Научная статья на тему '2003. 04. 028. Волков Ф. М. Библейские подходы к экономической жизни глазами современного заинтересованного человека. М. : полиграф сервис, 2003. 144 с'

2003. 04. 028. Волков Ф. М. Библейские подходы к экономической жизни глазами современного заинтересованного человека. М. : полиграф сервис, 2003. 144 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ И ЭКОНОМИКА / РЕЛИГИЯ И ЭТИКА / ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ / БИБЛИЯ / ЭТИКА И РЕЛИГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 028. Волков Ф. М. Библейские подходы к экономической жизни глазами современного заинтересованного человека. М. : полиграф сервис, 2003. 144 с»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

2003.04.028. ВОЛКОВ Ф.М. БИБЛЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА. - М.: Полиграф сервис, 2003. -144 с.

В современных рыночных условиях на принятие грамотных решений в области экономики оказывают влияние различные факторы: политические, социальные, временные, экологические и др. Религиозный фактор тоже важно учитывать при выработке и осуществлении экономических решений. Но вера выходит далеко за пределы чисто религиозных представлений и действий. С участием веры формируются принципы, ценностные ориентиры, общие схемы поведения, идеалы для решения «вечных» вопросов человеческого существования: «Вера влияет на развитие внутренних сил людей, повышает их требования к себе, усиливает ответственность за свои действия, способствует росту духовного совершенства человека, его нравственному очищению и обогащению, обусловливает критерии правильных и неправильных действий, вдохновляет, воодушевляет, активизирует или, наоборот, подавляет волю, побуждает к подвигам» (с.17).

Библейские подходы, принятые верующими многих религий и проверенные веками, содержат в себе мудрость и многотысячелетний опыт, которые ценны не только для самих верующих, но и для тех, кто себя к таковым не относит. Эти подходы выходят за рамки религии и несут в себе общечеловеческие начала. На страницах Ветхого и Нового заветов даются описание и оценка широкого спектра экономических явлений и процессов, охватывающих все важнейшие звенья экономической жизни. Сила и мощь Священного Писания таковы, что большинство содержащихся в нем экономических идей и подходов далеко выходят за рамки своего времени и сохраняют свою силу и поныне.

Содержащиеся в Ветхом и Новом заветах подходы к экономической жизни образуют своеобразную азбуку экономических действий. Главный смысл подсказываемых здесь решений состоит, с одной стороны, в том, чтобы полнее использовать заложенный в экономике потенциал, ее созидательные возможности, ее механизмы и процессы. С другой стороны, библейские требования к действиям людей в экономической среде направлены на то, чтобы предотвратить негативные проявления экономических процессов, предупредить о таящихся здесь сложностях, трудностях и недостатках экономики, о ее противоречивости (с.34).

В книге указывается (с.36—44), что, согласно Священному Писанию, хозяйственная деятельность должна строиться посредством развития производства, создания и увеличения необходимых для человеческой жизни материальных благ. Люди должны жить деятельной жизнью, обеспечивая своими повседневными усилиями нормальное существование себе и своим близким. Их экономическая деятельность должна быть разнообразной и эффективной. Во всех случаях, где в библейских текстах речь идет о росте производства, прослеживается мысль, что этот рост должен приносить пользу всем людям, всей стране, а не только какой-то избранной части общества. Весьма важными для рациональной организации хозяйствования являются и библейские требования умелого расчета издержек и затрат, планирования начатой работы, без чего нельзя добиться успеха. В Священном Писании определены нравственные ценности добропорядочной хозяйственной деятельности.

Большое значение имеют и трактовки Библии, касающиеся связи хозяйственной деятельности с состоянием и действиями властей государства. Для успешного ведения хозяйства и осуществления всей человеческой жизнедеятельности необходимо сохранение единства страны, ее экономического пространства, так как их разделение подрывает хозяйственные связи, несет бедствия и разорение, ослабляет экономику. Констатируя тенденции к росту экономической жизни, ведущему к увеличению нагрузки на природу, Библия всегда выступала также за сохранение гармонии человека и природы.

Автор разбирает также вопрос об отношении Священного Писания к собственности (с.45—53). В древних текстах многократно упоминается реальное существование частных собственников, крупных и мелких, богатых и бедных, занятых в различных сферах деятельности. Собственность частных лиц не идеализируется, не противопоставляется ее другим формам, а рассматривается как данность наряду с другими видами собст-

венности. При этом всякая собственность понимается как дар Божий, данный для употребления не только самому собственнику, имеющему исключительный доступ к своему имуществу, но и его ближним. Наряду с различными формами частной собственности в Библии признается и общее владение имуществом, общая собственность.

Русская православная церковь (РПЦ) не только поддерживала и проповедовала принципы общей собственности, но и во многих случаях воплощала их в жизнь. Свидетельством этому было, например, создание монашеских общежитий, предусматривающих порядок, при котором собственность и труд монахов и послушников были общими.

Подробно освещалась в книгах Библии проблема собственности на землю. Здесь провозглашалось много разных подходов, которые открывали самые разные возможности обладания землей. При любом подходе довлел главный постулат, что земля исконно принадлежит Богу. Провозглашалось равенство в пользовании землей, что обеспечивалось ее разделением пропорционально численности населения. Сложно решался в Библии вопрос о вариантах «купли — продажи». Первоначально эти варианты были очень жесткими. Не допускалось землю «продавать навсегда». Допускалась лишь продажа участков на определенный срок, после окончания которого проданная земля возвращалась первому владельцу. При продаже земли на срок дозволялся и поощрялся ее досрочный выкуп, причем как самим продавшим, так и его родственниками. Вместе с тем в Библии констатировались и, как правило, не подвергались критике многочисленные конкретные случаи перехода земельных участков от одного собственника к другому, их оборот, «купля - продажа».

Признавая огромную роль и значимость собственности в экономической жизни людей и обеспечении условий их существования, Священное Писание выступало за ее поддержку, охрану, защиту, за пресечение всяких посягательств на нее. Особенно жестко Библия осуждала кражу чужого имущества, подрывающую сам институт собственности. О защите собственности говорится в знаменитых десяти заповедях. «Ориентируя на безусловное выполнение запрета Ветхого и Нового Завета на кражи, присвоение чужой собственности, РПЦ в части третьей Православного катехизиса систематизировала относящиеся к этому запрету требования и перечислила особые грехи, связанные с нарушением восьмой заповеди Закона Божьего. Главнейшими из них бы-

ли названы: 1) грабительство, или отнятие вещи явно, насилием; 2) воровство, или похищение чужой вещи тайно; 3) обмен, или присвоение чего-либо чужого хитростью; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство; 6) мздоимство; 7) тунеядство; 8) лихоимство» (с.50).

Среди затронутых в Священном Писании экономических реалий очень важное место принадлежит проблемам труда, его организации и вознаграждения (с.54—66). С самого начала доказывается необходимость труда для человека, его огромная важность, значимость, обязательность. Труд рассматривается как важнейший элемент и обязательное условие человеческого существования. Библия внушает человеку, что он должен постоянно трудиться, так как без этого он не может поддерживать телесное существование и обеспечивать себя и своих близких необходимыми для жизни материальными благами. Кроме того, повседневный труд служит для человека проявлением его любви к Богу. Через труд люди осуществляют добродетельные дела, проявляют добросердечие и милосердие. В труде поощрялись специализация, сосредоточенность на избранном деле, желание добиться мастерства и преуспеть в сфере, которой посвятил себя человек. Все виды труда, направленные на благо людей, равны, нет среди них лучших и худших. Ветхий и Новый заветы призывали уважать и ценить труд тех, кто его тщательно выполняет. Всякий труд должен быть вознагражден, а трудящийся обеспечен необходимыми средствами для поддержания жизни. При оплате труда должен соблюдаться договор, согласованные размеры оплаты, и ни одна из сторон не должна проявлять обиду и несогласие, если этот договор соблюден.

Рассмотрен автором и вопрос о кредите. В кредитных отношениях провозглашались принципы честности, добросовестности, правдивости, гуманности. Одобрялись те, кто «никого не притесняет, должнику возвращает залог его», кто «залога не берет», кто «в рост не отдает и лихву не берет», и осуждались те, кто «залога не возвращает» (с.106). Осуждались грабительское ростовщичество, взимание непосильных процентов.

В отношении торговли Библия выступала за ее очищение от слабостей, недостатков, от разъедающей ее скверны, за честные и добросовестные торговые связи. Важными средствами обеспечения такой торговли считались применение точных мер и весов, недопущение обмана, обсчета и обвеса.

На основе библейских принципов строятся не только трудовые, торговые или финансовые отношения, но и такие общественные от-

ношения, как равноправие, свобода, единство людей, взаимопомощь, партнерство, объединение усилий для совместного решения трудных проблем, сотрудничество, солидарность, справедливость, правдивость, честность. Библия осуждает все то, что несет несогласие, раздоры, распри, вражду, жестокость, злобность, насилие.

Предотвращению подобных негативных явлений во многом могло бы способствовать грамотное управление. Библия выступает за четкую организацию и иерархию управления страной. Во главе государства должен стоять мудрый управитель. У него в подчинении находятся чиновники, руководящие конкретной областью страны, а также сановники, отвечающие каждый за свою сферу деятельности. Подчеркивается необходимость наличия у людей, занимающихся управлением, высоких личных качеств и достоинств. На одно из первых мест среди них, как и во всей трудовой деятельности, выносится «премудрость и знание, чтобы управлять народом».

В Писании был сформулирован ряд важных принципов организации и осуществления управления. В основе принимаемых решений должен лежать закон. При выработке управленческих решений предлагалось их тщательно продумывать, обсуждать, пользуясь при этом разумными советами. Подчеркивая необходимость использования советников в управлении, Библия вместе с тем выступала за взвешенное отношение к их рекомендациям, поскольку они могли советовать «в свою пользу». Была сформулирована также важная мысль о недопустимости вмешательства в управление членов семьи и друзей руководителей.

В библейских текстах критиковались злоупотребления властью, беззастенчивое использование управленческих прав для личного обогащения, казнокрадство, получение взяток и незаконных подарков. Считалось недопустимым проявлять при выполнении управленческих функций недобросовестность, леность, обман, лживость. Прослеживалась традиционная для древних управленческих установок ориентация на справедливость и защиту подданных.

Для содержания управленческого аппарата государства и Церкви жители должны были платить подати и налоги. Согласно библейской схеме, данные повинности нужно выполнять обязательно, в полной мере и своевременно, соблюдая при этом установленные законы. Вместе с тем Писание, признавая уплату налогов актом необходимым и обязательным, выступало категорически против каких-либо злоупотреблений и

произвола в этой области, требовало точного соблюдения установленных порядков, правил и норм.

Библия признавала, что разные люди живут по-разному, имеют разный достаток, неодинаково удовлетворяют свои потребности и нужды. По-разному распределяются созданные ими блага, разный размер имеют их доходы. Но как в Ветхом, так и в Новом заветах содержались суждения, направленные против резкого разрыва в доходах богатых и бедных, против усугубления страданий и нехватки средств у слабых; поощрялся порядок, требующий, чтобы «у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто — мало, не было недостатка». Правда, в Библии не было рассуждений о богатстве вообще. В ней прослеживаются два подхода к богатству, распространяющиеся на два их вида, различающиеся по источникам формирования и характеру использования (с.115— 126). С одной стороны, это богатство достойных, честных людей, созданное законными методами и используемое во благо в соответствии с библейскими требованиями. Главными источниками праведного и честного богатства выступают труд, мудрость и прилежание. Второй категорией является неправедное, нечестное богатство, растлевающее души и сердца, богатство, создаваемое неправедными путями и несправедливыми методами, богатство неправедно используемое, являющееся объектом стяжательства, своекорыстия и сребролюбия. Сребролюбие, стремление к неправедному богатству считались одной из самых пагубных страстей, недостойным и развращающим качеством.

Если неправедное богатство всегда осуждалось, то бедность вызывала сочувствие, сострадание, сопереживание. Тем самым бедность, нищета выступают в Библии не как порок человека, не как его отрицательное качество, а как порок общества, допускающего существование бедности, обрекающего на нее множество людей и не обеспечивающего им помощи. Чтобы помочь гонимым и страждущим, Библия настойчиво обращалась к верующим и всем людям с призывом быть милосердными, добрыми, сострадательными, ибо действия добрых и милосердных людей помогают им очистить душу и сердце, стать радушнее, проявить и развить свои добрые качества, благородство, сердечность.

В заключение автор полагает, что распространение вышеописанных подходов и критериев на реальные экономические отношения и процессы «сделало бы экономику более жизнеспособной, более человечной, более справедливой, более близкой к самым насущным интересам и нуждам большинства людей, к потребностям стран и народов. Оно дало бы но-

вые возможности предотвращения и преодоления возникающих в экономической действительности трудностей, противоречий, конфликтов, бед и несчастий» (с.141).

В.Л.Алгайкин

2003.04.029. СОБОЛЕВА М. «ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА» НИКОЛАЯ ФЁДОРОВА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ДИСКУССИИ ПО БИОЭТИКЕ.

SOBOLEVA M. Nikolaj Fedorovs «Philosophie der gemeinsamen Tat» im Lichte der modernen Bioethikdiskussion // Ztschr. für Slawistik. — B., 2003. - Bd 48, H.1. - S.29—37.

В статье Майи Соболевой исследуется концепция «Философии общего дела» русского религиозного философа Николая Фёдоровича Фёдорова (1829-1903). В центре его доктрины находится практическая этика, включающая в себя ряд биотехнологических мер, направленных на улучшение человечества вплоть до «воскрешения из мертвых». Все задачи человечества, как их видит Фёдоров, основываются на морально-религиозных взглядах на человека как на образ Божий. Автор стремится анализировать эту концепцию в контексте современных дебатов по биоэтике, полагая, что взгляды Фёдорова делают его одним из пророков наступающего века биомедицины. Однако связь концепции Фёдорова одновременно с верой в Бога и наукой делают его достаточно необычным участником биоэтических дискуссий.

Хотя Фёдоров создавал свое учение во времена, когда биология, психология и медицина были еще очень далеки от расцвета, его доктрина «воскрешения из мертвых» является теорией практических действий с помощью биотехнологий. Он подчеркивал, что речь идет о «материальном» возрождении умерших и предлагал различные указания на возможные здесь методы. Эта утопическая программа содержит в себе, однако, две позитивные задачи: первая может быть названа генным исследованием и предполагает восстановление мертвецов из элементарных частиц, молекул, несущих в себе информацию обо всем организме. Здесь можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.