Научная статья на тему '2004. 03. 003. Создание научно-исследовательской базы Министерства внутренней безопасности США. S & т given big boost in homeland security department - issues in science and technology online. - fall 2002, http: // www. Nap. Edu/issues/19. 1/ Hill. Htm, P. 1-3'

2004. 03. 003. Создание научно-исследовательской базы Министерства внутренней безопасности США. S & т given big boost in homeland security department - issues in science and technology online. - fall 2002, http: // www. Nap. Edu/issues/19. 1/ Hill. Htm, P. 1-3 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИЙ БЕЗОПАСНОСТИ США: СТРУКТУРА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 003. Создание научно-исследовательской базы Министерства внутренней безопасности США. S & т given big boost in homeland security department - issues in science and technology online. - fall 2002, http: // www. Nap. Edu/issues/19. 1/ Hill. Htm, P. 1-3»

2004.03.003. СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ США. S & Т given big boost in Homeland security department - Issues in science and technology online. - Fall 2002, http: // www.nap.edu/issues/19.1/ hill.htm, p. 1-3.

Ключевые слова: Министерство внутренний безопасности США: структура, научно-техническая база.

В статье рассматриваются два закона - обсуждаемый в сенате и принятый в палате представителей (ПП) конгресса США, - направленных на обеспечение научно-исследовательской базы создаваемого Министерства внутренней безопасности (МВБ) (Department of homeland and security).

Оба закона предусматривают введение в штат министерства поста заместителя министра по науке и технологии. По закону палаты представителей этот заместитель должен будет координировать научно-технические программы, разрабатываемые во всех подразделениях МВБ, и согласовывать объемы финансирования этих программ. При заместителе министра создается консультативный комитет для подготовки ему рекомендаций, в том числе относительно направлений исследований, потенциально важных для безопасности страны. Кроме того, принятый палатой представителей закон учреждает Институт национальной безопасности (Homeland security institute) в качестве финансируемого из федерального бюджета исследовательского центра. В его задачи будет входить экономический и политический анализ проблем укрепления национальной безопасности, компьютерное моделирование и симуляция с целью выявления «слабых мест» национальной инфраструктуры, разработка стандартов и т.п.

Проект сената предполагает более широкие полномочия для заместителя министра МВБ по науке - он получит право выбора целей установления приоритетов координации, связанной с внутренней безопасностью всех правительственных учреждений, включая вопросы передачи и внедрения созданных в этих учреждениях технологий. Сенат считает также целесообразным создать Совет по научно-техническому обеспечению безопасности, в который вошли бы представители всех ведомств, занимающихся борьбой с терроризмом. Совет должен вырабатывать рекомендации заместителю министра, а тот, в свою очередь, - рекоменда-

ции министру по всем вопросам, связанным с научно-техническим обеспечением безопасности. В аппарате замминистра предполагается организовать ряд отделов, в том числе отдел по работе с национальными лабораториями, отдел анализа и оценки рисков, отдел оценки и передачи технологий и отдел лабораторных исследований. Вместо исследовательского института, фигурирующего в законе ПП, сенат предлагает учредить Агентство перспективных исследовательских проектов в области безопасности (Security advanced research projects agency - SARPA) по образу и подобию такого агентства в системе Министерства обороны. Предполагается, что агентство будет вести собственные исследования, а кроме того, иметь специальный фонд (200 млн. долл.), ориентированный на ускорение разработки и внедрения в практику актуальных для внутренней безопасности страны технологий (Acceleration fund for research and development of homeland security technologies).

По предложению президента Буша, из общего бюджета МВБ, составляющего 37,5 млрд. долл., на исследования и разработки (ИР) должно быть выделено 3,4 млрд. долл. В этом случае МВБ стало бы шестым в ряду наиболее крупных американских правительственных ведомств, финансирующих ИР. Этот вопрос окончательно не урегулирован, поскольку конгресс предпочел оставить проблемы биотерроризма в рамках Национальных институтов здоровья, а не переводить изучающие эти проблемы подразделения в МВБ.

Новое министерство планируют разделить на четыре управления соответственно основным направлениям работы.

1. Управление информационного анализа и защиты инфраструктуры (Information analysis and infrastructure protection), в подчинение которого перейдет Национальный центр анализа и симуляции инфраструктуры (National infrastructure simulation and analysis center) из Министерства энергетики, который является совместным подразделением двух национальных лабораторий - Лос-Аламосской и Сандийской. В 2002 г. бюджет этого центра составил 20 млн. долл. Возможно, сюда же будет передан отдел компьютерной безопасности Национального института стандартов и технологии, подчиняющегося Министерству торговли.

2. Управление по контрмерам по отношению к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам (Chemical, bioligical, radiological and nuclear countermeasures). Основной задачей управления станет определение исследовательских приоритетов и реализация интегральных программ ИР по отражению атаки с помощью оружия массово-

го уничтожения. В управление перейдут соответствующие части программ ИР, в настоящий момент курируемые другими министерствами, их суммарный объем составит около 100 млн. долл. Кроме того, администрация и ПП планируют перевести под юрисдикцию МВБ Центр изучения болезней животных, «отобрав» его у Министерства сельского хозяйства. В этом центре заняты 124 сотрудника, и его годовой бюджет составляет 25 млн. долл.

3. Управление безопасности на границах и на транспорте. По численности персонала и размерам бюджета это управление будет самым крупным. В него войдут нынешние службы иммиграции и натурализации, таможенные и пограничные службы, Служба инспекции животных и растений, ввозимых в страну, а также недавно организованная Администрация безопасности на транспорте. Исследовательские программы всех этих служб в 2003 г. стоили 100 млн. долл.

4. Управление чрезвычайных ситуаций (Emergency preparedness and response). Это управление не будет выполнять каких-либо ИР.

А.Н.Авдулов

2004.03.004. ГРЭМ Л. НАУКА В НОВОЙ РОССИИ.

GRAHAM L. Science in the new Russia. Issues in science and technology

online, - summer 2003. - http://www.nap.edu/issues/19.4Z graham.html; 4pv.

Ключевые слова: наука России, постсоветский период, состояние и перспективы.

«Во времена Советского Союза наука и технология были главными силами, оказывавшими сдерживающее влияние на национальную политику. Появление ядерного оружия вынудило страну отказаться от ленинского тезиса о неизбежности войн» (с. 1). Развитие и распространение персональных компьютеров и информационных технологий исключило возможность осуществления цензуры сталинского стиля. Выступления в защиту окружающей среды подавали пример для аналогичных политических акций и по другим проблемам. Достижения в области биомедицины заставили ученых и философов обратить внимание на этику, которой в СССР постоянно пренебрегали, а ряд разрушительных последствий технократического планирования промышленного развития вынудил руководителей правительства к более глубокому и современному анализу социальных и экономических последствий реализуемых проектов. На всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.