Научная статья на тему '2004. 03. 015. Шёберг А. На задворках Интернета - шведские расистские сайты 1996-2000. Sjoberg A. pa Internets bakgard - Svenska rasideologiska webbplatser 1996-2000 // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. - Kobenhavn, 2001. - arg. 88, n 3. - S. 217-229'

2004. 03. 015. Шёберг А. На задворках Интернета - шведские расистские сайты 1996-2000. Sjoberg A. pa Internets bakgard - Svenska rasideologiska webbplatser 1996-2000 // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. - Kobenhavn, 2001. - arg. 88, n 3. - S. 217-229 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАСИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 015. Шёберг А. На задворках Интернета - шведские расистские сайты 1996-2000. Sjoberg A. pa Internets bakgard - Svenska rasideologiska webbplatser 1996-2000 // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. - Kobenhavn, 2001. - arg. 88, n 3. - S. 217-229»

2004.03.015. ШЁБЕРГ А. НА ЗАДВОРКАХ ИНТЕРНЕТА - ШВЕДСКИЕ РАСИСТСКИЕ САЙТЫ 1996-2000.

SJOBERG A. Pa internets bakgard - svenska rasideologiska webbplatser 1996-2000 // Nord. Tidsskr. for Kriminalvid. - Kebenhavn, 2001. - Arg. 88, N 3. - S. 217-229.

Статья сотрудника Института криминологии Стокгольмского университета, кандидата философских наук Андерса Шёберга посвящена распространению разного толка расистской пропаганды через Интернет. Феномен Интернета, пишет он, обладает как позитивными, так и негативными сторонами. Интернет часто связывается с будущим, техническим прогрессом, глобализацией, верой в завтрашний день, расцветом экономики. Вместе с тем он служит и новым поприщем для совершения разного рода нарушений и преступлений.

Наряду с распространяемыми по Интернету материалами о детской порнографии и проституции в центре внимания в Швеции оказались также расистская и антисемитская пропаганда. Шведские националистические и расистские организации создали в Интернете многочисленные сайты для распространения своих взглядов, сообщений, информации. Часто содержание распространяемых сведений подпадает под деяния, которые, согласно шведскому законодательству, предусматриваются § 8 гл. 16 Уголовного кодекса Швеции («Лицо, которое в распространенном заявлении или сообщении угрожает или выражает неуважение к национальной, этнической или другой подобной группе людей со ссылкой на расу, цвет кожи, национальное или этническое происхождение или религиозное убеждение, должно быть приговорено за агитацию против национальной или этнической группы...»).

В 1990-х гг. значительно возросло число заявлений по такому роду делам - от 44 в 1990 г. до 865 в 2000 г. Однако в январе 2000 г. только одно лицо было осуждено за преследование представителей отдельных групп людей через Интернет. Когда главный прокурор страны в конце 2000 г. и начале 2001 г. рассмотрел деятельность 60 расистских, нацистских и враждебных в отношении иностранцев сайтов, то в связи с этим не было проведено даже предварительного расследования. Также закончилось рассмотрение заявлений против резко выраженных антисемитских сайтов исламского радио, ибо прокурор не смог установить инициаторов этих выступлений. Очевидно, что в правовом отношении существуют определенные сложности при рассмотрении и расследовании дел, связанных с преследованием отдельных групп людей по Интернету. Это опре-

деляется многими причинами, из которых, по мнению автора, следует выделить три. Во-первых, Интернет как распространенное и доступное средство коммуникации является новым феноменом. Поэтому существует определенная неуверенность по поводу того, насколько применимо в данной сфере действующее законодательство и каковы пределы его действия.

Во-вторых, в то время как Интернет не имеет границ, занимает глобальную арену, право, во многих отношениях выступает в качестве актора местного значения. При этом большинство сайтов, содержание которых можно было бы квалифицировать как действия, предусмотренные § 8 гл. 16 УК Швеции, локализованы в серверах, расположенных за пределами границ страны. Тем самым затрудняется возможность правоохранительных органов для ведения расследования названных дел. В-третьих, работу правоохранительных органов осложняют некоторые юридические и технические факторы, которые характеризуют многие нацистские и расистские движения. В частности, сайты нередко содержат кодированную речь, которая наряду с разными оговорками, камуфляжем, затушевыванием придает сведениям правовую нечеткость, хотя ее содержание, во всяком случае для посвященных, без сомнения ясно.

Интернет - это всеобъемлющая, легкодоступная и относительно дешевая коммуникация. Наряду с тем, что техника гарантирует высокую степень анонимности, она обеспечивает условия, при которых экстремистские движения, обладая небольшими ресурсами, могут создавать видимость (иллюзию) своей силы, значимости и власти. Некоторые специалисты считают также, что Интернет служит важным источником дохода этих организаций.

Конечно, под прикрытием сайта может находиться националистическая организация, но чаще всего предлагаемые материалы являются результатом деятельности и личных идей небольшого числа лиц. Следовательно, число сайтов вряд ли может служить надежным критерием степени реальной распространенности нацистского движения и его значимости в стране. По поводу того, пишет автор, как эти сайты должны восприниматься обществом, существуют различные мнения. Одни требуют ужесточения наказаний в данной сфере, некоторые даже полного запрещения расистских и нацистских сайтов. В частности, таким предложением выступила в 2000 г. партия защиты окружающей среды (МП-]браг11е1). Один из основных борцов с нацистскими организациями в Швеции, член социал-демократического совета г. Карлскруна Б. Фриес в

своей статье даже обвинил правительство в симпатии к нацистам. Если, указывает Б. Фриес, ложь, нацистские высказывания, произведения и символы совершенно открыто могут появляться в Интернете, то это значит, что у нас нет законов, которые могут применяться против них (с. 226). Представляется, пишет автор, что события последних лет говорят в пользу высказываний Б. Фриеса.

Когда в 1900-х годах в Швеции довольно широко применялся закон об ответственности за преследование отдельных групп людей (по расовым, национальным, этническим признакам) с целью противодействовать различным проявлениям нацизма, расизма и антисемитизма в обществе, но Интернет при этом практически не затрагивался.

По поводу такого несоответствия высказался, в частности, шведский прокурор У. Гримсборн. Нацисты, заявил он, прекрасно знают, что не могут проповедовать свои взгляды на площадях, и вот они превратили Интернет в Эльдорадо для таких выступлений (с. 226).

С другой стороны, существует мнение, что с ситуацией, сложившейся в Интернете, следует бороться несудебными средствами. Шведский журналист У. Ларсму использует понятие «моральная паника», чтобы показать реакцию общественности и в особенности средств массовой информации на феномен Интернета (с. 226). Представьте себе, говорит он, что кто-то посылает вам домой по почте нацистскую листовку. Так что же, после этого вы будете требовать ликвидации почты. Кроме того, в полемике с теми, кто воспринимает Интернет как анонимно используемую дикорастущую, не доступную для проверки чащу, У. Ларсму утверждает, что расположение нацистской пропаганды в Интернете, этой охватывающей весь мир сети, позволяет его достаточно хорошо контролировать и сдерживать. Внутри, в пределах нового средства информации, указывает У. Ларсму, ведется борьба между пропагандой ненависти и просветительской деятельностью, приводятся разъяснения по данному поводу (с. 226).

Многие рассматривают Интернет как форум, место свободного общения между людьми. Здесь обеспечивается возможность для высказывания разнообразных взглядов и отсутствуют ограничения дискуссий. Расистские сайты воспринимаются участниками Интернета, скорее, как тема для обсуждения, в котором они могут проявить активность. Контроль будет не только препятствовать связи, но и создаст почву для нежелательной цензуры.

После встречи судей, прокуроров и полиции Европейского союза было выдвинуто требование регистрации сайтов Интернета с целью противостоять расистской преступности. В результате в ноябре 2000 г. по решению французского суда были закрыты сайты, занимающиеся нацистской пропагандой.

Встает вопрос, пишет автор, каковы возможности общества контролировать идеи, распространяемые в Интернете. С одной стороны, ликвидация всех сайтов, ведущих нацистскую пропаганду, связана с колоссальными расходами.

С другой стороны, уже сегодня обществу удается контролировать Интернет. Проведенное автором исследование показало, что большинство расистских сайтов по разным причинам исчезли, наряду с тем, что Интернет в рассматриваемый период времени значительно расширился. Даже, заключает автор, если новые сайты данного толка и возникают, представляется, что перспектива для долговременных расистских проектов на Интернете ограничена.

Л.Л.Ананиан

2004.03.016. БЭЙНБРИДЖ Д. НАРУШЕНИЯ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ИНТЕРНЕТ И ЮРИСДИКЦИЯ.

BAINBRIDGE D. Trademark infringement, the Internet and Jurisdiction. J. of information, law and technology. - 2003 <http://elj.warwick.ac.uk/ jilt/03-1/bainbridge.hml>

Известный британский юрист Д. Бэйнбридж поднимает проблемы, связанные с нарушением прав на товарный знак, путем его несанкционированного размещения на веб-страницах, расположенных за пределами юрисдикции истца, и возможности исполнения иностранных судебных решений.

Глобальная сеть Интернет породила большое количество споров, связанных с проблемой юрисдикции. Особенно остро встал вопрос в отношении регистрируемых объектов интеллектуальной собственности, в частности символов, размещенных на веб-страницах, которые идентичны или схожи с товарными знаками, зарегистрированными в иных юрисдик-циях.

Общеизвестно, что правовые нормы, регулирующие режим товарных знаков, действуют лишь в пределах той страны, где знак зарегистрирован. По желанию владелец прав на товарный знак может дополнительно зарегистрировать его в любой другой стране. В случае традиционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.