Научная статья на тему '2004. 03. 014. Стемпловски Р. Коалиция культур в мировой системе//Европа. - Warszawa, 2002. - Т. 2, № 4. - С. 7-18'

2004. 03. 014. Стемпловски Р. Коалиция культур в мировой системе//Европа. - Warszawa, 2002. - Т. 2, № 4. - С. 7-18 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ -ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 014. Стемпловски Р. Коалиция культур в мировой системе//Европа. - Warszawa, 2002. - Т. 2, № 4. - С. 7-18»

ных усилиях по созданию мировой цивилизации. Китай, придерживаясь своих конфуцианских доктрин вместе со всеми странами, будет создавать мирную и процветающую мировую цивилизацию в XXI в.» (013, с. 252-253).

Ю. И. Комар

2004.03.014. СТЕМПЛОВСКИ Р. КОАЛИЦИЯ КУЛЬТУР В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ//Европа. - Магаа^'а, 2002. - Т.2, № 4. - С.7-18.

Дискуссию о понятии «цивилизация», отмечает автор, подстегнули работы Ф.Фукуямы о «конце истории» и С.Хантингтона о столкновении цивилизаций. После терактов в США 11 сентября 2001 г. возник поток высказываний об исламском фундаментализме, терроризме, столкновении цивилизаций и т.п., к которым добавилась метафора «ось зла». Появились «эксперты», рассматривающие конец истории как уничтожение существующего мирового порядка, вызванное конфликтом между «цивилизацией Запада» и «цивилизацией ислама».

Многие мусульмане считают, что речь идет о диалоге между Западом и исламом. В то же время арабские участники организованной в июне 2000 г. в Эр-Рияде конференции «Ислам и диалог цивилизаций» с горечью говорили о том, что Запад, игнорирует вклад ислама в его цивилизацию, проводит антиарабскую политику, безоглядно поддерживая Израиль.

Автор считает, что такие категории, как Запад, христианство, ислам, хотя и широко используемые, могут использоваться для диагностики современной мировой политики. Ибо нет одного, единственного или единого Запада, христианства и ислама.

Цивилизацию автор определяет как «направление человеческого прогресса». Иногда появляется термин «современная цивилизация» - понятие, связанное с теориями модернизации или же используемое просто как синоним вестернизации. Зачастую понятие «цивилизация» является синонимом культуры, что характерно, в частности, для польской научной традиции.

Первым автором, строившим синтез истории на цивилизованной основе, был А.Тойнби. Цивилизация, писал он, -это «стремление к такому общественному состоянию, в котором все человечество могло бы жить в гармонии как члены всеобъемлющей семьи... Каждая цивилизация связана с определенным обществом, и на практике не-

2004.03.014

34

возможно исследовать отдельную цивилизацию и ее общество в отрыве друг от друга»1 (с. 10-11).. Однако серьезных последователей у Тойнби не было. Ф.Бродель также использовал понятие цивилизации, но употреблял его в значении «материальная цивилизация». Он считал, что культура - это цивилизация, которая еще не достигла зрелости, своего оптимума, и не обеспечила себе роста. И.Валлерстайн полагал, что понятие цивилизации можно отнести к формам существования культуры монархических миров на данной территории, например, к долгому существованию государства на китайском пространстве.

Признавая полезность понятия цивилизации в исторических исследованиях, автор сомневается в его пригодности для анализа современной мировой политики, объясняя это тем, что если сегодня возникает или, может быть, уже существует всеобъемлющая мировая цивилизация, то в этом случае мы имеем дело не с цивилизацией в известных нам значениях. Ведь любая цивилизация может существовать - т.е. быть идентифицированной - лишь на фоне других. Другими словами, гипотетическая «победа» одной цивилизации как мировой системы вела бы к подрыву исторической концепции цивилизации, к «концу цивилизации». Сейчас происходит формирование глобальной общественной структуры, утрачивающей положительную корреляцию со старыми цивилизационными границами, которые к тому же до сих пор еще удовлетворительно не очерчены.

В прошлом цивилизации как «культуры особого рода существовали на единой территории в течение долгого времени при непрерывности политической системы и экономического строя, достигая высокой степени цельности, отдельности и самодостаточности и эпизодически и ограниченно участвуя в межцивилизационной диффузии» (с. 13-14).

Рождающаяся ныне глобальная структура возникает в результате ослабления и исчезновения барьеров общественной коммуникации, она характеризуется лавинообразным ростом информационных, транскультурных потоков, а, следовательно, и более сильными и все ускоряющимися изменениями контактирующих обществ.

1 Toynbee A.,Caplan Y. A study of history. - OUP, 1988. - P. 44-45. Описание по реф. источнику.

Таким образом, ключевой политической проблемой является поиск такой формы кооперации, которая обеспечит коллективную безопасность при одновременном повышении или по крайней мере удержании прежней культурной дифференциации в лоне этой глобальной социальной структуры. Естественно, что сама дифференциация также подвергается изменению, меняются содержание и композиция черт каждой культуры.

Существование дифференциации очень важно, поскольку развитие было до сих пор производной количества культур, а также их дифференциации. «Долговременный вклад культур, - считает Стемп-ловски, - зависит в конечном счете в большей степени от отличия данной культуры от других, чем от ее отдельных свершений. Поэтому также не имеет смысла утверждение, что какая-то культура сегодня выше, а какая-то ниже, ибо кумулятивное действие всех культур проявляется лишь в их своеобразной коалиции... Ничто не свидетельствует о том, что связь между степенью дифференциации культур и развитием в будущем изменится. Дифференциация не предполагает обязательного конфликта, она предполагает необходимость коалиции культур» (с. 14-15).

В эпоху глобализации более всего необходимо глобальное движение во имя коалиции культур в рамках мировой системы. Одной из предпосылок строительства такой коалиции является лучшее познание различных культур как можно большим числом граждан в как можно большем числе стран. Ибо речь идет о понимании разнообразия нашего мира и поддержке этого явления. Это увеличит шансы взаимовлияния культур. Движение во имя коалиции культур открыло бы новые возможности. Оно могло бы привлечь антиглобалистов, для которых отказ от идеи неравенства культур при сохранении их разнообразия может быть привлекательным. Идеал коалиции культур совпадает с религиозным экуменизмом, постулатом добрососедских от ношений, правами человека, процессами региональной интеграции стран с разными культурами. Этот идеал апеллирует к одной из фундаментальных черт общественного бытия - сотрудничеству. Речь идет о состоянии сознания, как индивидуума, так и всего общества. Способность к сотрудничеству — это способность к участию в коалиции культур.

Ю. И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.