ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ
2004.03.021. РОТТАЙЕР П. КАЗАХСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДА НА ОСЕДЛОСТЬ: ПРОГРЕСС И ТРАДИЦИЯ В РЕШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
ROTTIER P. The Kazakness of sedentarization: promoting progress as tradition in response to the land problem // Centr. Asian survey. -Abingdon, 2003. -Vol. 22, N 1. - P. 67-81.
Автор (Висконсинский университет, Мадисон, США) утверждает, что к началу XX в. само существование казахского народа оказалось под вопросом. Казахская интеллигенция доказывала, что спасение надо искать в переходе на оседлость - это сохранит оставшиеся пастбища от дальнейшего расселения русских крестьян. Чтобы осуществить идею перехода на оседлость, интеллигенция должна была стать во главе казахов, отстранив традиционных лидеров - сторонников кочевничества, доказав, что именно жадность ханов, султанов, улема привела к отсталости и упадку казахского народа.
Неотложность задачи перехода на оседлость диктовалась тем, что к 1917 г. 3 млн. русских крестьян освоили 17 млн. десятин степной земли, доля русского населения в северных областях выросла за 1897-1916 гг. с 16 до 42%; многие пастбища были утеряны для казахов, которые были вынуждены прибегать к земледелию как дополнительному источнику существования, распахав к 1916 г. 600 тыс. десятин земли (с. 68-69)'.
Немногочисленная новая казахская интеллигенция, получившая образование в России, особенно ее второе поколение, находив-
1 Olcott M. The Kazakhs.-Stanford, 1987. - P. 89-90; Demko G. The Russian colonization of Kazakhstan, 1896-1917. - Bloomington, 1964. - P. 160-161. Описание здесь и далее по реф. источнику.
шееся под влиянием идей революции 1905г., страстно требовала сохранения земли казахам. Г азета «Qazaq» и журнал «Aikap» печатали в 1913 г. немало статей о положении казахов, причем в центре их внимания был вопрос о земле: «В эти дни у казахов много проблем, но самая важная — земельная» (с. 73)'. Один из авторов газеты «Qazaq» Алихан Бокейханов причиной ухудшения положения казахов в девяти областях Туркестана и в Астраханской губернии называл то, что «в 1913г. приблизительно 6 млн. десятин земли отнято у казахов и передано мужикам» (там же).
Казахская интеллигенция верила, что все общества проходят стадию кочевничества, а затем переходят к оседлости. Тем самым она утверждала, что переход к оседлости «не противоречит казахской традиции, а скорее является следующим необходимым шагом развития великой нации. Благодаря этой аргументации казахская элита могла способствовать модернизации, осуждая русскую колонизацию... Она доказывала, что «казахскость» (kazakness) — не атрибут кочевого образа жизни, а отражение Отечества (ata meken). Территория, а не традиция становилась краеугольным камнем аргументации казахской интеллигенции в пользу перехода на оседлость» (с. 75). Об этом писала «Qazaq», к этому призывал М.Дулатов в поэме «Казахская земля» и в статьях2. Для Дулатова переход на оседлость - способ сохранить родную землю, без ata meken казахи исчезнут как народ.
Сходные мысли высказывали один из издателей журнала «Aikap» Мухамеджан Сералин и Алихан Бокейханов в газете «Qazaq» в 1913-1914 гг.: если казахи потеряют свою землю, они утратят свою идентичность и перестанут быть казахами. Султанмахмут Топайгиров в 1913г. перепечатал статью М.Гаспринского о печальной судьбе крымских татар и ногайцев, легко распродавших свои земли русским и вытесненных ими из Крыма, с прямым предупрежденьем казахам, киргизам, башкирам опасаться той же участи. Топайгыров призывал прислушаться к этому предупреждению. Продолжая кочевать, казахи рискуют потерять вместе с землей свою культуру и традиции. «Qazaq» в № 1 за 1913г. предостерегала казахов не откочевывать в Китай во
' Перепечатано в Qazaq Alas azamattarynyng ruzhyna baghyshtalady. - Almaty,
1998.
2 Оригиналы в журнале «Aikap», 1911, № 11. Перепечатано в Алма-Ате в 1991 г. и в 1997 г.
имя сохранения кочевого образа жизни, ибо спасение не в эмиграции, а в получении образования (с. 78).
Казахская интеллигенция была единодушна относительно необходимости перехода на оседлость, но расходилась во мнении о типе последующего хозяйства: авторы в «Aikap» выступали за принятие русской аграрной модели и отказ от животноводства, пишущие в «Qazaq» пропагандировали оседлое интенсивное животноводство (в частности, в № 28 за 1913г. А.Бокейханов указывал на бедность земель, не обещающих богатых урожаев зерновых, но пригодных для пастбищ и позволяющих, по примеру Австралии, экспортировать мясо, с. 79). Путь, предложенный
«Qazaq», очевидно, позволял легче сохранять связи с казахскими традициями.
В заключение автор вновь повторяет, что казахская интеллигенция боролась за спасение земли путем перехода казахов на оседлый образ жизни и хозяйства во имя сохранения казахской нации. «Элита доказывала, что казахская идентичность привязана к родной земле, а не обязательно к традиционному кочевничеству, которое было не более, чем экономической фазой, которую следовало пройти» (с. 80).
С. И. Кузнецова
2004.03.022-023. КАЗАХСКИЕ УЧЕНЫЕ ОБ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА. ^
2004.01.022. КОЙГЕЛДИЕВ М. Казахская государственность и национальная элита // Отан тарихы=Отеч. история. - Алматы, 2002. -№ 4. С. 7-16.
2004.01.023. ИРМУХАНОВ Б. «Интегрированная история Казахстана» и проблема этногенеза казахского народа // Там же. -С. 66-78.
Директор института истории и этнологии имени Ч. Валиханова МОН Республики Казахстан М.Койгелдиев (022) утверждает, что в начале XVIII в. Казахское ханство было единым государством со своеобразной экономикой и социально-политической структурой. Основным законом являлся свод законов «Жет! Жаргы», столицей -город Туркестан.
Однако вследствие ослабления государственности из-за политической раздробленности казахских жузов и опустошительного нашествия джунгар в 1723г. правители Младшего жуза поручили хану