ского союза с США и Западной Европой. После А.Мендереса, возглавлявшего правительство в 50-х годах, он был наиболее последовательным и преданным партнером Соединенных Штатов. По-настоящему же от политических предшественников Т.Озала отличало фанатичное стремление использовать США в качестве рычага, при помощи которого Турция сумеет подняться до уровня ведущей державы в регионе. Именно Т.Озалу принадлежат слова: «Если мы не совершим роковых ошибок, будущий век станет веком Турции» (041, c. 85).
Н. Б. Шувалова
2003.04.042. КОРНПРОБСТ М. УЛАЖИВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ СПОРОВ В АФРИКАНСКИХ СУБРЕГИОНАХ: СРАВНЕНИЕ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ И АФРИКАНСКОГО РОГА.
HORNPROBST M. The management of border disputes in African regional subsystems: comparing West Africa and the Horn of Africa // J. of modern African studies. — Cambridge, 2002. — Vol.40, N 3. — P. 369-393.
Результаты пограничных споров в Западной Африке и на Африканском Роге разительно отличаются друг от друга. Автор (Университет Торонто, провинция Онтарио, Канада) анализирует существующие объяснения этого. Для целей исследования он определяет конфликт как «войну между суверенными государствами, число жертв которой превышает более 1000 человек в год» (c. 373), а разрешение конфликта как устранение или смягчение напряженности, порождающей готовность одной или нескольких стран «убивать, уничтожать, причинять ущерб и опустошать территорию другой страны или нескольких стран» (c. 379).
Вся Западная Африка, кроме Либерии, возникшей по воле США, была колонизована европейцами. Иное положение было на Африканском Роге. Во-первых, Эфиопия никогда не была колонией (за исключением непродолжительной итальянской оккупации), более того, она «имела многие признаки имперского государства», ряд исследователей заявлял об «эфиопском черном империализме» (c. 376). В 1948 г. Эфиопия присоединила Огаден, населенный в основном сомали, а в 1962 г. — Эритрею. Оба территориальных приобретения были результатом дипломатической сделки Эфиопии с европейскими странами и США. Аннексия Эритреи и уничтожение через некоторое
время ее автономии были явными нарушениями международных обязательств, но ООН на это никак не отреагировала.
В странах Африканского Рога в ХХ в. возникали столкновения на почве взаимных территориальных претензий, а в Западной Африке «колониализм ассоциировался с европейским империализмом» (с. 377),. В Западной Африке после достижения независимости возникло десять пограничных споров, но ни один из них не перерос в войну, а на территории Африканского Рога споров было всего четыре, но два из них вылились в войны. Сам факт разделённости этнических групп искусственными границами воспринимался скорее как наследие колониального прошлого, чем результат активных действий самих молодых государств.
В основу большинства договоров, урегулировавших конфликты между странами Западной Африки, была положена Хартия ООН о территориальной целостности. В ряде случае соглашение не было достигнуто сразу, но путем переговоров стороны достигали соглашения о взаимном отводе войск: так был разрешен конфликт между Бенином и Нигерией, Ганой и Того, Бенином и Нигером. Впоследствии в 1984 г. Гана и Того заключили мирный договор, Бенин и Нигер в 80-х годах, Бенин и Нигерия в 90-х годах испытывали определенные трудности при демаркации границы, но все же сумели избежать обострения конфликта.
Мирным путем был решен пограничный спор между Гвинеей и Либерией, а также между Кот-д’Ивуаром и Либерией, предпосылки к которому возникли еще в 1880-1890-х годах в результате расширения территорий французских колоний за счет либерийского хинтерленда. По достижении Гвинеей и Кот-д’Ивуаром независимости, Либерия в 1961 г. оспорила границы, в том же году стороны пришли к мирному соглашению. Мирное урегулирование также было осуществлено между Мали и Мавританией в 1963 г., Нигером и Буркина-Фасо в 1964 г., Ганой и Буркина-Фасо в 1964 г. При урегулировании конфликта лидеры Ганы и Того в совместном коммюнике заявили, что «взаимоотношения стран должны основываться на признании принципа территориальной целостности» (с. 379). Помимо этого, в середине 70-х годов правительство Того заявило, что «Того не ищет ссоры с соседями, рано или поздно будет найдено мирное решение этой проблемы» (там же). В 1975 г. в результате конфликта между Буркина-Фасо и Мали погибло 55 человек. В Западной Африке это был самый серьезный
международный конфликт с участием регулярных войск. В 1985 г. было подписано соглашение о прекращении огня, а в 1986 г. при участии Международного суда было подписано мирное соглашение.
В Восточной Африке война между Эфиопией и Сомали возникла из-за обоюдных притязаний на область Огаден. В 1961 г. взаимный отвод войск от границ был осуществлен без переговоров, а в 1964 г. после переговоров. В 1977 г., несмотря на удачный опыт предотвращения войны, начались полномасштабные военные действия. При этом правительство Сомали заявило об имперских амбициях Эфиопии и подчеркнуло, что «народ Огадена имеет право на самоопределение» (с. 381). Война закончилась в 1978 г. победой Эфиопии. Повторная эскалация конфликта в 1987—1989 гг. завершилась переговорами и отводом войск.
Конфликт с участием Эфиопии и Эритреи начался в 1998 г. из-за того, что Эритрея претендовала на часть эфиопской территории, а в верхах Эфиопии многие продолжали рассматривать Эритрею как взбунтовавшуюся провинцию. В свою очередь эритрейские лидеры заявляли о том, что «в подлые намерения Эфиопии входит порабощение эритрейского народа и захват его территории» (с. 382). По данным ООН в ходе этого конфликта погибло от 50 тыс. до 100 тыс. военнослужащих. В 2000 г. на встрече в Алжире представители Эфиопии и Эритреи достигли соглашения о том, что государственные границы будут определены совместным эфиопско-эритрейским комитетом, расположенным в Гааге.
Как подчеркивает автор, «страны Западной Африки при решении пограничных споров основываются на принципах территориальной целостности, и эти споры никогда не перерастают в войну». В то же время «на Африканском Роге долгая практика войн стран с имперскими амбициями преобладала над принципом территориальной целостности» (с. 388), и опасность перерастания пограничных споров в военный конфликт была выше.
Ряд исследователей придерживаются теории, объясняющей возникновение или отсутствие конфликтов балансом сил государств в конкретном регионе: «превосходство в военной силе само по себе служит государству гарантией от нападения, которое может произойти только в том случае, если силы становятся равны» (с. 384). Однако в спорах между Мали и Мавританией, Бенином и Нигером, а также — Мавританией и Сенегалом — все эти страны «обладали примерно
равным экономическим и военным потенциалом и поддерживались Францией» (с. 385) — и все же им удалось избежать конфликта. С другой стороны, войны на территории Африканского Рога полностью опровергают утверждение о том, что преимущество в силе не гарантирует безопасности государства. Так, более слабые Сомали и Эритрея нападали на более сильную Эфиопию. Таким образом, теория «силового преимущества» не может объяснить различия в результатах пограничных споров.
Существует и еще одно объяснение частого возникновения вооруженных конфликтов на Африканском Роге, и в отличие от Западной Африки— «мир между африканскими государствами возможен потому, что у них недостаточно средств для ведения войны», «не имея стабильной экономической базы, ни одно африканское государство не может позволить себе проводить действительно агрессивную внешнюю политику» (там же). Однако, если бы это было верным, то в силу бедности «войны между государствами не были бы возможны на всей территории Африки» (с. 386). К началу конфликта между Эфиопией и Сомали первая занимала 117, а Сомали — 116 место по величине ВНП на душу населения, в списке из 121 страны, а в разгар конфликта Эритреи и Эфиопии первая занимала 198 место, вторая — 209 место в списке из 209 стран. Помимо этого, в 60—90-х годах ВНП Нигерии был в три раза выше эфиопского, а ВНП Бенина, Кот-д’Ивуара, Гамбии, Ганы, Гвинеи и Сенегала был значительно выше, чем в Судане и Эритрее. Таким образом, возможностей для ведения активных боевых действий у них было больше, но они ими не воспользовались.
Некоторые исследователи приписывают мирный исход конфликтов в Западной Африке особой ролью Франции в регионе. Однако ни Гана, ни Буркина-Фасо не имели тесных связей с Францией на момент успешного урегулирования конфликта 1964—1966 гг., в то же время в 1960 г. у Кот-д’Ивуара были тесные связи с Францией, а у Либерии их не было. Ссылки на общемировые процессы не объясняют и хода событий на Африканском Роге: войны шли как во время «холодной войны» (Эфиопия — Сомали), так и после ее завершения (Эритрея — Эфиопия). Война между Эфиопией и Эритреей разразилась вопреки тому, что «эти два «светских» государства были частью альянса, созданного США для противостояния «исламистскому» Судану» (с. 388).
Как полагает автор, для целостного понимания коренной разницы между результатами пограничных споров в Западной Африке и на Африканском Роге необходимо «более детально рассматривать социальный контекст» (c. 388), тогда как многие специалисты-международники делают слишком большие обобщения, в основном исходя из опыта Северной Америки и Западной Европы
B.C. Олишевко
2003.04.043. АЛЕКСАНДЕР М., КЕЙГЕР Дж. ФРАНЦИЯ И АЛЖИРСКАЯ ВОЙНА: СТРАТЕГИЯ, ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ И ДИПЛОМАТИЯ.
ALEXANDER S.M., KEIGER J.F.V. France and the Algerian war: strategy, military operations and diplomacy // Intern. Relations. — L., 2001. — Vol.21., N 4. — P. 3—25.
Вплоть до конца 80-х годов Алжирская война не вызывала большого интереса среди историков, в особенности — французских. Все изменилось, когда в 1997 г. началось следствие по делу Мориса Папона — чиновника из администрации Виши. Стало ясно, что «обвинения, выдвинутые в отношении Папона, заставили французский народ осознать схожесть Второй мировой и Алжирской войн» (c. 3). Дело Папона стало предтечей расследований по фактам убийств и насилия, осуществленных представителями французского государства в ходе Алжирской войны 1954—1962 гг.
Автор указывает на то, что «официально событиям в Алжире странным образом отказано именоваться «войной», хотя она действительно была и была ожесточенной». События в Алжире были «кровавыми, жестокими, опасными и без сомнения являлись войной», хотя политики и бюрократы в Париже предпочитали разного рода эфе-мизмы, вроде «вопросов поддержания порядка» и «мероприятий по поддержанию законности» (c. 4).
Как полагает автор, особого упоминания заслуживают «голубые береты» французской армии или специальные административные отделы. Впервые они были созданы в мае 1955 г. и насчитывали 5000 человек в 800 сельских центрах. Как правило, офицерами этих подразделений были молодые лейтенанты, иногда — капитаны, возглавлявшие местные «секции самообороны», они довольно часто гибли от рук арабских подчиненных, либо партизаны ФНО. Несмотря на то что прикомандированные к этим отделам французские офицеры