Научная статья на тему '2004. 02. 013. Юрков А. А. Этика журналистского творчества. - СПб. , 2003. - 142 с'

2004. 02. 013. Юрков А. А. Этика журналистского творчества. - СПб. , 2003. - 142 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
459
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ / ЖУРНАЛИСТИКА МЕРКАНТИЛЬНАЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА / ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 013. Юрков А. А. Этика журналистского творчества. - СПб. , 2003. - 142 с»

2004.02.013. ЮРКОВ А.А. ЭТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. -СПб., 2003. - 142 с.

Автор выделяет следующие звенья в рамках структуры этического дискурса, воплощенного в журналистском тексте: 1) творчество российского журналиста погружено сегодня в нравственно дискомфортную среду; 2) журналистский текст обладает субъективным и во многих случаях монопольным влиянием на общество; 3) практическое применение коммуникативных прерогатив в зависимости от избранных генеральных целей и вектора социальной ответственности определяет нравственную доброкачественность журналистского творчества.

Формулируются следующие источники реально существу-ющего этического нигилизма: а) абсолютизация права на свободу слова, пренебрежение социальной ответственностью прессы; б) дефицит журналистских кадров с высоким уровнем профессионализма; в) экономическая зависимость СМИ от коммерческих структур, преследующих своекорыстные интересы. Решающим условием этической нормализации в прессе остается фактор субъективный, а именно нравственный рисунок личности журналиста, осознанно занятая им позиция, способность выявлять и отстаивать правду. «Именно правдивость творчества является сегодня, более чем когда-либо, важнейшим индикатором независимости и достоинства журналистской личности (с. 7).

Адекватность информирования генетически связана с нравственностью и честностью журналиста, с императивом правдивости в его сознании, с добросовестным использованием возможностей его творчества. Любое мифотворчество в конечном итоге ведет к разладу между СМИ и их потребителями. Возвращаясь, бумеранг лжи ударяет и по карману редакций, и по их способности влиять на общественное сознание, что делает то или иное издание бесполезным. Вот почему можно сказать, что совесть и рынок могут быть если не союзниками, то попутчиками.

В последнее время журналистский цех все активнее выдвигает идею об усилении этической саморегуляции в редакционных коллективах. Проблема состоит в том, что откладывать этот процесс нельзя. Правы те, кто болезни журналистики связывает с болезнями общества. Но еще более правы те, кто считает, что журналистика должна поправляться быстрее, чем общество. Роль журналиста в качестве коммуникатора должна нести нравственное начало, ибо нравственна сама по себе цель -взаимопонимание людей. Однако степень реализации этой благородной цели зависит от личностных свойств журналиста, его этических устано-

вок. Нравственная консолидация общества на основе национальной идеи нереальна без общепризнанных доминант гуманистической направленности и сопряженного с ними культурного уровня населения.

В какой бы информационной среде ни осуществлялось журналистское творчество, его ведущим нравственным устремлением должна быть адекватность информирования общества и граждан, что одновременно означает доброкачественное выполнение коммуникационной функции. Такой способ освоения информационного поля, при котором смысловым стержнем произведения становится личная позиция автора, побуждает предъявлять публицистике особенно высокие требования к ее этическим критериям, к нравственному самоконтролю публициста. Этическое качество, связанное с адекватностью информации, постоянно подвергается строгой оценке - как источниками этой информации, так и аудиторией, достаточно репрезентативно отражающей интересы определенных слоев населения.

Автор выделяет следующие три основные тенденции в развитии журналистики. Первая из них - формирование меркантильной журналистики. Под меркантильной следует понимать такую журналистику, содержание и направленность которой подчинены не интересам социализации личности, а беспринципному удовлетворению вкусов и запросов главным образом низкого культурного и морального уровня - в целях максимально выгодной продажи информационного продукта. Апологеты маргинальности преподносят факты тиражирования вкусов наименее интеллектуально и нравственно развитой части публики как право граждан получать любую информацию. Однако право получать информацию подразумевает потребление полноценного продукта, который не разрушает личность, а обогащает ее гуманитарными ценностями. В то же время социальными последствиями меркантильной журналистики становятся обесценивание в общественном сознании духовности и нравственной чистоты, снижение культурного потенциала нации.

Другая тенденция предстает в виде меркантильной журналистики, которая ставит перед собой задачу стать «четвертой властью» в целях возвышения над аудиторией. Она основана на стремлении управлять сознанием, поведением индивидов, манипулировать общественным мнением, искажая информационное поле, ограничивая тем самым право граждан на адекватную информацию.

Третья тенденция представляет гуманистическую журналистику. В сегодняшних условиях это проблематичный, но по мере вызревания гра-

жданского общества перспективный вид журналистики. Такая журналистика не объявляет себя «четвертой властью», не унижается перед аудиторией и не возвышается над ней, а сотрудничает с ней. Цель гуманистической журналистики - разобраться вместе со своей аудиторией в стоящих перед обществом и личностью проблемах, найти способы их решения. В силу действия многих факторов - экономических, политических, социальных - гуманистическая журналистика не лидирует сегодня в российской прессе, хотя каждый день можно увидеть немало произведений, соответствующих ее требованиям. Потенциальная сила гуманистической журналистики имеет глубокие корни в прошлом, в ментально-сти российской интеллигенции. Отечественная журналистика всегда отличалась стремлением к интеллектуальному осмыслению окружающей жизни, к обмену взглядами между членами общества. Российская журналистика всегда считала своей главнейшей задачей просветительство, интеллектуальное и нравственное обогащение членов общества высшими достижениями отечественной и мировой цивилизации.

Важнейшая особенность этического дискурса журналистского творчества заключается в его уникальных возможностях воздействия на массовую аудиторию. Этические нормы диктуют, чтобы указанные прерогативы журналистики были подчинены гуманистическим целям. И этот вектор социальной ответственности прессы постоянно возрастает в связи с радикально обновившейся за последнее десятилетие российской действительностью.

Не менее важное место, чем внешнее влияние, в этическом дискурсе журналистского творчества занимает субъективный фактор - психологический рисунок личности журналиста. Выбор этических норм, которыми журналист считает возможным руководствоваться в своем творчестве, является выбором конкретной личности, оснащенной индивидуализированным комплексом моральных принципов.

Автор ставит вопрос о том, что, с этической точки зрения, может продавать журналист и что - нет. Если он стремится продать рукопись, т.е. созданный им информационный продукт, по возможно большей цене, то он остается в сфере нравственности. Если же он торгует «вдохновением», т.е. готов за плату инспирировать в массах не собственные, а заказанные ему взгляды и убеждения, то такой журналист входит в конфронтацию с нравственностью, с декларируемыми в мировой журналистской корпорации этическими нормами. Поскольку выбор журналиста носит самостоятельный характер, постольку его основными «указателями» яв-

ляются нравственные установки личности. Без оценки этих качеств, имеющих не меньшее значение, чем квалификация, нельзя судить о профессиональной пригодности человека к журналистике.

Индекс нравственности той или иной личности не является отражением простого желания или нежелания соблюдать мораль, но становится результатом неких усилий индивида, направленных на преодоление тех или иных препятствий как внутреннего, так и внешнего по отношению к личности характера. Разбираясь в триаде «мораль - нравственность - этика», автор считает, что мораль является некоторой базой духовных ценностей личности, нравственность - степенью ее реализации, а этика - системой оценок, конвенциональным мерилом нравственности, инструментом измерения освоенности принципов социального поведения, согласующихся с моралью данного общества. Мораль проистекает из потребности установления форм межличностной коммуникации, способствующих духовному прогрессу человеческого рода и охране достоинства каждого индивида. Моральные суждения применимы только по отношению к субъекту, наделенному свободой воли и действия, имеющему возможность осознанно, без внешнего принуждения строить свое поведение. Иными словами, сущность морали составляет добрая воля индивида к согласованию своих действий с интересами общества.

Едва ли плодотворно резко отделять и тем более противопоставлять две стороны этики: теоретическую (научную) и нормативную (регулятивную). Жизнь, в том числе журналистская практика, свидетельствует, что теоретическая и нормативная формы этики взаимно дополняют и питают друг друга. Нормативная этика непрерывно обогащает этическую теорию, а теория помогает практикам более точно выверять моральные принципы.

Этика как система регулятивов не может быть абстрактной и универсальной для всех видов человеческой деятельности, ее контуры обязательно прилегают к особенностям той или иной профессии. Для каждой из них нормы нравственного поведения имеют свои особенности, которые не противоречат общепринятым моральным принципам, но отличаются методами, тактикой воплощения этих принципов. Когда врач не говорит правду обреченному больному, он не становится от этого лжецом: от всех остальных, связанных с лечением больного, он не скрывает истинного положения дел. Когда журналист «меняет профессию», чтобы изнутри познать ситуацию криминального характера, он тоже не нарушает моральной установки на правдивость, так как указывает в публикации,

почему и как принял решение временно не сообщать свою настоящую специальность. Автор определяет профессиональную этику как совокупность норм нравственного поведения, не выходящего за рамки конвенциональной морали, но имеющего особенности, связанные со спецификой данного рода деятельности.

В корпоративной среде, в контактах с источниками информации, персонажами будущих публикаций журналист руководствуется определенными этическими правилами или рекомендациями. Однако именно в тексте, прежде всего в его адекватности, находит выражение суммарный показатель журналистской нравственности. «Правдивость творчества, воплощенная в тексте, - важнейший этический индикатор журналистской личности» (с. 67). Правда журналиста, как и его ложь, всегда публична, а потому репродуктивна. Пренебрежение правдивостью, честностью, нигилистическое отношение к соответствующим моральным принципам -все это не только вредоносно для коммуникативных связей членов социума, но и одновременно ведет к распаду личности самого журналиста.

В поисках первопричины наблюдающейся эрозии конвенциональных этических принципов используют понятие «ангажированность», которое пропитано негативным смыслом. Однако автор полагает, что этот термин не тождествен существу происходящей нравственной деградации. Изначально он был введен в общественно-политический обиход экзистенциалистом Ж.П.Сартром и в переводе с французского означает «вовлеченность», т.е. сознательно выбранную общественную позицию. Существует отчетливая дилемма: или публицист «вовлечен» на основе самосознания, добровольно присоединяется к определенному кругу единомышленников, или его позиция навязана кем-то извне, зиждется на партийной клановой дисциплине, а то и на подкупе. В первом случае мы имеем ангажированную, но этически допустимую журналистику, во втором - заказную по происхождению и манипуляционную по целям. Ангажированность есть субъективное начало в творчестве журналиста, детерминированное либо его собственными идейными и моральными установками, либо внешними факторами влияния, зачастую противоречащими этим установкам.

«Лжесвидетельство» журналист совершает не только в том случае, когда выдает свою концепцию за объективную реальность. Если автор текста, используя свой авторитет, внушает реципиенту недостаточно фактически обоснованную, поверхностную версию сущего, он так же повинен в искажении правды, как и при деформации элементарного фак-

та. Никто не вправе посягать на свободу журналиста иметь собственное мнение, свое вйдение той или иной стороны реальности. В то же время именно демократические принципы творчества требуют корректного отношения к потребителям информации, уважения к массовой аудитории. Иными словами, субъективность должна быть честной, т.е. искренней, прямой и добросовестной.

Призыв к честной субъективности содержится практически в каждом из существующих в мире этических кодексов. Беспристрастность не означает, что пресса не должна удерживать себя от выражения редакционной позиции при условии четкого разделения новостей от комментария. Принцип правдивости выступает, по сути дела, субстратом журналистской нравственности в глобальном масштабе.

На состоявшемся в 2001 г. в Санкт-Петербурге VI фестивале СМИ «Вся Россия - 2001» были приведены данные, характеризу-ющие масштабы заказной журналистики, в основе которой лежит, по большому счету, ложь. Если все легальные доходы российских СМИ суммарно составляют около 2 млрд. долл. США, то суммарные расходы - 10 млрд. долл. Разрыв покрывается за счет оплаты заказных статей и скрытой рекламы, небескорыстного спонсирования, мзды за участие в информационных войнах.

Когда журналистика ангажирована не гражданским обществом в целом, а элитными группами, когда делаются попытки приватизировать общественное мнение, общество получает номенклатурную «демократию» с элитарным этическим кодексом, не способным регулировать адекватность массовой социокультурной коммуникации.

Личный выбор журналиста представляет собой равнодействующую трех факторов, характеризующих личность: морали как определенного набора принципов, нравственности как меры соблюдения этих принципов и соответствующих этических норм-обязательств, добровольно принимаемых журналистом к исполнению. Журналистская профессия накладывает на эти составляющие отпечаток экстраординарности. Человек, избирающий профессию журналиста, вступает в сферу отношений, где сила духа, принципиальность, отторжение лжи не должны рассматриваться как уникальные свойства личности. Нередко именно на первоначальном этапе профессионального выбора приходится встречать недооценку высоты планки там, где необходима особенно строгая самооценка.

Правдивость является одной из основополагающих моральных заповедей, которые образуют собой начало начал социализации индивида. Но поскольку моральная парадигма у каждого своя, отличается своеобразием и даже автономностью по отношению к общественной морали, постольку и личный выбор в психологически насыщенной профессии журналиста всегда многообразен. Будучи субъективно осознанным и самостоятельным, данный выбор далеко не всегда остается свободным от воздействия группы сильнейших ситуационных факторов.

Экономический фактор влияния характеризуется не только недостаточной материальной обеспеченностью основной массы работников прессы, но главным образом - приватизацией СМИ политизированным капиталом. Это прежде всего олигархический круг собственников, цель которых - государственное лоббирование и своекорыстное манипулирование общественным сознанием. Приватизация прессы по-российски больше всего губит ее этическую доброкачественность. Это касается и достоверности информации, и уважения частной жизни гражданина, его чести и достоинства.

Решающим фактором оздоровления журналистской деятельности автор считает субъективный фактор - нравственный рисунок личности журналиста, осознанно занятая им жизненная позиция, гуманистический личный выбор в интересах этической доброкачественности при создании любого журналистского текста.

В нравственной доминанте о защите чести и достоинства содержится наряду с гуманистическим и гносеологический аспект. Во имя «завлекательности» текстов правят бал мифологизация и демонизация персонажей, диффамация и клевета. Этот набор этических дисфункций прессы не только унижает конкретных граждан, но и дезориентирует аудиторию, искажает ее представления о фактических реалиях окружающей жизни. Моральная индифферентность авторов многих текстов, формирование у читателей привычки к жестокостям окружающего мира искажают в глазах людей истинную значимость и силу зла, лишают их способности сочувствовать терпящим в этом мире бедствие, а в результате происходит расщепление социума на безразличных друг другу индивидов.

Отношение к факту и обращение с ним автор относит к важнейшим этическим критериям творчества журналиста. Неприкосновенность факта практически означает, что, не поступаясь этическими нормами, его нельзя замалчивать, нельзя хирургически «реконструировать», отсекая

«неудобные» для публициста части, нельзя редактировать конкретные сведения в угоду авторской концепции, какой бы благородной она ни казалась ее создателю.

Что касается этики стиля, то с этим понятием автор связывает оптимально точное и тактичное привлечение соответствующих приемов и фигур в интересах полного представления читателю предмета отображения. Модная форма иногда «пожирает» содержание, а все интеллектуальные способности сочинителя расходуются на бессмысленные лексические фигуры. В итоге бессодержательная, «ультрамодернистская» подача материала лишает читателя адекватного восприятия реальности, размывает коммуникативную ценность журналистского текста.

Адекватность текста может быть достигнута только при условии соблюдения этических правил комментирования изложенных фактов. К этим правилам автор относит верную оценку социальной значимости рассматриваемой проблемы, толерантность интерпретирования, сочетающую неизбежную субъективность с корректной обрисовкой позиции оппонента.

Драматизм отношений, складывающихся между прессой и обществом, вытекает из субъективных качеств журналистской личности, в первую очередь нравственных, и одновременно - из политического, экономического, морального несовершенства самого социума. При этом в обществе не всегда осознается необходимость той степени независимости СМИ, без которой они не могут реализовать свою функцию самостоятельного посредника массовых коммуникационных процессов, жизненно важных для того же общества. Взаимоотношения с массовой аудиторией во многом зависят от позиции автора текста по отношению к своей социальной ответственности. Уважение к этическим регулятивам, гуманистическая ориентация - эти параметры творчества имеют нижние пределы, выход за которые подрывает доверие к прессе.

Автор приходит к выводу, что адекватность информирования как важнейшее этическое свойство творчества воплощается не иначе, как в журналистском тексте, обеспечивающем прямой контакт с аудиторией. И качеством этого контакта определяются роль ипрестиж журналистики в обществе, перспективы ее дальнейшего развития.

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.