорусского МТУ, старший научный сотрудник «ГИАЦ Минобразования» - рассматривает один из важнейших факторов эффективности дистанционного образования - психологический аспект.

Дистанционное обучение, опосредованное Интернет-средой и компьютерным взаимодействием, обязательно предполагает учет человеческого фактора, традиционно ассоциируемого с психологией. Человеческий фактор подразделяется на два подфактора, имеющих свою специфику: технологический, связанный с опосредованным взаимодействием в Интернет-среде, и личностный, связанный с получением образования взрослых людей. При организации дистанционного обучения обязательно нужно учитывать эти подфакторы, отмечает автор.

В рамках замкнутой системы объединение участников образовательного процесса дистанционного обучения также предполагает учет специфики межкультурного взаимодействия и в аспекте Интернет-коммуникации представителей разных культур, и в аспекте опосредованного ею взаимодействия в системе преподаватель - обучаемый. Применительно к первому аспекту необходимо использование достижений кросскультурной психологии, показывающей сложности интеркультурной коммуникации. Второй аспект должен проявляться в осознании того, что индивидуальные образовательные культуры участников образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.