Научная статья на тему 'Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике'

Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6320
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СМИ / ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ЭТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕДАКЦИЙ / PROFESSIONAL ETHICS / ETHICAL STANDARDS OF MASS MEDIA / DEONTOLOGY OF JOURNALISM / ETHICAL POLICY OF MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шагдарова Баярма Баторовна

Освещаются этические аспекты профессиональной деятельности современных журналистов. Утверждается, что в условиях глобализации и интернет-революции профессионально-этические ориентиры журналистов все чаще становятся причиной их разобщения, чем консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and ethical guidelines in modem journalism

The article highlights the ethical aspects of the professional activity of modern journalists. In the context of globalization and the Internet revolution professional ethical guidelines of journalists increasingly become a cause of journalists’ dissension more often than their consolidation.

Текст научной работы на тему «Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070.13 (571.54)

© Б.Б. Шагдарова Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике

Освещаются этические аспекты профессиональной деятельности современных журналистов. Утверждается, что в условиях глобализации и интернет-революции профессионально-этические ориентиры журналистов все чаще становятся причиной их разобщения, чем консолидации.

Ключевые слова: профессиональная этика, этические нормы СМИ, деонтология журналистики, этическая политика редакций.

B.B. Shagdarova

Professional and ethical guidelines in modern journalism

The article highlights the ethical aspects of the professional activity of modern journalists. In the context of globalization and the Internet revolution professional ethical guidelines of journalists increasingly become a cause of journalists' dissension more often than their consolidation.

Keywords: professional ethics, ethical standards of mass media, deontology of journalism, ethical policy of mass media.

В настоящее время отечественная журналистика все чаще привлекает внимание общественности случаями нарушения этических норм, наносящих репутации всего журналистского профессионального сообщества серьезный моральный урон. Тревожная тенденция ухудшения профессионально-этических стандартов обусловлена объективными и субъективными причинами, связанными с проблемой самоопределения журналистов, которые в условиях информационной глобализации и интернет-революции активно осваивают новые технические каналы массовой коммуникации и возможности профессионально-творческой самореализации. Появление новых возможностей еще не освобождает журналистов, работающих в редакциях off-line печатных или электронных СМИ от зависимости от учредителей, редакции, властей, собственных меркантильных целей. Следствием этого нередко становится односторонняя тенденциозная подача информации, идущая вразрез с общепринятыми морально-нравственными нормами. Конфликты, криминал, скандалы стали, к сожалению, излюбленными темами во всех СМИ, причем эта тенденция не только внутрироссийская, но и общемировая. В освещении всякого рода скандалов, конфликтов решающую роль играет коммерческий фактор, когда борьба за читателя или зрителя связана с серьезной рыночной конкуренцией, с поиском и созданием так называемых «горячих» материалов. По этой причине первые строчки новостей занимают новости, способные вызвать у аудитории эмоциональную реакцию. Большую тревогу вызывает и тот факт, что падение доверия к СМИ все чаще связано с систематическими нарушениями профессиональной этики нашими журналистами.

Современную аудиторию СМИ сложно назвать неосведомленной, она прекрасно разбирается в степени и масштабах политической и экономической ангажированности СМИ, способна распознать и оценить попытки манипулирования массовым сознанием путем создания искусственных сенсаций, справедливо возмущается вторжением репортеров в личную жизнь граждан, пропагандой насилия. В свою очередь, журналисты прямо заявляют о том, что они «продают» со страниц печати и телеэфира тот продукт, который лучше всего продается. С целью стимулирования и повышения продаж журналисты активно ищут новые способы привлечения внимания аудитории. Насколько далеко могут зайти некоторые журналисты на этом пути? Одним из ответов может послужить история вокруг частного телевизионного канала «Дождь», журналисты которого в январе 2014 г. на собственном сайте организовали опрос о том, что стоило ли сдать фашистам Ленинград, чтобы спасти тысячи жизней. В ответ на такой материал разгорелся громкий скандал, некоторые операторы кабельного телевидения приостановили вещание телеканала «Дождь», позднее арендодатель отказал каналу в продлении договора аренды. Общественность отреагировала резко отрицательно, о чем может свидетельствовать следующее высказывание российского теле- и радиожурналиста А. Норкина: «На мой взгляд, телеканал "Дождь" сделал нечто настолько мерзкое и отвратительное, что сравнить это можно только с преступлением» [Норкин]. Позже журналисты указанного телеканала принесли извинения общественности.

Нарушение профессиональной этики журналистами вызывает в обществе широкий резонанс, поскольку журналисты выполняют свой профессиональный долг не ради удовлетворения собственного

информационного любопытства, а ради других людей. На деле можно отметить кризис гуманистических начал и профессионально-нравственных представлений, которые всегда во все времена являлись важными направляющими ориентирами для журналистов в ходе их профессиональной деятельности. Сегодня нередки высказывания о том, что выработанные ранее этические начала и нормы пришли в противоречие с реальной массово-информационной деятельностью, требуют ревизии и обновления. Попытки придать этим вопросам общественный вес и значение объясняют многие инициативы в области разрешения этических проблем современной журналистики России. К примеру, в стадии разработки находится в Совете по СМИ при Минпечати РФ положение по профессиональной этике, такой же документ обсуждается Гильдией издателей периодической печати, Национальной ассоциации издателей, с этой же целью уже созданы и действуют такие общественные организации, как Ассоциация парламентских журналистов, Лига журналистов-женщин, Финансовый пресс-клуб, в состав которых входят главные редакторы, работодатели, владельцы СМИ. Самой многочисленной российской общественной организацией журналистов является Союз журналистов России, объединяющий 89 региональных организаций и 15 тысяч членов. В союзе существует Большое жюри, которое занимается рассмотрением случаев нарушения журналистами этических норм и стандартов. Существует альтернативная общественная организация журналистов «Медиасоюз». Следует отметить, что все указанные общественные организации призваны защищать интересы журналистов, отстаивать свободу слова, право журналистов на информацию, содействовать повышению профессионально-этического статуса российского журналиста.

Изучение профессиональной этики журналиста - одно из самых молодых направлений в изучении журналистики России. Впервые об этической составляющей профессии высказался М. Ломоносов, который еще в начале XVIII в. в своей статье «Рассуждения об обязанностях журналистов» подвергал критике тех журналистов, которые преследуют только коммерческие цели, придя в журналистику. В данный момент, несмотря на то, что вопросам профессиональной этики посвящены многие исследования [Лазутина; Авраамов; Прохоров и др.], а также существуют несколько кодексов и деклараций от союзов и хартий журналистов, состояние деонтологии журналистики говорит о том, что многие аспекты еще не освещены и остается большое поле для дальнейших исследований.

Первым сводом этических правил является Декларация принципов поведения журналиста, действующая на международном уровне и принятая в 1954 г. Этот документ в основном дает общие сведения, делает упор на честность журналиста в области приобретения и распространения информации, не углубляясь в частности. В нашей стране Кодекс профессиональной этики был составлен 3 июня 1994 г. Союзом журналистов и одобрен Конгрессом журналистов России. С тех пор существенно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, обусловившая процессы максимальной коммерциализации СМИ. В условиях полной свободы слова отечественные журналисты и средства массовой информации в целом предпринимают активные усилия для придания этическим регуляторам значимости и веса, однако нельзя не признать, что результативность общественных и профессиональных деонтологических документов крайне низка. Факт этот признают как российские теоретики и практические журналисты, так и зарубежные эксперты. Так, проводившиеся западными экспертами исследования выявили нереалистичность, «романтический характер» российских деонтологических документов и, в первую очередь, «Кодекса профессиональной этики российского журналиста», отсутствие механизма его функционирования.

Процесс журналистского труда, а главное, его результат, напрямую затрагивает область этики и морали. О профессиональной пригодности человека к журналистской профессии нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для этого вида труда имеют не меньшее значение, чем квалификация. Эту мысль подробно раскрывает Г.В. Лазутина, которая считает, что отношение к продукту деятельности является основным профессионально-нравственным отношением, поскольку в нем проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия [Лазутина]. К этому следует добавить, что любая деятельность вызывается к жизни общественной потребностью в ее продукте, следовательно, общество озабочено поддержанием этой деятельности. С другой стороны, будучи заказчиком продукта, общество озабочено и его качеством, что естественным образом влияет на статус производящей его деятельности, престиж профессии, благосостояние ее представителей. Для того чтобы обеспечить интересы обеих сторон, только добросовестного отношения к труду, задаваемого моральной установкой индивида, недостаточно. Необходима «страховка» качества продукта со стороны профессиональной группы: она выступает как гарант благополучия и для всей группы, и для каждого ее члена. Функцию

Б.Б. Шагдарова. Профессионально-этические ориентиры в современной журналистике

такой «страховки» берет на себя профессиональная мораль. Применительно к журналистике, именно она ориентирует сотрудников редакций СМИ на стандарты профессионального поведения, проверенные опытом деятельности и редакциями общества.

Этика - философская наука, посвященная общим принципам морали и принимаемым людьми нравственным решениям, - является фундаментом для журналистской этики. Процесс становления журналистской этики и морали в социально-философском плане отражает основные этапы эволюции общественных представлений по всем направлениям. Далеко не сразу было осознано и закреплено в общественном и профессиональном сознании представление о том, что вместо внешних принуждений государства к «профессионально правильному» исполнению обязанностей и требований общественности основу внутрицехового морального регулирования составляет осознанное намерение журналистов исполнять нормы и правила, выработанные внутри корпорации. В дальнейшем профессионально-этическому регламентированию стали подвергаться взаимоотношения журналистов с владельцами, учредителями, органами власти, аудиторией, источниками информации, героями материалов, аудиторией, коллегами.

Развитие информационных технологий привнесло в сферу распространения информации не только плюсы, но и минусы. Еще совсем недавно монополией на передачу информации обладали только СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио), то теперь практически любой может при помощи Интернета оповестить мир о чем угодно. Это следствие очередного освобождения текста, и именно оно стремительно разрушило устоявшуюся модель передачи информации, ее отбора и редактирования. Можно сказать, что произошло не просто освобождение текста, а абсолютное его освобождение. В медийное пространство наряду с качественной информацией ежесекундно вбрасываются компромат, клевета, оскорбления, непристойные фотографии, видеоролики, безграмотные реплики и грубые комментарии, бездоказательные обвинения. Новые грани этой проблемы начали возникать в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда переосмыслению стали подвергаться многие коренные понятия, например, авторство или текст [Князев]. В этих условиях как никогда становится актуальной проблема распространения и утверждения в сфере журналистики де-онтологических правил - кодексов профессиональной чести. Актуальность этих проблем чаще всего фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности журналистики.

Опорная категория деонтологии - «должное»: то, что человек принимает для исполнения сам, по собственной воле. Каждый из членов профессионального сообщества делает моральный выбор, который и лежит в основе профессионального самосознания. Это должное требует своего осознания журналистским сообществом, да и обществом, в котором высказываются о журналистике. Если мерилом осознания себя в профессии становится успех, уже нельзя говорить о служении. Иными словами, журналистика должна быть выше задачи обслуживания. Приобщению новых поколений журналистов к этим ценностям служат этические принципы, закрепленные в специальных документах. Так, в «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге, говорится о том, что первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности». Эта цель предполагает решение следующих задач: способствовать общедоступности в работе средств массовой информации, выступать за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение, способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами. Суммируя изложенное, следует отметить, что этические принципы требуют от журналиста максимально возможной объективности, преодоления субъективизма.

Некоторые журналисты ошибочно считают, что навязывание аудитории собственного мнения является критерием индивидуальной свободы, и рассматривают этические нормы препятствием творческой самореализации. Истоки этого заблуждения кроятся, возможно, в том, что до сих пор не существует окончательного определения поведения журналиста, которое можно было бы назвать абсолютно «этичным» или «неэтичным». Можно предположить, что это связано с несовершенством этической политики в СМИ, что обусловлено, в свою очередь, разобщенностью журналистского сообщества и отсутствием должного внимания к этической политике, когда в редакциях СМИ отсутствуют закрепленные в документах и сознании его сотрудников этические нормы.

Этическая политика в журналистике складывается из правил и норм, установленных конкретной редакцией, знаний журналистов о нормах профессионального поведения, полученных в результате каждодневной работы.

Этическая политика может также рассматриваться как направление, согласно которому построена работа редакции. От выбранной этической политики зависит то, как работники данного издания будут решать свои профессиональные задачи или конфликты, связанные с этическими вопросами. Этическая политика издания - сложное понятие, которое базируется и на теоретических, и на практических основах деятельности журналиста. Заметное влияние на формирование этической политики оказывают судебные дела, а также ошибки в работе редакции и журналистов.

Этическая политика редакции закрепляет нормы профессиональной морали, которые в свою очередь обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию в пределах частной ситуации (например: «при правке нельзя искажать смысл читательского письма»). Другие требования носят более общий характер, но при этом оставляют журналисту больше самостоятельности (например, требование о том, чтобы журналистский материал не затрагивал интересы третьих лиц). Эти предписания общего порядка, выходящие за рамки частной ситуации, могут быть названы «принципами профессиональной морали». Они не всегда совпадают с общепринятыми в обществе принципами нравственности. Это служит источником для различных дискуссий, в ходе которых одни считают, что сегодня в сфере этического саморегулирования журналистики необходимы кодексы конкретных СМИ, фиксирующие правила профессионального поведения в конкретных ситуациях. Противники этого убеждены в том, что необходим единый, коллегиально принятый кодекс. В заключение следует отметить, что этическое саморегулирование журналистики должно содействовать сохранению и повышению доверия общества к СМИ. Официально принятые профессиональным сообществом этические документы призваны ориентировать журналиста, способствовать их консолидации во все более усложняющемся мире.

Литература

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

2. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002.

3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Норкин А. Если вы журналисты, мне кажется, вам стоит написать заявление об уходе и взять паузу. Для размышления [Электронный ресурс]. - URL: http: kommersant.ru

5. Прохоров Е.П., Пшеничный Г.М., Хруль В.М. Правовые и этические нормы в журналистике. - М., 2004.

Шагдарова Баярма Баторовна, старший преподаватель кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук.

Shagdarova Bayarma Batorovna, senior lecturer, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences. Те1.: +7-9503973646; e-mail: [email protected]

УДК 070.1(571.54) + 070.1

© Б.Б. Сибиданов, В.А. Озеров Социальные и телевизионные роли в аудиовизуальном дискурсе

Рассмотрены отдельные стороны функционирования аудиовизульного дискурса. Исследуется социальные и телевизионные роли. Авторы считают, что развлекательное телевидение становится мифологическим и героями этого мифологического поля становятся медиалица.

Ключевые слова: аудиовизуальный дискурс, социальная позиция, социальная роль, телевизионная роль, эмпатия.

B.B. Sibidanov, V.A. Ozerov

Social and television roles in audiovisual discourse

Some aspects of the of audiovisual discourse functioning have been considered. The social and television roles are studied. The authors believe that TV entertainment becomes mythological and media persons become characters of this mythological area.

Keywords: audiovisual discourse, social position, social role, television role, empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.