ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2004.03.011. КОЛОДКО Г.В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН.
КОЛОДКО Г.В. Глобалзащя 1 перспективи розвитку пост-сощатстичних кра1н - Кшв: Основш щнносп, 2002. - 245 с. - (Сучасна думка; Кн. 17) -Б1блюгр.: с. 205-216.
В переведенной на украинский язык книге известного польского экономиста, бывшего министра экономики Польши, директора исследовательского центра трансформации, интеграции и глобализации (Варшава), почетного профессора политических и европейских исследований университета Рочестера (Нью-Йорк), рассматриваются проблемы взаимосвязи и взаимодействия глобализации и трансформации экономики постсоциалистических стран, которые, по мнению автора, являются двумя наиболее характерными чертами современности.
В первом разделе рассматриваются специфические черты формирующегося в странах с переходной экономикой (СПЭ) так называемого «постсоциалистического капитализма», в котором отражаются многие черты прошлого строя. В условиях глобализации перед этими странами стоит важная задача - вновь найти свое место в мировой экономике. В 1990-1999 гг. в 25 странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ объем ВВП в целом снизился на 30%. При этом индекс объема ВВП в 1999 г. (за 100 принят уровень 1989 г.) составлял от 30% у Молдавии до 127% у Польши, в том числе у России - 61, Эстонии - 81, Белоруссии -82, Чехии - 96% (с. 21).
Во втором разделе рассматривается взаимодействие между глобализацией и процессом перехода СПЭ от плановой к рыночной экономике. Процесс трансформации СПЭ затрагивает сферу не только экономики, но и политики и социальных отношений. С экономической точки зрения этот процесс складывается их трех параллельных и взаимосвязанных процессов: либерализации и макроэкономической стабилизации, создания рыночных институтов, макроэкономической реструктуризации (с. 26). Процесс трансформации приобрел в наши дни такой геополитический размах, что избежать его не удастся ни одной из бывших соцстран. Даже в Китае, власти которых не имеют намерения ликвидировать социалистическую систему, происходят значительные преобразования, подчиняющиеся логике трансформации.
Тема третьего раздела - анализ исторических корней нынешнего процесса глобализации. Г.В.Колодко считает глобализацию постоянным процессом, который развивается на протяжении многих веков, хотя на каждом этапе может принимать разные формы и иметь различное значение. В ХУ1-ХУШ вв. эпоха великих географических открытий привела к формированию колониальной системы; на рубеже Х1Х-ХХ вв. на основе великих технических открытий сформировалась мировая капиталистическая система хозяйства, а к началу ХХ1 в. процесс глобализации приобрел особый характер и масштабы. Ее особенности связаны прежде всего с четвертой научно-технической революцией и появлением «новой экономики» на основе информационно-телекоммуникационных технологий и Интернета, что расширяет возможности и пространство для развития новых форм экономической деятельности по всему миру. Современный этап глобализации автор определяет как «процесс создания либерализи-рованного и интегрированного мирового рынка товаров и капиталов, а также формирования нового международного институционального порядка, который способствует развитию производства, торговли и финансовых потоков в мировом масштабе» (с. 30). Глобализация - это не состояние, а процесс, который будет развиваться всегда. При этом особенности и динамика глобализации определяются взаимодействием трех факторов: характером технического прогресса, зрелостью политических отношений и состоянием теоретических знаний и практических экономических умений (с. 45).
Четвертый раздел посвящен анализу масштабов и динамики так называемой «трансформационной рецессии» - глубокому кризису, поразившему экономику СПЭ; пятый - анализу сценариев экономического развития в странах ЦВЕ и СНГ и шестой - вопросам преодоления «институционального вакуума» в СПЭ. Как подчеркивает автор, было бы «великой иллюзией» считать, что страны с трансформирующейся экономикой легко могут перейти из второго мира в первый. Процесс развивается таким образом, что некоторые из бывших соцстран останутся в третьем мире: только 11 странам из 25 стран ЦВЕ и СНГ удастся найти место среди экономически развитых государств. Глубокая рецессия 1990-х годов была в одних СПЭ следствием рыночных преобразований, тогда как в других - следствием их отсутствия. Глубина и продолжительность спада были наименьшими в тех странах, которые пытались трансформировать свою экономику еще в рамках социалистической системы. Это
позволило им быстрее создать экономические и финансовые механизмы рынка.
Глобализация и трансформация - необратимые процессы. При этом для СПЭ глобализация создает больше шансов, чем рисков. Баланс взаимодействия между глобализацией и трансформацией может и должен быть позитивным, что в первую очередь зависит от политики СПЭ, разработки и реализации национальной стратегии социально-экономического развития. Примером последней является «Стратегия для Польши», успешная реализация которой в 1994-1997 гг. позволила добиться увеличения ВВП на 28% (с. 201). К сожалению, подчеркивает автор, этого примера не удалось повторить ни одной из бывших соцстран ЦВЕ и СНГ.
В седьмом разделе автор обращает внимание на риски, связанные с открытием экономики СПЭ. Наибольшие риски глобализация создает для стран, не желающих присоединяться к этому процессу. В то же время она открывает возможности для усовершенствования неэффективных систем. «Благодаря расширению международных экономических контактов технический прогресс, переплетающийся с радикальными политическими изменениями, становится важным катализатором, обусловливающим необходимость проведения комплексных реформ» (с. 89). Открытие экономики СПЭ способствует притоку иностранных прямых инвестиций: в 1989-2000 гг. объем прямых иностранных инвестиций в 13 странах ЦВЕ составил 95,2 млрд. долл., в 12 странах СНГ - 35,3 млрд. Показатель прямых инвестиций на душу населения составил соответственно 636 долл. и 146 долл. (в России - 71 долл.) (с. 98). Однако рост иностранных инвестиций также создает не только возможности, но и риски утраты национальной независимости, а также развития негативных процессов, связанных с подчинением национальных интересов интересам космополитической деловой элиты. Глобализация ограничивает свободу СПЭ в выборе направлений экономической политики и методов и ее реализации. Это, однако, не означает унификации принимаемых решений, поскольку национальные власти имеют значительное поле для самовыражения и принятия эффективных решений. Конкретные условия в каждой из СПЭ столь различны, что для перспектив их социально-экономического развития принимаемые решения внутри страны имеют наибольшее значение (с. 106).
Тема восьмого раздела - взаимосвязь между регионализацией и глобализацией мировой экономики. Если рассматривать глобализацию
как процесс формирования мировой капиталистической системы, охватывающей все страны и регионы и сметающей отдельные барьеры, но не устраняющей местных особенностей, то развитие регионализации не противоречит глобализации. Однако если понимать ее как устранение всех барьеров, то в этом случае регионализация будет противоречить глобализации, так как при этом регионализация перестала бы быть двигателем глобализации (с. 111). В современных условиях, считает автор, регионализация является, скорее, локомотивом, который приводит в движение «поезд глобализации», чем барьером на его пути. По его мнению, идеальный глобальный рынок - это множество рынков, которые функционируют в условиях полной взаимной гармонии в разных регионах планеты, подобно тому, как идеальной демократией является ее господство во всех странах (с. 121).
В девятом разделе обращается внимание на тот факт, что глобализация, способствуя созданию единого рынка, не приводит к формированию единого мирового порядка, что требует существенных институциональных изменений на мировом уровне. Процесс глобализации не будет имееть шансов на успех, если не получит политической поддержки со стороны мирового сообщества и если каналы перераспределения глобального продукта останутся прежними (с. 123-124). Это не значит, что необходима некая мировая власть, необходима лишь координация экономической политики в мировом масштабе.
В десятом разделе представлены различные сценарии экономического роста и обеспечения долгосрочной стабильности процесса развития постсоциалистических стран. С точки зрения темпов экономического роста в 2001-2005 гг. все рассматриваемые страны поделены на три группы: 1) догоняющие (это самая большая группа, включающая 19 стран, в том числе Россию), темпы роста которых составят от 4,1% у Хорватии до 5,9% у Эстонии; 2) пять странлидеров с темпами роста в 6,5-8,3%; 3) Молдавия, поддерживающая темп в 2,1; 4) две отстающие по темпам роста страны - Узбекистан и Белоруссия (с.141). В целом наибольшими будут темпы роста в странах, которым в 2004 г. предстоит стать полноправными членами ЕС. Однако, предупреждает автор, процесс преодоления отставания в уровне экономического развития от наиболее развитых государств может существенно затормозиться, если в постсоциалистических странах не будут осуществляться глубокие структурные реформы и развиваться на этой основе здоровые институциональные системы, внутри страны не будут созданы благоприятные поли-
тические условия, а глобализация не будет оказывать на процессы трансформации позитивного воздействия (с.153). Чтобы достичь среднедушевого дохода в 30 тыс. долл. (по паритету покупательной способности валют), Словения должна удвоить свой ВВП, Венгрия увеличить его в 3,5 раза, Россия - в 6,4 раза, Литва - в 7,7 раза, Украина - в 12,7 раза, а Таджикистан - в 39 раз (это самый высокий показатель) (с.161). По расчетам автора, Россия может достичь показателя душевого дохода в 30 тыс. долл. к 2026 г., если войдет в группу странлидеров по темпам роста; к 2038 г. - если останется в группе догоняющих стран; к 2063 г. - если будет иметь темпы роста около 3% (с.163).
Тема заключительного одиннадцатого раздела - анализ основных направлений экономической политики, направленной на разрешение нынешних проблем социально-экономического развития СПЭ. Анализ опыта экономического развития СПЭ в 1990-х годах позволил автору сделать следующие выводы:
- институциональные реформы являются важнейшим фактором, от которого зависят темпы и устойчивость развития;
- для успеха трансформации экономики ограничение государственного сектора имеет меньшее значение, чем политика властей и способы проведения реформ;
- сосредоточение внимания на быстрой либерализации, дающей свободу стихийным рыночным силам, а не на формировании институциональной системы создает своего рода «системный вакуум», в условиях которого осуществляется формальная институционализация;
- правовая система в СПЭ должна быть сформирована таким образом, чтобы она могла действительно обслуживать рыночную экономику;
- часть функций верхних эшелонов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления, что означает осуществление последовательной децентрализации системы государственных финансов;
- необходимо быстрое развитие различных общественных организаций как одной из основ гражданского общества;
- с помощью мер социальной политики государство должно активно противодействовать нарастанию разрыва в уровнях дохода населения, особенно в условиях трансформации экономики;
- рынки капиталов лучше либерализовать только тогда, когда институты, обеспечивающие функционирования этих рынков, достигнут
определенной зрелости, а финансовая стабилизация приведет к финансовой стабильности;
- международные организации должны поддерживать не только вовлечение СПЭ в процесс глобализации, но и углубление их региональной интеграции в целях развития экономики;
- эти организации должны пересмотреть свою политику в отношении СПЭ, чтобы наилучшим образом способствовать их экономическому росту.
В статистическом приложении приводятся данные о динамике темпов экономического роста СПЭ за 1950-2005 гг.
Л.А.Зубченко
2004.03.012. АГЛИЕТТА М. ДЕБАТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО КАПИТАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
AGLIETTE M. La regulation du capitalisme mondial en debat // Problèmes econ. - P., 2003. - N 2811. - P. 15-21.
М.Аглиетта, профессор университета Нантерр, научный консультант Центра прогнозных исследований и международной информации (CEPII), рассматривает дискуссионные вопросы регулирования современной мировой экономики и глобальных финансов.
В 90-х годах ХХ в. мировая экономика развивалась в соответствии с принципами вашингтонского консенсуса, которые предполагали проведение жесткой бюджетной политики, сокращение государственных субсидий, проведение налоговых реформ в пользу капитала, финансовую либерализацию, приватизацию, дерегулирование и гарантию прав собственности. Защищая положение об усиливающейся однородности (гомогенизации) мира, сторонники экономического либерализма упустили из вида то, что возрастающая экономическая взаимозависимость стран и необходимость расширения производства глобальных благ коллективного пользования (biens publics globaux) требуют более тесного политического сотрудничества между государствами и повышения эффективности деятельности международных финансово-экономических институтов.
«Мировая экспансия внутренне присуща капитализму, хотя, подчеркивает автор, процесс накопления капитала осуществляется на социальной базе, структурированной коллективными организациями в рамках независимых государств» (с. 16). Эти организации определяют качество людских ресурсов, знания и социальные стандарты и нормы, которые в