Научная статья на тему '2004. 03. 018. Сиддики Ш. Х. Решение проблемы долга и сокращение зависимости от МВФ и мирового банка. Siddiqui Sh. H. solution on debt problem and reducing dependence on IMF / world Bank // J. of islamic banking A. Finance. - Karachi, 2001. -Vol. L8, n 1. - P. 7-30'

2004. 03. 018. Сиддики Ш. Х. Решение проблемы долга и сокращение зависимости от МВФ и мирового банка. Siddiqui Sh. H. solution on debt problem and reducing dependence on IMF / world Bank // J. of islamic banking A. Finance. - Karachi, 2001. -Vol. L8, n 1. - P. 7-30 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ -И ИСЛАМСКИЕ СТРАНЫ / ДОЛГИ ВНЕШНИЕ -ИСЛАМСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 018. Сиддики Ш. Х. Решение проблемы долга и сокращение зависимости от МВФ и мирового банка. Siddiqui Sh. H. solution on debt problem and reducing dependence on IMF / world Bank // J. of islamic banking A. Finance. - Karachi, 2001. -Vol. L8, n 1. - P. 7-30»

казывало ежегодный рост в 32,2% (017, с. 534). При ближайшем рассмотрении, однако, стратегия имела здесь только частичное значение и не оказалась устойчивой. Успешной была продажа оружия Турции (для борьбы с курдами), бывшему руандийскому правительству, Анголе; Индонезия закупала вертолеты для борьбы с Восточным Тимором. Правительство расширяло

интервенционистскую политику, чтоб увеличить роль ЮАР в производстве вооружений, в системной интеграции. Была разработана новая программа авиастроения, укреплялся союз военных и фирм, производящих вооружение. Авиастроение в ВПК было в наилучшем положении. Переговоры «Бритиш спейс» и «Денел авиэшн» (при том, что первая владела 20% акций второй) позволяли «Денел» стать частью мировой отрасли в качестве субподрядчика одного из крупнейших мировых игроков.

Таким образом, в трех сходных растущих экономиках ведущие авиастроительные фирмы достигли определенной степени рыночной компетентности, использовали возможности государственного субсидирования, создали устойчивые технологии и промышленную инфраструктуру и вели борьбу за повышение своей конкурентоспособности. При этом «Эмбраер», с самого начала ориентированная на рынок и международную конкуренцию, использовала преимущества дешевого труда. «Денел» использовала значительные технологические возможности в период апартеида, но была менее успешна в ходе адаптации к новым рыночным условиям и конвертировалась в гражданское производство; ИПТН остается в инфантильном состоянии, в полной зависимости от государственной поддержки.

С.ММакарова

2004.03.018. СИДДИКИ Ш.Х. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛГА И СОКРАЩЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МВФ И МИРОВОГО БАНКА.

SIDDIQUI SH.H. Solution on debt problem and reducing dependence on IMF / World Bank // J. of islamic banking a. finance. - Karachi, 2001. -Vol. l8, N 1 .- P. 7-30.

Ш.Сиддики, директор Института исследования исламского банковского дела и финансов (Карачи, Пакистан), обращает внимание на то, что на мусульман приходится 20% мирового населения и 23% территории, но доля мусульманских стран в мировом ВВП сократилась с 7,5 до 4,5%, в экспорте - с 18 до 7,5%, в импорте - с 9 до

7%; доля в мировых расходах на НИОКР составляет 0,6% (с. 7). Общий внешний долг исламских стран (ИС) - членов Исламского банка развития вырос с 520 млрд. долл. в 1994г. до 689 млрд. в 1999г., отношение долга к ВВП выросло со 120,9 в 1997 г. до 137,9% в 1998 г. (с. 7-8).

Широко признано, что устойчивый экономический рост невозможен при постоянной опоре на внешние займы и кредиты; они становятся все более скудными, а МВФ ставит жесткие и даже противоречивые условия странам-заемщикам. Займы Мирового банка (МБ) тоже не облегчают ситуации. Некоторые экономисты Третьего мира считают, что МВФ действует в мировой торговой системе как инструмент навязывания бедным странам империалистической финансовой дисциплины и таким образом создает форму долгового рабства, при которой проблема платежных балансов развивающихся стран становится неразрешимой.

Стабилизационные меры МВФ часто рассматриваются как запланированные в первую очередь для поддержания бедности и зависимости PC, для сохранения нынешней несправедливой рыночной структуры, выгодной индустриальному миру.

Действительно, обусловленность займов МВФ усугубляет неравенство доходов в обществе и увеличивает безработицу в странах-должниках. Многие ИС продолжают брать займы, подчиняясь жестким условиям МВФ, который служит скрытым целям империалистических держав, выступающих под флагом «нового мирового порядка» (с. 9). Эту концепцию пропагандируют США после того, как они стали единственной сверхдержавой. Лозунги глобализации, либерализации и приватизации подняты для обеспечения «мира, процветания и гармонии» на Земле, однако маскируют капитализм и империализм.

МВФ и МБ подвергаются критике не только в PC, но и некоторых развитых странах (Киссинджер, Стиглиц и другие). Некоторые экономисты настаивают, что экономические и финансовые кризисы последнего времени в разных частях мира просигналили о неудаче глобализации. На самом же деле эти кризисы демонстрируют быстрый успех неоколониалистских сил, их экономическое и политическое господство над PC при полной поддержке международных финансовых институтов. В 1997 г. азиатские «тигры» пострадали от иностранных спекулянтов, которых премьер-министр Малайзии Махат-хир назвал «дикими зверями», предупредив о «новом империализме»

на финансовых рынках. Бывший индонезийский президент также говорил, что резкие колебания международных финансовых потоков и денежной торговли разрушали экономические и социальные достижения РС.

В последнее время многие РС развивали рыночную экономику, что только усиливало их зависимость от внешних ресурсов. Во многих РС необходимость обслуживания долга вынуждала их сокращать расходы бюджетных средств на социальные нужды. Кризис 1997 г. показал, в частности, на примерах Индонезии и Малайзии, что экономики, широко признанные в качестве модели, могут быть расстроены внешними силами (займы, банковские депозиты или инвестиции).

Богатые развитые страны больше всех выигрывают от международной финансовой системы, в то время как РС, в том числе и ИС, несут постоянные тяжелые потери. Исследования Исламской торговой палаты показали, что из-за глобализации бедные ИС теряют в год 600 млн. долл., а страны Тропической Африки, Алжир, Тунис и Марокко - 1,2 млрд. долл. У стран - членов Исламского банка развития дефицит платежного баланса в 1993-1998 гг. был 152 млрд. долл., а у всех РС - 518 млрд. (с. 12).

МВФ и МБ требуют, чтобы РС-должники ускорили приватизацию, хотя частный сектор не готов к этому. В таких условиях приватизация дает решающее преимущество иностранцам, в том числе МНК. Во многих РС приватизация стала крупным источником коррупции и грабежа. Понятно стремление страны получить иностранный капитал в форме займов или крупных инвестиций. Но тогда возникает дополнительный риск финансового кризиса, в частности, в некоторых ИС, прямо или косвенно принявших тактику империалистических держав.

По словам секретаря Христианского совета денежной справедливости, «четыре фактора - основанная на долговых

обязательствах финансовая система, торговые дисбалансы, международные потоки капитала и долг Третьего мира - собраны вместе, чтобы создать совершенную финансовую среду для МНК и двигать вперед процесс глобализации» (с. 13). Глава МВФ Колер также считает, что международные потоки частного капитала могут быть источником уязвимости и кризисов в РС. М.Махатхир говорил: «Эти потоки почти банкротят нас. почти делают нас пауперами и нищими, почти ставят нас под

управление иностранных держав, чья повестка дня не такая, как наша» (с. 14).

Глобализация мировой экономики, либерализация

международной торговой системы, новый торговый режим по ВТО, потоки ресурсов в PC и их внешняя задолженность будут иметь огромное воздействие на экономические перспективы ИС. Поскольку глобализация есть кристаллизация взаимозависимости народов, PC должны обеспечить свою готовность к нынешнему рынку. Для стран-должников глобализация, либерализация и дерегулирование могут иметь разрушительные последствия, если они не сократят свою зависимость от внешнего долга.

В 90-е годы общее состояние экономики Пакистана было наихудшим за всю его историю. В 1993 г. он подписал программу структурного урегулирования с МВФ; многолетняя опора на внешние заимствования для финансирования крупного и постоянного дефицита вела к резкому росту внешнего долга - с 17 млрд. долл. в 1991 г. до более 30 млрд. в 1999 г. и почти 38 млрд. в настоящее время. Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг в 1998-1999 гг. составляло 302%, что не только вдвое больше цифры для всех PC ( 146,2%), но и превосходит установленный нормальный лимит в 250% (с. 15).

Таблица 1 (с. 29) Исламские страны — крупнейшие должники

Общий долг (млрд. долл.) Отношение долга к ВВП (%)

1993 г. 1998 г. 1993 г. 1998 г.

Индонезия 89,2 150,9 59 176

Турция 68,6 102,1 38 50

Малайзия 26,1 44,8 43 65

Пакистан 24,5 32,2 49 53

Египет 30,5 31,9 67 37

Алжир 26,0 30,7 54 68

Нигерия 30,7 30,3 162 79

Мирия 19,9 22,4 149 138

Марокко 21,5 20,7 83 60

Судан 15,8 16,8 226 183

Для облегчения долгового бремени PC необходимо выполнение следующих условий: долг бедных PC с высокой задолженностью должен быть списан или аннулирован; долги PC должны быть урегулированы или объявлен заемщиками мораторий; страны-должники должны объявить односторонний мораторий; долги многих стран, являющиеся «одиозными», не следует оплачивать, поскольку они не имеют морального или легального основания.

Председатель Верховного шариатского суда Пакистана говорил: «Нация должна стоять на собственных ногах и зависеть от собственных ресурсов. Расходы западного типа должны быть остановлены. Каждый из нас должен жить согласно стандарту, который мы себе можем позволить на базе собственных ресурсов... Лидеры и высшие слои должны подать пример... Это единственный метод остановить заимствования» (с. 22).

Согласно мусульманской концепции, все принадлежит Аллаху, индивиды, корпорации, государство - все его агенты и доверенные лица, ответственные перед ним за управление и расходование средств. Имеющиеся на Западе депозиты и ликвидность у жителей арабского мира равняются 88 млрд. долл.; пакистанцы, живущие в Пакистане, имеют депозиты почти в 105 млрд. долл. в банках за пределами Пакистана (с. 23). Эти исламские ресурсы позволяют империалистическому миру эксплуатировать ИС, просто предоставляя займы и кредиты из этих средств. Такое помещение ресурсов мусульманами не соответствует Корану, их следует держать в банках своей страны или братских ИС для роста торговли, промышленности, сельского хозяйства.

Страна должна опираться на собственные силы, но это не означает самообеспеченности всеми видами товаров и услуг; это значит: большее использование местных ресурсов; создание

большего числа рабочих мест; защита экономики от внешних шоков, политического и экономического суверенитета, а для Пакистана еще и защита ядерной программы. Китайская Народно-освободительная армия в дополнение к своим профессиональным обязанностям строит мосты, аэропорты, показывая многим РС пример не только «военной силы», но и «рабочей силы». Опора на собственные силы включает внешний сектор, мобилизацию местных ресурсов, экономический рост всех отраслей, заботу об обороне, образовании и НИОКР. Каждая ИС может разработать собственную стратегию для достижения опоры на

собственные силы на постоянной основе; нужна такая стратегия и для регионов. Чтобы уменьшить? свою зависимость от МВФ и МБ, ИС должны улучшить свои таможенные и валютные законы.

Кризис в азиатских странах и проблемы многих ИС делают все более насущным их экономическое сотрудничество между собой. Организация Исламская конференция (ОИК) должна продолжать свои усилия в этом направлении, например, поощрять создание совместных предприятий. Со своей стороны, И С должны делать все возможное для улучшения инвестиционного климата, развивать торговлю между собой. Сейчас она составляет 10%, но должна в кратчайшее время вырасти до 30%; также необходимо создание Исламского общего рынка. Отдельные ИС и ОИК должны выделить средства на НИОКР, нацеленные на экономический рост и развитие, способствовать созданию Исламского валютного фонда. «В любом случае исламские страны должны распрощаться с Международным валютным фондом» (с. 6).

ИС должны повернуться от опоры на займы и кредиты к опоре на инвестиции. Одна из причин тяжелой задолженности ИС -деятельность системы, основанной на проценте: в исламе процент запрещен. Если ИС хотят жить самостоятельно и развивать кооперацию между собой, им необходимо отказаться от политики непроизводительных процентных займов и перейти к системе, основанной на инвестициях. Необходима независимая политика защиты своих национальных интересов с целью деколонизации.

С. М. Макарова

КУЛЬТУРА

2004.03.019-020. ШИИТСКАЯ АГИОГРАФИЯ.

2004.01.019. AMIR-MOEZZI, MOHAMMAD ALL Considerations surl'expression din Ali - aux origines de la foi shiite // Z. der Deutschen Morgenlandischen Ges. - Wiesbaden, 2000. - Bd. 150, N 1. - S. 29-68.

2004.01.020. SINDAWI, KHALID AHMAD. The place of angels in themaqatil literature // Islamic culture. - Hyderabad, 2002. - Vol. 76, N 3. -P. 45-63.

Мохаммад Али Амир-Моэззи (Париж) (019) анализирует неоднократно встречающееся в раннеисламских источниках понятие дин Али (букв, «религия Али»), пытаясь объяснить особенности воспри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.