4. Если, кроме парламента, другие органы обладают правом, от реализации которого зависит судьба закона, то в этом случае парламент не обладает прерогативой законодательной власти.
Е.В. Алферова
2004.01.008. ИГНАТОВА Н.С., ЗВЕРЕВ О.И. ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 96. с.
В монографии исследуются понятие и место конституционной безопасности в системе национальной безопасности, а также основные направления ее обеспечения в Российской Федерации, поднимаются проблемы совершенствования институтов государственного права, его понятийного аппарата.
Авторы придерживаются определения понятия «конституционная безопасность», данного Т.Э. Шубертом, который понимает под ней систему мер, предпринимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями (в рамках их прав и возможностей), хозяйствующими субъектами и иными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами, в целях укрепления и защиты конституционного строя Российской Федерации, действия конституционного законодательства, упрочения политического режима, основанного на высоком авторитете государственных институтов, развитии демократии, обеспечении прав и свобод граждан (цит. по: с. 4).
Систему конституционной безопасности авторы сводят к следующим факторам: во-первых, это совершенное конституционное законодательство; во-вторых, существование основанной на правильном применении конституционного законодательства системы государственных и общественных институтов; в-третьих, наполнение этих институтов необходимым содержанием, т.е. развитие запрограммированной государственной и общественно-политической практики; в-четвертых, обеспечение конституционной стабильности, своевременное обнаружение, предотвращение и устранение угроз конституционной безопасности путем либо ликвидации неконституционных институтов и(или) практики, либо своевременной отмены устаревших предписаний и применения нового конституционно-правового регулирования общественных отношений.
Назначение концепции конституционной безопасности, по мнению авторов, заключается:
- в анализе и определении того состояния в государстве и обществе, когда можно считать, что конституционные институты нормально функционируют, приносят те результаты, для достижения которых они и предназначены;
- в установлении тех нежелательных факторов конституционно -политического развития, которые могут привести или привели к нейтрализации действия норм Конституции, размыванию государственных и общественных институтов, предусмотренных ею;
- в реализации потребности в новых конституционно-правовых отношениях, актах и нормах, а также в отмене, изменении и дополнении действующих правил; поиске средств создания общественной атмосферы конституционно-правового «спокойствия», т.е. уверенности населения и общественного мнения в том, что государственная власть заботится о соответствии политического режима его конституционным основам, о действии конституционно-правового законодательства (с. 5-6).
Задачи концепции конституционной безопасности состоят в обеспечении ряда жизненно важных интересов РФ, в том числе:
- обеспечении стабильности конституционного строя страны;
- укреплении государственной власти в РФ, механизмов взаимодействия ее различных ветвей и уровней;
- обеспечении конституционного права как отражающего ценности демократического пути развития России и ее новой государственности;
- содействии упрочению Российской Федерации как правового государства;
- создании условий для совершенствования государственного строительства в России, в том числе развития федеративных и межнациональных отношений;
- предотвращении угрозы политическому плюрализму и многообразию; исключении социальной, политической, национальной и иной непримиримой конфронтации и вражды в обществе при сохранении здоровой конкуренции интересов и конституционно допустимых методов их выражения;
- обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина и т. д.
Выделяются явные и скрытые угрозы конституционной безопасности. В обобщенном виде первые выглядят так: отсутствие авторитета Конституции РФ, восприятие ее населением не как основного государственного закона прямого действия, а как политической деклара-
ции; непринятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов так необходимых на практике; противостояние властей, когда законодательная и исполнительная власти не действуют в рамках принципа разделения власти, закрепленного в ст. 10 Конституции, а пытаются захватить приоритетные позиции в государстве и обществе, в том числе за счет ущемления (фактического подчинения себе) других ветвей; отсутствие взаимодействия и согласованного функционирования властей; фактические попытки Президента РФ не только реально проводить, но и предопределять внутреннюю и внешнюю политику без участия законодательной власти; явное отставание процесса создания парламентом законодательных основ общественного развития от потребностей практики; широкое развитие так называемого указного правотворчества, вызывающее ощущение нестабильности регулирования; недооценка представительной власти; искусственная подача населению этих органов как неэффективных и недееспособных; наличие в стране иных - помимо Президента и Правительства - структур, осуществляющих реальную власть в экономике, а то и государственную власть с подменой высшего эшелона: во-первых, ряда банковс-ких и предпринимательских структур, например, Банка России, Сбербанка, коммерческих банков, Газпрома и др.; во-вторых, некоторых государственных органов, реальная роль которых превосходит официальное назначение (например, ФСО, ФАПСИ и др.); коррупция и взяточничество; неквалифицированность депутатов представительных органов; громоздкость государственного устройства, приводящая к неурегулированности задач и возможностей трех уровней руководства (Федерация, субъекты РФ, местное самоуправление), сверхцентрализации, сверхдецентрализации, пренебрежительному взаимному отношению одного уровня власти к другим; отсутствие достаточной конституционной основы развития межнациональных отношений; превращение общественных объединений в арену непримиримой вражды и конфронтации с целью взаимного уничтожения; неиспользование институтов непосредственной демократии в обсуждении важных государственных решений; плохое материальное положение многих слоев населения, что рождает политическое неверие в реформы и т.д. (с. 9-12).
Наиболее существенными среди скрытых угроз являются: - конституционная конструкция государственной власти, выражающая в существовании президентской власти, стоящей над всеми иными ветвями власти, что не вписывается в принцип разделения властей, установленный Консти-
туцией, исключающей приоритет какой-либо ветви перед другими, а тем более наличие институтов власти, стоящих над иными властями; отсутствии какой-либо конституционной ответственности Федеральных выборных и назначаемых должностных лиц (Президента, Председателя Правительства и др., депутатов Государственной думы, а также выборных должностных лиц и депутатов в субъектах РФ);
- конституционная конструкция федеративного устройства РФ, объективно не способствующая централизованному руководству делами государства;
- ряд просчетов относительно гражданства и миграционных потоков;
- установление усложненного порядка изменения и дополнения действующей Конституции РФ и т.д. (с. 12-13).
Далее речь идет об основных направлениях обеспечения конституционной безопасности РФ: укреплении государства как основы этой безопасности; обеспечении высокой роли Конституции РФ и конституционного законодательства, гражданского мира и согласия, прав и свобод человека и гражданина; совершенствовании федеративных и межнациональных отношений; использовании политического плюрализма, институтов гражданского общества и демократии.
Специальные задачи обеспечения конституционной законности рассматриваются через функционирование Конституционного суда РФ и конституционных, уставных судов субъектов Федерации.
Е.В.Алферова
2004.01.009. БАСИК В.П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). - М.: Манускрипт, 2002. - 160 с.
Монография В.П.Басика состоит из двух глав. Первая - «Конституционно-правовое регулирование защиты прав сотечественников за рубежом» открывается ретроспективным исследованием опыта правового регулирования в данной области в контексте статуса национальных меньшинств по международному праву и национальному законодательству, поскольку начало правовому регулированию в данной области положило взаимное договорное урегулирование статуса соответствующих меньшинств между европейскими государствами; национальное же зако-