Научная статья на тему '2004. 02. 035. Азам Ж. -П. Насилие и конфликты между этнорегиональными группами: уроки государство-образования в Африке. Azam J. -P. looting and Conflict between ethnoregional groups lessons of Statebuilding in Africa // J. of Conflict resolution. - N. Y. , 2002. - Vol. 46, n 1. - Р. 131-153'

2004. 02. 035. Азам Ж. -П. Насилие и конфликты между этнорегиональными группами: уроки государство-образования в Африке. Azam J. -P. looting and Conflict between ethnoregional groups lessons of Statebuilding in Africa // J. of Conflict resolution. - N. Y. , 2002. - Vol. 46, n 1. - Р. 131-153 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 035. Азам Ж. -П. Насилие и конфликты между этнорегиональными группами: уроки государство-образования в Африке. Azam J. -P. looting and Conflict between ethnoregional groups lessons of Statebuilding in Africa // J. of Conflict resolution. - N. Y. , 2002. - Vol. 46, n 1. - Р. 131-153»

2004.02.035. АЗАМ Ж.-П. НАСИЛИЕ И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ: УРОКИ ГОСУДАРСТВО-ОБРАЗОВАНИЯ В АФРИКЕ.

AZAM J.-P. Looting and Conflict between Ethnoregional Groups Lessons of Statebuilding in Africa // J. of Conflict Resolution. - N.Y., 2002. - Vol. 46, N 1. - Р.131-153.

Автор рассматривает насилие, возникающее в ходе внутренних африканских конфликтов. «Наиболее поразительной чертой современных войн в бедных странах, как правило, являющихся внутренними конфликтами, является почти полное отсутствие непосредственных столкновений между двумя армиями» (с.131). В большинстве подобных конфликтов «...и правительство, и оппозиция скорее преследуют узкоклановые экономические и преступные интересы, чем занимаются борьбой с противником за действительное изменение ситуации в стране» (с.131).

Согласно приводимым авторам источникам, 84% погибших в таких конфликтах приходится на мирное население. При этом в расчет не брались такие массовые истребления гражданского населения, при которых потери военных были почти равны нулю, как это было в Уганде при Иди Амине в 1971-1978 гг., когда было уничтожено около 300 тыс. гражданских, и при Милтоне Оботе, когда в 1981-1985 гг. было также уничтожено около 300 тыс. гражданского населения. Цифры жертв гражданского населения в ходе руандийского геноцида колеблются от 500 тыс. до 800 тыс. человек.

Согласно приведенным автором методикам, возможна модель государства, при которой правитель, избегая опасности восстания, содержит большую армию, что вызывает недовольство беднеющего населения и в конце концов приводит к свержению; другая модель подразумевает вооруженные силы небольшой или умеренной численности, при этом, рискуя быть быстро побежденным недовольными, правитель уменьшается вероятность восстания низкими расходами на силовые структуры и, следовательно, увеличением экономических и социальных расходов» (с.134).

Как считает автор, при возникновении восстания в африканских странах чаще всего действует модель «пожар в прерии», подразумевающая «присоединение к восстанию группы людей, если они видят, что восставшие превосходят их численно, т.е. вопрос присоединения к восставшим, так же, как и дезертирства из повстанческих частей, определяется расчетливостью конкретного человека: достаточно ли многочисленно его движение» (с .134).

Во многих странах Африки в 90-х годах под контролем военных произошел переход к демократическому устройству. Но, например, в Кот Д'Ивуаре в 2000 г. генерал Гуйе свергнул демократически избранного президента Конана Бэдийэ, при этом генерал пользовался широкой поддержкой политической элиты и пообещал провести демократические выборы. Генерал Гуйе оправдывал свержение тем, что «президент Конан Бедие не предоставил реальной возможности гражданам из северных районов участвовать в грядущих выборах, заключив в тюрьму некоторых их лидеров... переворот был широко поддержан народными массами, поскольку такая политика воспринималась большинством как угроза гражданскому миру» (с.150). В других африканских странах армия оказывала давление на правительство с тем, чтобы не допустить к политическому процессу некоторые группы населения.

Один из способов сохранить стабильность в африканских странах - «.. .следить за тем, чтобы достаточное количество представителей этнических меньшинств было представлено в государственных структурах и в армии, другой - создание надежной экономической и социальной инфраструктуры, которая бы предотвратила напряженность в ненадежных районах; также можно инвестировать в образовательные программы и экономическое развитие района, населенного меньшинствами, а также снизить уровень эксплуатации его природных ресурсов» (с .151). Как подчеркивает автор, «этнические группы, экономические возможности которых в мирное время находятся на низком уровне, наиболее активно проявляют себя в ходе агрессии во время войны. чем дольше в стране сохраняется мир, тем больше этнические группы задумываются над тем, насколько опасен для них может быть гражданский конфликт» (с .151).

Как подчеркивает автор, «исследования гражданских конфликтов в Африке, включающие этнорегиональные группы, является важным шагом к пониманию государствообразования в Африке и осознанию того, что при правлении этнического большинства меньшинство не обязательно добивается своей доли социальных и материальных благ развязывани-

ем конфликта» (с.152). По мнению автора, «совершенствование механизмов перераспределения социальных и экономических благ внутри государства - надежный способ предотвращения этнических конфликтов» (с.152).

В.С.Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.