Мобилизации ресурсов для развития должна способствовать соответствующим образом модифицированная денежно-кредитная политика. Целью этой политики должен быть экономический рост, а средства достижения этой цели должны быть адекватными переходному периоду. Среди них главную роль должна играть селективная, выборочная политика обеспечения льготными ресурсами только тех банков, которые занимаются кредитованием реальной экономики. Эта политика должна быть дополнена политикой создания специальных государственных банков для кредитования развития экономики (целенаправленное создание инвесторов). Подобная логика лежала в основе послевоенной политики большинства европейских государств, Японии и других стран.
Для создания рынка средне- и долгосрочных заемных ресурсов необходимо, во-первых, задействовать в качестве источника финансирования ресурсы, которые по своему характеру являются в значительной части долгосрочными, но используются в настоящее время главным образом для краткосрочных вложений в коммерческие банки. Речь идет о средствах пенсионных фондов и страховых компаний, которые авторы предлагают размещать в виде депозитов исключительно в государственных банках развития. Во-вторых, следует заинтересовать население и организации страны вкладывать деньги в банки. Для этого достаточно обеспечить гарантии возврата долгосрочных депозитов. Предлагается два варианта: первый состоит в создании системы страхования депозитов, второй - в гарантировании государством возврата вкладов на длительные сроки, подобно тому, как государство гарантирует возврат депозитов населения в Сбербанке.
Н.П.Кононкова
2004.01.042. КУРНЫШЕВА И.Р. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ / РАН Ин-т экономики. Центр инвестиций и инноваций. - М., 2002. - 408 с.
В монографии анализируется переход российской экономики от командно-административной системы, полностью регулируемой государством, к системе свободных рыночных отношений.
Рассматривая макроэкономические условия и особенности трансформации экономики России, автор выделяет концептуальные основы экономического развития как такового, в частности, исследуется роль государства и границы государственного вмешательства в экономику, переживающую переходный период. Рассматриваются взгляды извест-
ных экономистов на эту проблему (А. Смита, М. Фридмена, П. Самуэльсона и других). Антикризисные меры, предпринятые Правительством России в начале 90-х годов с целью достижения макроэкономического равновесия и резкого сокращения инфляции за счет жесткой эмиссионной политики, указывает автор, предпринимались в рамках монетаристского подхода, который был взят за основу при разработке государственной экономической политики. Однако никакого положительного результата эти меры не дали. Монетаристская теория, по мнению автора, может быть эффективно использована лишь промышленно развитыми странами с традиционной, устойчивой, рыночной экономикой, так как сама по себе количественная теория денег М. Фридмена предполагает лишь незначительное и довольно ограниченное по своим направлениям вмешательство государства в экономический процесс. В трансформируемой же экономике роль государства должна быть много выше, и к тому же государственное вмешательство должно быть всеобъемлющим по своим направлениям. Для этого должна быть разработана специальная концепция, описывающая формы, методы и предстоящие меры государственного вмешательства в экономику с целью контроля за структурными экономическими преобразованиями.
Помимо концепции надо разработать стратегию экономических реформ. На начальном этапе реформ, как отмечается, была выбрана стратегия, отрицающая системный подход в управлении, с чем и была связана потеря управляемости экономикой как социально-экономической системой.
Автор обращает внимание на методологические принципы информационной инфраструктуры макроэкономического развития РФ. До 1993 г. важнейшие обобщающие показатели развития экономики страны разрабатывались в ходе расчета баланса народного хозяйства (БНХ), включающего в себя балансы производства, потребления и накопления общественного продукта, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода, балансы основных фондов и трудовых ресурсов. Эта система была разработана в 1958 г. для стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Однако с течением времени все большее число научных и практических работников пришли к выводу, что сводная статистическая информация, получаемая на основе данных БНХ, не дает достаточно точного и достоверного диагноза состояния экономики, поскольку этот баланс превратился в замкнутую систему расчетов, направленную на обязательное достижение
сбалансированности сводных показателей. На это был нацелен весь процесс их получения, и в результате данные БНХ «скрывали» возникавшие диспропорции в развитии экономики. Таким образом, в переходный период качество экономического диагноза не обеспечивало обоснованность «рецептов выхода из кризиса».
Говоря о создании более прогрессивной, чем БНХ, информационной структуры, автор обосновывает необходимость перехода к системе национальных счетов (СНС). Это позволит существенно усовершенствовать и сделать более достоверным анализ параметров и пропорций российской экономики.
Очевидно, что последовательная структурная трансформация экономики невозможна без адекватной информационной инфраструктуры. Такой информационной инфраструктурой должен стать межотраслевой баланс (МОБ) системы национальных счетов. С одной стороны, методология СНС позволяет эффективно аккумулировать и классифицировать первичную статистическую информацию (СНС основывается на расширенной концепции производства, т.е. в понятие производства включаются также услуги, чего нет в БНХ). С другой стороны, методология МОБ позволяет успешно обрабатывать полученные макроэкономические показатели, применяя как методы межотраслевого анализа, так и методы экономико-математического моделирования. В дополнение к МОБ СНС автор также рекомендует использовать индексный метод факторного анализа, поскольку он позволяет определить основные закономерности развития народного хозяйства, которые носят долгосрочный характер, а также экстраполировать тенденции в развитии на будущее.
В работе подробно рассматриваются структурные пропорции и межотраслевые связи в экономике, в том числе общая динамика и тенденции макроэкономического развития России последних лет XX века, производство валового внутреннего продукта, тенденции и факторы развития промышленности, роль топливно-энергетического комплекса в формировании структурных соотношений, процесс трансформации военно-промышленного комплекса, состояние и проблемы машиностроения.
Ключевой проблемой восстановления воспроизводственного процесса в РФ на расширенной основе и обеспечения устойчивого экономического роста, по мнению автора, является расширение объема платежеспособного спроса в экономике и изменение структурных соотношений внутри него. Как отмечается, с 1991 г. наблюдается устойчивая тенденция снижения спроса на ресурсы для промежуточного потребления и,
соответственно, рост расходов на конечное потребление. При этом основная часть продукции внутреннего производства идет как раз на это промежуточное потребление, в то время как конечное потребление обеспечивается
в основном за счет импортных товаров. Таким образом, потребительский сектор сильно зависит от внешних производителей, а значит, потребление зависит от курса национальной валюты, что само по себе достаточно опасно. Межотраслевой анализ структуры издержек производства приводит к заключению, что важным стратегическим направлением сдерживания инфляции и расширения платежеспособного спроса должно стать упорядочение и снижение издержек сферы обращения, в том числе расходов на заключение посреднических сделок как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако спрос на внутреннем рынке пока еще недостаточно влияет на структуру внутреннего предложения, которая по-прежнему больше ориентируется на зарубежных покупателей.
Обосновывая необходимость создания эффективного механизма аккумулирования и использования сбережений для инвестирования в реальный сектор экономики, автор подчеркивает необходимость нахождения таких инструментов сбережений, которые меньше всего подвержены инфляции. По мнению автора, в целях совершенствования деятельности банков по привлечению сбережений населения с учетом обесценения рубля процентная ставка по вкладам должна обеспечивать не только приращение стоимости вложенной суммы, но и сохранение ее реальной стоимости.
Рассматривая особенности инвестиционного процесса в России автор отмечает, что для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: макроэкономическая стабильность, существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения, возможность обслуживания долга и, соответственно, рефинансирования, иностранные займы и инвестиции. Формирование инвестиционного потенциала и стратегия его использования должны коррелировать с такими макроэкономическими процессами, как соотношение динамики капитальных вложений и динамики ВВП, структура ВВП (промышленное производство больше зависит от капитальных вложений), динамика нормы накопления, структура использования фонда накопления.
Несмотря на возрастающую потребность в инвестициях, активность инвестиционного процесса явно недостаточна, подчеркивает автор.
Главная проблема состоит не в отсутствии инвестиций в отечественное производство, а в крайне низком спросе на отечественную продукцию. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо повысить ее конкурентоспособность, хотя без инвестиций это будет весьма затруднительно. Инвестиции в отечественный основной капитал можно простимулировать путем нормализации финансовой, денежно-кредитной и платежной систем. На этом фоне можно использовать, например, возможности некапиталоемкого роста (например загрузки простаивающих производственных мощностей), уменьшения числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями, усиления контроля за финансовыми потоками. Также необходимо налаживание механизма перелива капитала с финансовых рынков на инвестиционные цели реального сектора экономики, и в этих целях можно использовать меры государственной поддержки, такие как системы налоговых льгот (снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора, дифференциация налоговых льгот в зависимости от направления инвестиций), гарантии инвестиций в реальный сектор.
С точки зрения развития производства, инвестирование в собственные средства предприятий наиболее эффективно, потому что в этом случае предприятия не должны часть получаемой прибыли направлять на текущее обслуживание долга. Кроме того, предприятия, не связанные условиями предоставления займов, могут инвестировать собственные средства в долгосрочные проекты, в исследования и т.д., обеспечивая себе задел на будущее и укрепляя свои позиции.
Инвестиции в реальный сектор экономики - это, по сути, важнейшая роль коммерческих банков, но отечественные банкиры по-прежнему больше предпочитают инвестиции в государственные ценные бумаги, а также игру на валютных и кредитных рынках, а все из-за того, что банковское финансирование реального сектора в нашей стране все еще остается очень рискованным. Помимо обычных кредитных рисков в России существуют специфические риски, связанные с экономическими и правовыми особенностями нашей страны. Например, существуют такие факторы риска, как отсутствие эффективного механизма реализации залогов, все еще низкая рентабельность наших предприятий из-за плохого использования основных фондов, трудовых ресурсов и т.д. Для увеличения объема банковского финансирования реального сектора автор рекомендует максимально устранить указанные риски, а также создать специальную программу кредитования промышленного сектора коммерческими бан-
ками (через специализированные в данной отрасли хозяйственной деятельности коммерческие банки).
Большое значение для трансформации и развития российской экономики автор придает проблеме привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Отмечается, что блок иностранных инвестиций является важнейшей составной частью суммарной величины инвестиций в развивающейся экономике, особенно в условиях острого дефицита государственных финансовых ресурсов и кредитов, недостатка собственных средств предприятий, маломощного капитала банковской системы и недоверия населения к любому централизованному способу хранения своих сбережений. К существенным преимуществам прямых иностранных инвестиций (ПИИ) отнесены следующие.
Во-первых, они служат источником новых технологий, новых «ноу-хау», передовых методов управления и маркетинга, обучения и переподготовки персонала.
Во-вторых, прямые иностранные инвестиции, в отличие от займов и кредитов, не ложатся тяжелым бременем на государственный бюджет, так как не являются внешним долгом, а напротив, способствуют получению средств для его погашения. При этом вся полнота риска за успешность проекта ложится на инвестора, стимулируя его на высокоэффективную деятельность.
В-третьих, ПИИ способствуют ускорению интеграции национальной экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации.
В-четвертых, инвестиционные проекты обеспечивают поступление валютной прибыли, что весьма полезно для оздоровления экономики. В настоящее время в РФ ПИИ поступают в форме создания совместных и дочерних предприятий, приватизации госпредприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление зарубежным компаниям промышленных предприятий и т. д.
Автор подчеркивает, что достижение поступательного развития экономики и социальной сферы, национальной безопасности, высокого уровня жизни населения невозможно, если продолжать использовать традиционную технику, технологию, а также сформировавшуюся в середине прошлого века организацию производства и устаревший подход к управлению экономикой на макро-уровне. Экономика большинства стран сейчас функционирует на принципиально ином научно-техническом, технологическом и информационном уровне, чем экономика РФ. Россия
же находится в таком экономическом, социальном, научно-техническом и демографическом состоянии, что требуется новый, инновационный подход ко всему процессу воспроизводства, соединению факторов производства, использованию ресурсов. Требуется новая постановка целей развития, наполнение ВВП иным содержанием, новый подход к технологии обеспечения экономического развития.
Этот инновационный подход, отмечает автор, многие исследователи видят сейчас в обращении к социодуховным, психологическим, даже религиозным факторам, что означает изменение «базиса», а не «надстройки». Как следствие, российская экономика производства («синих воротничков») будет, как и во всем мире, трансформироваться в экономику услуг («белых воротничков»). Но для этого государство в качестве основного долгосрочного приоритета должно принять именно инновационный путь развития экономики.
Е.А.Пехтерева
2004.01.043-047. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. (Сводный рефрат).
1. АРТЕМЬЕВА С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопр. экономики. - М., 2002. - №5. -С.137-152.
2. ВАРДУЛЬ Н. Белый дом сверстал бюджет военного времени // Коммерсантъ. - М., 2003. - 15 авг. - С.1-2.
3. ГОРЕГЛЯД В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопр. экономики. - М., 2002. - №4. - С.67-77.
4. ГОРЕГЛЯД В. Старая концепция нового бюджета // Вопр. экономики. - М., 2002. - №10 - С.4-15.
5. РЯСКОВА М. В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования / МГУ им. М.В.Ломоносова. Экон. фак. - М.: ТЕИС, 2002. - 145 с.
В реферируемых работах рассматриваются проблемы бюджетной политики как одного из основных инструментов государственного регулирования, роль бюджета в современной российской экономике; даются рекомендации по повышению эффективности бюджетной политики.
Бюджет, по определению М.Рясковой, - «это экономический закон, определяющий государственную смету и утверждаемый законодательной властью при участии народных представителей, и, следовательно, основа государственного экономического законодательства» (5, с.6). С помощью бюджета осуществляется задача фактического сопоставления потребно-