2004.02.028. ФЕСЕНКО Э.Я. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.А. КАВЕРИНА. -Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2003. - 187 с.
К 100-летию со дня рождения Вениамина Александровича Каверина (1902-1989) была подготовлена монография, представляющая собой системное описание духовно-эстетических исканий классика советской литературы.
Четыре главы исследования Э.Я. Фесенко (проф. филиала ПГУ) охватывают весь художественный космос писателя (подобно «квадратуре круга», если воспользоваться его слогом). В первой главе («К вопросу о романтическом герое в творчестве В. Каверина») автор монографии исследует характерологию, принципы типологизации персонажей; рассматривается «романтическая» составляющая прозы писателя, противопоставление «прагматического» и «духовного» в поведении человека. Во второй главе («“Освещенные окна”: Эволюция творческой личности») к анализу трилогии (1970-1976) подключается пространный историколитературный материал. Смысловой горизонт постижения произведений
В.А. Каверина расширяется в итоге рассмотрения жанровых особенностей мемуарной литературы, принципов создания характера автобиографического героя (в его эволюционировании и модификациях); ставится вопрос о соотношении документа и вымысла, объективного и субъективного начал в повествовательной основе произведения. В третьей главе («Нравственно-философская проблематика и принципы построения характера героя в эпистолярном романе: “Перед зеркалом”») анализируется сложный процесс трансформации документального материала в художественное произведение. В завершающей главе («Принцип “двойного портрета” в романе В.А. Каверина “Двухчасовая прогулка”») автор ведет разговор о трактовке писателем вопроса о нравственной ответственности ученого. Углубляя философскую перспективу этой темы, Каверин вводит прием «параллельных зеркал».
Обозначим суммарно важнейшие исследовательские интенции и выводы автора реферируемой книги.
Творчество В. Каверина в целом представляет собой «мета-систему», глубоко и полно отражающую авторское мировосприятие. Э.Я. Фесенко трактует каверинский роман как синтезирующую («ансамблевую») форму, где есть элементы социально-исторического и воспитательного романа, романа приключений и «романа пути», лирико-психологического романа и романа-документа. Произведениям писателя свойственна фабульная пара-
доксальность, применение приема «остранения», балансирование на грани реальности и фантастики, гротеска. Каверин умел переводить серьезные проблемы в так называемый памфлетный стиль, вводить игровое начало, пародировать различные стили литературы.
В мире В. Каверина добро резко отделено от зла, созидательногуманное начало четко противостоит разрушительной силе отрицательных персонажей. Поэтому систему персонажей в произведениях писателя определяют два типа героев — тип «творца» (люди науки, искусства) и тип «пошляка» (люди лженауки, псевдоискусства). Их противопоставление и определяет основной конфликт произведений. Так выстраивается контрастный ряд персонажей: Архимедов — Шпекторов («Художник неизвестен»), Некрылов — Ложкин («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»), Григорьев — Ромашов («Два капитана»), Власенкова — Крамов («Открытая книга»), Коншин — Осколков («Двухчасовая прогулка»). В романном пространстве писатель стремится к сплетению, пересечению «параллельных» сюжетных линий.
По мнению Э.Я. Фесенко, основными проблемно-тематиче-скими компонентами романов В. Каверина являются талант, долг, становление творческой личности, духовность и бездуховность. В их художественной реализации важную роль играют сквозные мотивы: «сон», «театр», «игра», «двойничество», «тайна», «память».
Каверинский текст интегрирует в себе различные культурные традиции: писатель использует образы музыки, живописи, театра, кинематографа; сближает научное и художественное, творчески трансформируя документальные, архивные и мемуарные источники («Перед зеркалом», «Освещенные окна», «В старом доме», «Вечерний день»). Фактографич-ность в художественной системе произведений уживается с романтизацией и с мифосимволичностью.
Обостренное внимание к личностным началам, стремление «увидеть себя», «пробиться к себе» предопределили автобиографизм и автопсихологизм в качестве неотъемлемых свойств поэтики В. Каверина. В его художественном «космосе» — масса персонажей, которые являются своеобразным alter еgo автора. Его голос как бы вплетается во внутренний монолог героя; писатель последовательно применяет прием «умножения» себя в филологе Ногине («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»), в летчике Григорьеве («Два капитана»), в мемуарном герое («Освещенные окна»), в художнице Тураевой («Перед зеркалом»), в ученом Коншине («Двухчасовая прогулка»)
и др. Каверин разрабатывает образ-функцию имплицитного автора, выступающего в роли «свидетеля-мемуариста».
Роман Каверина — лирико-психологичен, это «роман самосознания», близкий к литературе «потока сознания», к типу «центростремительного» лироэпоса. Творчество писателя «диалогично»: Каверину было интересно вести с читателем откровенный разговор, который, становясь с годами все более глубоким и доверительным, превращался в авторскую исповедь.
В книге Э.Я. Фесенко этико-философские проблемы каверинского романа рассмотрены в контексте эволюции писателя; осмысляется его место в литературно-общественной жизни XX в. Проблематика и поэтика произведений Каверина представлены в показательном сопоставлении с творчеством его современников.
С.В. Козлов (Северодвинск)