Научная статья на тему '2004. 02. 002. Боттеро В. , Прэнди К. Дистанция социального взаимодействия и стратификация. Bottero W. , prandy K. social interaction distance and stratifi- cation // British J. of Sociology. - L. , 2003. - Vol. 54, n 2. - Р. 177-197'

2004. 02. 002. Боттеро В. , Прэнди К. Дистанция социального взаимодействия и стратификация. Bottero W. , prandy K. social interaction distance and stratifi- cation // British J. of Sociology. - L. , 2003. - Vol. 54, n 2. - Р. 177-197 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССЫ СОЦИАЛЬНЫЕ / ИНТЕРАКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ / СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 002. Боттеро В. , Прэнди К. Дистанция социального взаимодействия и стратификация. Bottero W. , prandy K. social interaction distance and stratifi- cation // British J. of Sociology. - L. , 2003. - Vol. 54, n 2. - Р. 177-197»

2004.02.002. БОТТЕРО В., ПРЭНДИ К. ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТРАТИФИКАЦИЯ.

BOTTERO W., PRANDY K. Social interaction distance and stratifi- cation // British j. of sociology. - L., 2003. - Vol.54, N 2. - Р. 177-197.

Исследованию социального пространства посвящена статья Венди Бот-теро (Саутгемптонский университет, Великобритания) и Кеннета Прэнди (Кардифский университет, Великобритания). Они констатируют, что вследствие падения теоретического престижа классового анализа марксистского типа и «культурного поворота» в социологии в последние годы новое развитие получила теория стратификации. Реформаторы классового анализа описывают неравенство как процесс индивидуальной дифференциации, подчеркивают взаимодействие экономических, культурных и символических элементов в иерархической дифференциации индивидов и социальных групп. Существующая традиция теории стратификации (анализ социальной дистанции) исходит из принципиально иных представлений о сущности стратификации, чем теоретики классового подхода. Теоретики стратификации убеждены, что структура стратификации не влияет на паттерны ассоциации (типы, формы социальной связи). Скорее, наоборот, разные типы социальной связи и стиль жизни определяют структуру стратификации. Неверно, по мнению авторов статьи, исследовать влияние экономического положения человека на его дружеские отношения с людьми. Эмпирическая стратегия должна состоять в анализе социальных отношений равенства (эквивалентности) между людьми для того, чтобы выявить более широкие паттерны неравенства. Существует много концепций социальной дистанции, делающих противоположные выводы о сущности стратификации и неравенства.

Ключевое понятие социальной дистанции имеет множество трактовок. Э.Богардус обращает внимание на субъективную социальную дистанцию. Престиж социальной группы он измеряет уровнем близости (соседство, дружба, брак), который респонденты считают допустимым с индивидами, принадлежащими к разным национальным, этническим и религиозным группам. Р. Парк отмечает, что степень близости между индивидами из разных социальных групп определяется тем влиянием, которое каждый из нас оказывает на других. Чем больше социальная дистанция между индивидами, тем меньшее влияние они оказывают друг на друга. Отсутствие близких социальных отношений или отношений доверия не дает возможности сформироваться социальной дистанции.

П. Сорокин обращает внимание не на социальную дистанцию, а на социальное пространство. Оба понятия дополняют друг друга, поскольку дис-

танция включает в себя некое пространство, а пространство детерминировано объектами, размещенными в нем, и дистанцией между ними. Эти разные перспективы открывают возможность более точного описания индивидуального действия и социальной структуры. Дистанция взаимодействия может быть эмпирически определена вычислением отношений близости. Рассмотрение типов близкого социального взаимодействия позволяет исследователю сформулировать понятие социальной дистанции как в терминах социального и культурного разрыва между индивидами, так и в терминах социальной и культурной близости между ними. Исследование типов культурного и социального сходства позволяет определить социальную дистанцию и сущность социального пространства, в котором находятся отношения близости и различия. Исследование типов дифференциальной ассоциации долгое время занимало главное место в стратификационном исследовании. Анализ социальной дистанции позволяет иначе взглянуть на дифференциальную ассоциацию и стратификацию.

В исследовании стратификации существуют две традиции. Первая, больше американская, под статусом понимает иерархии статусного престижа. Вторая, больше европейская, обращает внимание на классовую структуру. Эти традиции имеют общий подход к дифференциальной ассоциации. Обе анализируют степень неограниченных социальных связей или социальное движение между профессиональными категориями. Эта структура существует до анализа дифференциальной ассоциации. Формула, определяющая классы как категории рынка труда, была предложена М.Вебером. Под «социальным классом» он понимал совокупность тех классовых ситуаций, в которых легко и регулярно осуществляется индивидуальная и поколенческая мобильность. Дж. Скотт полагает, что такой методологический подход затрудняет эмпирическую идентификацию классовых границ. Тем не менее, существует исследовательская традиция анализа социальной дистанции, преодолевшая методологические проблемы и использующая паттерны интеракции для определения порядка стратификации. Некоторые исследователи использовали паттерны дифференциальной ассоциации для определения природы социальных дистанций между категориями и социального пространства внутри этого социального взаимодействия. Дистанция социального взаимодействия рассматривается как порядок стратификации. Однако такое исследование стремится устранить различие между классом и статусом, экономикой и культурой, которое считается аналитически главным для традиционной теории стратификации.

Э.Лауманн предложил новые статистические ценности для анализа социальной дистанции. Социальную структуру он рассматривает как

следствие стремления людей вступать в близкие социальные отношения с индивидами равного с ними статуса. Дистанции между профессиями он описывает как функцию степени взаимодействия между ними, но не упоминает об относительном престиже профессий. Он анализирует четыре типа отношений - отношения между респондентами и их друзьями, их соседями, их отцами и их отчимами - как базу для исследования социальных дистанций между профессиями и построения трехмерного «пространства» для описания дистанций взаимодействия между профессиями.

Лауманн и Гуттман первые отделили стратифицированную социальную структуру от собственно взаимодействия. Их подход был революционным для стратификационного анализа, поскольку профессии анализировались не как производственные отношения, экономические критерии или ощущения социального положения, а как типы социальной связи. Попытки ряда исследователей анализировать профессиональную иерархию посредством критериев взаимодействия не оказали большого влияния на традиционные исследования стратификации.

Кэмбриджская стратификационная группа (Прэнди, Боттеро, Стюарт и др.) анализирует близкие социальные взаимосвязи как показатель социальной близости и дистанции, считая возможным отделить нерабочие отношения между индивидами от их профессиональной деятельности. Отношения между друзьями используются для ранжирования профессий в зависимости от того, с кем представители данной профессии общаются. Было исследовано влияние социальной дистанции на образование, этнические отношения, здоровье и стиль жизни, половые отношения и социальную мобильность. Проведенные исследования показали, что совершенно разные социальные отношения (дружба, замужество, родственные связи) воспроизводят одни и те же типы социальной дистанции. Это значит, что такие социальные отношения являются неотъемлемой частью социального порядка. Дистанция взаимодействия - это не мера статуса или престижа профессии, а социальная структура, не сводимая к материальным, социальным и культурным влияниям. Другие исследования социальной дистанции во взаимодействии подчеркивают единство ее социальной, культурной и экономической составляющих.

Так, П.Бурдье исследует то, как стили жизни детерминированы социальными различиями, выступая за тот или иной вариант классового анализа. Концептуальное пространство, в рамках которого Бурдье определяет класс, не ограничивается производственными отношениями. Классовые различия у него являются следствием различий в воспитании,

образовании, а также неравномерного распределения власти и культурного капитала. Социальное пространство Бурдье описывает как пространство взаимосвязей, обусловленное экономическими, социальными, культурными и символическими элементами капитала и габитуса. Таким образом, социальное пространство формируется стабильными, обыденными, рутинными преференциями и практиками. Подобный подход исходит из того, что люди, занимающие одинаковую социальную позицию, имеют одинаковые стили жизни и социальные практики. Однако можно предположить, что если мы сможем выявить сходство и различия в стилях жизни профессиональных групп, то удастся описать эти группы в терминах дистанции и близости в социальном пространстве.

«Классы» Бурдье иногда называют статусными группами, что неправильно. Бурдье полагает, что символический капитал, обычно называемый престижем или репутацией, является формой общественного признания и легитимации капитала. Однако он подчеркивает, что выделенные в социальном пространстве классы не существуют как реальные группы. Особое внимание Бурдье уделяет вкусу, который функционирует как социальная ориентация, как чувство своего места, социальной позиции в профессиональной структуре. Аргумент Бурдье о близости между разными формами социальных отношений подразумевает, что пространство социальных отношений является совокупностью преимуществ, в которой все типы социальной дистанции детерминированы одинаковым образом. Другие исследования социальной дистанции показали, что типы дистанции в разных социальных отношениях имеют очень похожую структуру.

Различные исследования социальной дистанции можно сопоставить в зависимости от того, как они анализируют типы взаимодействия и интерпретируют социальное пространство. Часто для описания социальной дистанции необходимо больше одного измерения. Традиционные подходы первым измерением считают статус или престиж. В качестве дополнительных измерений выступают оппозиции: частное - общественное, сельское - городское, предпринимательское - бюрократическое. Авторы статьи считают, что порожденные статистическим анализом измерения нельзя сравнивать со многими измерениями теории стратификации. Исследования социальной дистанции, использующие большое количество профессиональных категорий, выделяют только одно измерение для описания социального порядка. Исследования, использующие огра-

ниченное число профессиональных категорий, выделяют несколько измерений.

Важно, что многие исследования социальной дистанции обнаружили общее в сущности социальной дистанции, существующей в разных типах социальных отношений. Это свидетельствует о том, что социальная дистанция - это неотъемлемое структурное свойство социальных отношений. Социальные отношения не только отражают социальную дистанцию, но и являются ключевым элементом в процессе ее воспроизводства. Социальная дистанция воспроизводится тем, каких друзей выбирает человек, какие у него вкусы и культурные предпочтения. Социальную дистанцию можно определить как проявление социального превосходства или социальной ущербности индивида, обусловленно совокупностью социальных, экономических и культурных факторов. Преимущество обеспечивает способность индивида распоряжаться разнообразными ресурсами и занимать лидирующее положение в своем классе, социальной группе. Преимущество и ущербность индивидов создают социальную дистанцию и приводят к появлению классов, социальных групп и социальным конфликтам. Однако стратификацию нельзя отождествлять только с конфликтами и борьбой. Имеет место и социальная мобильность между классами и группами. Анализ социальной дистанции позволяет рассмотреть группы и границы между ними как особый случай более масштабных отношений в социальном пространстве. Роль групповых процессов в стратификации должна исследоваться в рамках концепции социальной дистанции. Главное достоинство этой концепции, делают вывод авторы статьи, состоит в том, что она позволяет по-новому взглянуть на воспроизводство социального порядка и сущность неравенства между людьми.

П.Н. Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.