Научная статья на тему 'Христианские мыслители средневековья о соотношении экономики и нравственности'

Христианские мыслители средневековья о соотношении экономики и нравственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
821
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / БОГАТСТВО / БЕДНОСТЬ / СОБСТВЕННОСТЬ / ТРУД / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ / CHRISTIAN TEACHING / MORALITY / RICHES / POVERTY / PROPERTY / LABOR / REDISTRIBUTION OF GOODS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колычева Е. Ю.

Вопрос взаимосвязи экономики и нравственности актуален сегодня в связи с многочисленными экономическими и духовными проблемами современного общества. Чтобы решить их необходимо, в первую очередь, обратиться к истокам и выяснить, как решался данный вопрос на различных исторических этапах. Наше исследование посвящено экономической этике христианского средневековья. В статье рассматриваются такие вопросы, как отношение человека к собственности и богатству, ценность труда и влияние религиозной доктрины на хозяйственную деятельность в средние века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian thinkers of the Middle Ages on the correlation of economy and morality

Multiple economic and spiritual problems of contemporary society foreground the question of correlation between economy and morality. To solve these problems one has to look back and find out how they were dealt with at the different historical stages of human history. This article focuses on the economic ethics of the Christian Middle Ages, in particular, human attitude to property and riches, the value of labor and the impact of the religious doctrine upon human economic activity.

Текст научной работы на тему «Христианские мыслители средневековья о соотношении экономики и нравственности»

ное явление: «Богатство и бедность сами по себе нравственно безразличны, т.е. ни богатство, ни бедность, сами по себе не делают человека добрым или плохим»19. Религиозно-этическое понимание богатства — это не само по себе богатство материальное, но сердечная привязанность к нему: «... когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11)20. Богатство в этом смысле категорично осуждается христианством как коренным образом противоречащее основной заповеди любви: «обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле»21. Французский теолог Бернард Клервосский в своем произведении «Похвала новому рыцарству» восклицает: «Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочеными филенками»22. Не богатство должно обладать нами, а мы должны обладать богатством, свободно распоряжаться им и употреблять его на благие дела.

Пристрастие к богатству в писаниях средневековых теологов выступает одним из самых злых пороков. Причем страсть эта не естественная, не свойственная природе человеческой, а порожденная неведением истинных благ. В «Первом послании к Тимофею» св. апостол Павел изрекает: «...корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 10)23. Об этом говорит и св. Марк Подвижник: «Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачех добродетелей»24. И потому нельзя из богатства делать кумира, ибо сказано в святом благовес-твовании от Луки: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13)25. Не может быть двух господ, двух владык. Спасителем изречено, что «царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12, 25)26.

Важно отметить, что средневековое общество в реальности не всегда полностью соответствовало идеалам, которые проповедовало. Христианство, изменившее мировоззрение человека, сталкивалось с принципами, которые господствовали еще в эпоху варварства. Так, щедрость и великодушие часто демонстрировались богатыми показательно, что выполняло важную знаковую функцию. Эти качества считались признаком благородства, неизбежно присущим всякому знатному человеку. Богатство для феодала выступало не самоцелью и не средством развития хозяйства, а возможностью расширить круг друзей и приближенных. Высшим моментом наслаждения богатством выступает его расточение в присутствии максимального числа людей. «Расторжение единства между богатством и радостью, доставляемой его раздачей, означает разрушение миропорядка, ибо жадность — мать всех грехов, а щедрость — смысл всех добродетелей»27.

Внутри самой церкви также наблюдалось противоречие между идеями и их реальным воплощением в жизни: «...церковь требовала отречения от богатства, от собственности во имя церкви же, но чем в большей степени осуществлялось это отречение, тем значительнее обременялась богатством и собственностью, а потому неизбежно обмирщалась та церковная организация, в пользу которой отрекались»28. Такое противоречие, созданное и самой идеей, и слабостью человеческой природы, являлось источником движений протеста, направленных против римского престола, которые вылились в различные социальные движения средних веков. К ним относятся патарены во главе с Джерардо Сигарели, отрицающие собственность; альбигойцы, называющие земные блага «ржавчиной души»; лолларды

(Джон Болл), доказывающие принцип равенства тем, что все произошли от единых родителей — Адама и Евы; табориты и «богемские братья», утверждающие, что христианин не может господствовать и эксплуатировать; последователи Франциска Ассизского, Иоакима Флорийского, Джироламо Савонаролы и т. д. Появление подобных движений в средние века усиливало противоречие между теорией и практикой христианского учения, что впоследствии привело к переоценке общественных идеалов во многих сферах и переустройству мира.

Таким образом, определяющее значение в понимании средневековым человеком проблемы нравственной оценки экономической деятельности имеет религиозная доктрина. Широкое распространение христианства приводит к этико-религиозному регламентированию всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической. Советский историк и философ А.Я. Гуревич следующим образом описывает становление средневековой концепции взаимосвязи нравственности и экономики: «От безудержного гедонизма и приобретательского духа античного общества, превратившего в вещь самого человека; через принципиальную «дематериализацию» всех общественных отношений в раннем христианстве и знаковое понимание богатства варварами; через торжество — не только экономическое, но и нравственное — мелкого самодовлеющего производства и реабилитацию труда; через признание, пусть абстрактное, человеческого достоинства всех людей, к превращению собственности — источника богатств — в средство власти, в межличное отношение между господином и подданным, опять-таки всецело символизированное, и к торгово-денежной деятельности, дисциплинируемой и умеряемой моральным осуждением «маммоны» — препятствия ко спасению души, — таковы главные этапы перехода от античности к феодализму в аспекте экономической этики»29.

Средневековая христианская мысль считает нравственно нейтральными богатство, собственность, хозяйственную деятельность и труд, полагая их необходимостью для существования, но она осуждает пристрастие души к богатству, сребролюбие, стяжательство. Нравственности противопоставляется стремление к обогащению и наживе. Искусство приобретать деньги в средневековье имеет по этой причине подчиненное значение по сравнению с искусством использовать деньги.

Религиозная этика является определяющей для осуществления хозяйственной деятельности. Нравственные ценности и идеалы господствуют над экономическими целями. В таких условиях коммерческая деятельность и денежное дело, безусловно, не получают широкого развития, хотя к концу средневековой эпохи отношение к торговле и ростовщичеству смягчается. И все же истинным богатством человека признаются душевная чистота, труд на благо людей и Бога, способность отдавать и любить.

Концепция взаимосвязи экономики и нравственности христианских мыслителей средневековья актуальна и в наши дни. Основываясь на ней, Русская Православная Церковь, выдвигает сегодня концепцию духовно-нравственной экономики. В соответствии с ней, состояние экономики напрямую зависит от нравственного состояния личности и общества, что отражает «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Таким образом, христианские мыслители средневековья продолжили традиции раннехристианских проповедников и развили концепцию нравственной экономики, подчинив утилитарные мотивы духовным и религиозным ценностям. Важность их вклада в развитие представлений о соотношении экономики и нравственности состоит в том, что их воззрения стали источником современных взглядов на проблему экономической этики.

Литература

1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. — СПб., 1995.

2. Булгаков С.Н. История экономических и социальный учений. — М., 2007.

3. Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России. — Новосибирск, 1991. — С. 79-102.

4. Ветхий завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm (дата обращения 23.07.2012).

6. Клервосский Б. Похвала новому рыцарству. URL: http://www.templarhistory.ru/St_Bernard/ (дата обращения 27.05.2011).

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева. — Екатеринбург, 2005.

8. Марк Подвижник. 200 глав о духовном законе / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_06.html#a3 (дата обращения 16.05.2011).

9. Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000.

10. Олесницкий М. Нравственное Богословие. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/olesnicky_bogoslovie_1g01_all. shtml (дата обращения 24.07.2012).

11. Подвижнические наставления св. Исаака Сирианина / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/06/3/issak_sir.htm (дата обращения 21.05.2011).

12. Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, великого подвижника и епископа Едесского, сто душеполезнейших глав / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/09/3/feodor_ed.htm (дата обращения 18.05.2011).

13. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 2001.

14. Феодор Студит. Наставления / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http:// krotov.info/acts/08/studit/nast_00.html (дата обращения 21.05.2011).

15. Шаховской Иоанн. Христианское отношение к богатству и бедности. — СПб., 2005. URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_ zhizn/miloserdie/hristianskoe_otnoshenie_r_bogatstvu_i_bednosti_shahovskiy-all.shtml (дата обращения 24.07.2012).

1 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева. — Екатеринбург, 2005. — С. 271.

2 Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. — СПб., 1995. — С. 112.

3 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева. — Екатеринбург, 2005. — С. 271.

4 Булгаков С.Н. История экономических и социальный учений. — М., 2007. — С. 159-160.

5 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm (дата обращения 23.07.2012).

6 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 70.

7 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm (дата обращения 23.07.2012).

8 Булгаков С.Н. История экономических и социальный учений. — М., 2007. — С. 161.

9 Феодор Студит. Наставления / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/08/studit/ nast_00.html (дата обращения 21.05.2011).

10 Булгаков С.Н. История экономических и социальный учений. — М., 2007. — С. 148.

11 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 255.

12 Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос / Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России. — Новосибирск, 1991. — С. 99.

13 Шаховской Иоанн. Христианское отношение к богатству и бедности. — СПб., 2005. URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/miloserdie/ hristianskoe_otnoshenie_r_bogatstvu_i_bednosti_shahovskiy-all.shtml (дата обращения 24.07.2012).

14 Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, великого подвижника и епископа Едесского, сто душеполезнейших глав / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/09/3/feodor_ed.htm (дата обращения 18.05.2011).

15 Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 2001. — С. 300.

16 Подвижнические наставления св. Исаака Сирианина / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov.info/acts/06/3/issak_sir.htm (дата обращения 21.05.2011)

17 Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос / Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России. — Новосибирск, 1991. — С. 100.

18 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 4.

19 Олесницкий М. Нравственное Богословие. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/olesnicky_bogoslovie_1g01_all.shtml (дата обращения 24.07.2012).

20 Ветхий завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 596.

21 Шаховской Иоанн. Христианское отношение к богатству и бедности. — СПб., 2005. URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/miloserdie/ hristianskoe_otnoshenie_r_bogatstvu_i_bednosti_shahovskiy-all.shtml (дата обращения 24.07.2012).

22 Клервосский Б. Похвала новому рыцарству. URL: http://www.templarhistory.ru/St_Bernard/ (дата обращения 27.05.2011).

23 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 255-256.

24 Марк Подвижник. 200 глав о духовном законе / Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М., 2006. URL: http://krotov. info/acts/05/antolog/dobr_06.html#a3 (дата обращения 16.05.2011).

25 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 86.

26 Новый завет / Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. — М., 2000. — С. 13.

27 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm (дата обращения 23.07.2012).

28 Булгаков С.Н. История экономических и социальный учений. — М., 2007. — С. 164.

29 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm (дата обращения 23.07.2012).

ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

международные финансовые и оффшорные центры

список литературы на русском языке

криштоп В.В. Использование международных офшорных центров. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 17 с.

макароВ В.В., мАкАроВА Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. -108 с.

мЕльникоВА о.А. Мировые финансовые центры: условия формирования и тенденции развития. — Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1997. - 38 с.: ил.

попоВ К.А. Оффшорные финансовые центры в современной структуре мирового финансового рынка. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 199 с.

попоВ К.А. Статус оффшорных центров в структуре мирового финансового рынка. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 17 с.

ХЕйфЕц Б.А. Офшоризация глобальной экономики: вызовы для национальных хозяйств. - М.: Ин-т экономики, 2008. -73 с.: ил. - (Науч. докл. Ин-та экономики РАН).

ХЕйфЕц Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. - М.: Экономика, 2008. - 334 с.: ил., табл.

шэКСон н. Люди, обокравшие мир: правда и вымысел о современных офшорных зонах: Пер. с англ. - М.: ЭКСМО: Коммерсантъ, 2012. - 382 с. - (Библиотека «Коммерсантъ». Актуальные события).

АВдокушин Е.ф. Некоторые черты и особенности функционирования международных финансовых центров // Вопр. новой экономики. - 2008. - Киров, 2008. - №2 (апр.). - С.22-32.

БАлАцкий Е. Мировые центры капитала: движение во времени и пространстве // О-во и экономика. - 2008. - №7. -С.112-130.

БЕляЕВ м.К. Финансовые центры в глобальной экономике // Фин. вестн. - 2011. - №11. - С.20-28.

ВАХитоВ р. Что приходит на смену оффшорам? // Рынок ценных бумаг. - 2009. - №15 (сент.). - С.26-28.

ВАХитоВ р.р., панкратоВ Е.В. Закат офшоров: что придет на смену суперльготным юрисдикциям // Вестн. Гос. ре-гистрац. палаты при М-ве юстиции Рос. Федерации. - 2009. -№5. - С.12-19.

Викторов и. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. - 2000. - №1. - С.6-11.

Воронина А.м. Особенности развития оффшорных центров в современных условиях // Материалы 13 Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы управления - 2008». - М., 2008. - Вып.3. - С.12-15.

Воронина н.В., Воронина А.м. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций // Финансы и кредит. - 2007. - №9. - С.56-61.

Воронина н.В., Воронина а.м. Формировании и развитие оффшорных зон // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - №3. - С.19-29.

Горелик и.л., фомиЧЕВ п.Ю. Глобальные города в системе финансовых центров мира // Глобальный город: теория и реальность. - М., 2007. - С.104-120.

Губко А.м. Оффшорные зоны: о достоинствах и недостатках // Иностр. капитал в России. — 2006. — №11. — С.15-28.

Гуртовая л.А. Структурный экономический кризис в США и расцвет оффшорных зон. Попытки прогноза // Науч. тр. Междунар. союза экономистов и Вольного экон. о-ва России. — М.; СПб., 2001. — Т.9. — С.159-169.

дроБышЕВСКАя Л.н., шЕВЧЕнко К.и. Глобальная финансовая архитектура: перспективы формирования новых финансовых центров // Экономика: теория и практика. — Краснодар, 2010. — №2. — С.4-11.

землякоВА т.А., миХАйЛоВА Ю.Ю. Оффшорные зоны в условиях кризиса // Развитие российского и регионального бизнеса в условиях мирового финансового кризиса: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. (с междунар. участием), С.- Петербург, 23-24 апр. 2009. — СПб., 2009. — Ч.2. — С.19-23.

зоромЕ А. Офшорные финансовые центры: их определение и сущность // Банки: мировой опыт. — 2007. — №3. — С.11-15.

ишХАноВ А.В. Классификация и определение надежности оффшорных зон по методу групповой однородности // Финансы и кредит. — 2001. — №13. — С.40-47.

ишХАноВ А.В. Сравнительный анализ оффшорных банковских юрисдикций // Финансы и кредит. — 2001. — №15. — С.74-80.

Карпенко С.В. Алгоритм формирования оффшорной зоны с реальной экономикой // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: Материалы 5 Всерос. науч.- практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Омск, 2010. — Омск, 2010. — Кн.2. — С.52-56.

КАшин С.В. Международные финансовые центры и их роль в глобальной финансовой системе // Банк. дело. — 2011. — №10. — С.21-25.

КАшин С.В. Международные финансовые центры: роль и значение для национального экономического развития // Банк. дело. — 2012. — №1. — С.47-51.

Ким А. Оффшоры без иллюзий // Финанс. — 2006. — №2 (янв.). — С.46-50.

Оффшорные и оншорные зоны.

КЛимАЧЕВ В.В. Глобальные мегаполисы: Роль глобальных городов (мегаполисов) в формировании и развитии международных финансовых центров // Междунар. экономика. — 2009. — №10. — С.70-73.

КЛимАЧЕВ В.В. Международные финансовые центры и финансовая глобализация // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право. — 2010. — Т.3, вып.5. — С.123-128.

КЛимАЧЕВ В.В. Тенденции взаимодействия международных финансовых центров в глобализирующейся экономике в начале XXI века // Фин. жизнь. — 2010. — №2. — С.83-87.

Ковалев д.А., БориСЕнко Е.н. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон // Фин. бизнес. — 2003. — №5 (сент.-окт.). — С.15-18.

396

© ПСЭ, 2012

козырСкАя и.Е. Роль оффшорных центров в перемещении капиталов // Изв. Иркут. гос. экон. акад. — 2001. — №3. — С.11—18.

кокорин В.А. Налоговая гавань: чем полезен офшор // Человек и закон. — 2008. — №9. — С.118-123.

кондратьЕВА Е.А. Особенности оффшорных финансово-банковских центров: теневой аспект // Банк. услуги. — 2011. — №4. — С.6-11.

корнЕЕВА Е.и. Офшорный мир: Взгляд изнутри: Справочник.. — М.: Экономика, 2001. — 317 с.

крАВЕц п.о., дуэль и.В. Мировые финансовые центры в посткризисный период // Аудит и фин. анализ. — 2010. — №2. — С.386-395.

кузнЕцоВА н.А. Офшорные зоны: география, принципы организации. Офшорная зона на территории России // География в школе. — 2003. — №7. — С.23-27.

курАмшин А.В. Институционализм как методологическая основа формирования оффшорной системы // Соврем. аспекты экономики. — СПб., 2005. — №8. — С.61-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курАмшин А.В. Масштабы и причины использования услуг оффшорной системы // Вестн. Акад. / Моск. акад. предпринимательства при Правительстве г. Москвы. — 2005. — №2. — С.24-25.

курАмшин А.В. Место оффшоров в архитектуре современной финансовой системы // Вестн. Акад. / Моск. акад. предпринимательства при Правительстве г. Москвы. — 2005. — №2. — С.26-27.

курАмшин А.В. Место офшоров в архитектуре современного предпринимательства // Предпринимательство и его место в экономике современной России: Материалы 2 науч.-практ. конф. — М., 2007. — С.145-148.

кутАкоВ р.Б. Современные тенденции развития оффшорных центров // Вестн. Ун-та. Сер. Социология и упр. персоналом / Гос. ун-т упр. — 2007. — №12. — С.156-160.

кутАкоВ р.Б. Современные тенденции развития оффшорных центров в условиях активизации борьбы с бегством (утечкой) капитала // Вестн. акад. / Моск. акад. предпринимательства при Правительстве Москвы. — 2006. — №1. — С.44-52.

кутАкоВ р.Б. Современные тенденции развития оффшорных центров // Вестн. Ун-та. Сер.: Социология и упр. персоналом / Гос. ун-т упр. — 2007. — №12. — С.156-160.

лАрионоВА В.А. Финансово-правовой механизм офшорных зон // Право и экономика. — 2007. — №11. — С.70-73.

лЕВЧЕнко л.В., БАСоВА С.А. Глобализация и оффшоризация мирового хозяйства: миросистемный подход // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. — 2006. — №6. — С.70-74.

мАлкинА м.Ю. Анализ позиционирования мировых финансовых центров в международной финансовой системе // Финансы и кредит. — 2012. — №4. — С.31-40.

мАлкинА м.Ю. Мировые финансовые центры и тенденции развития глобальных рынков капитала // Экон. анализ: теория и практика. — 2011. — №47 (дек.). — С.2-13.

мАмиконян м.к., морозоВА н.о. Оффшоры в период кризиса: спасательный круг или преграда к развитию? // Актуальные проблемы бизнеса и экономики: Материалы I Междунар. науч.- практ. конф., Астрахань, 15 дек. 2009 г. — Астрахань, 2009. — С.151-153.

мАтуСЕВиЧ А.п. Оффшорные центры и распространение мирового финансового кризиса: историко-сравнительный аспект // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. — Тамбов, 2011. — №2, ч.2. — С.127-131.

мАтуСЕВиЧ А.п. Предпосылки формирования международного офшорного бизнеса и этапы его развития // Экономическая история: Ежегодник. 2010. — М., 2010. — С.593-605.

мЕдВЕдЕВА м.Б. Роль государства в создании и регулировании деятельности международных финансовых центров // Банк. услуги. — 2011. — №7. — С.2-5.

мировые налоговые гавани сегодня // Рос. внешнеэкон. вестн. — 2006. — №8. — С.43-47.

Из журнала «Бизнес Обозрение» (с некоторыми изменениями).

миХАйлоВА Ю.А. Место глобального города в мировой экономической системе // Экономика и упр. — СПб., 2010. — №11. — С.53-56.

ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Понятие и основы теории глобального города, его характеристики как мирового финансового центра и основные функции.

мойСЕйЧик Г.и. Архитектоника глобальной финансовой системы: роль региональных финансовых центров // Философия хоз-ва. - 2011. - №5. - С.144-158.

новиков А.В., ноВикоВА и.я. Методические аспекты определения статуса финансовых центров // Сиб. фин. шк. - Новосибирск, 2008. - №5. - С.125-130.

ноВикоВА В. Центр притяжения мировых финансовых институтов // Аналит. банк. журн. - 2008. - №8. - С.32-35.

основные тенденции развития мировых финансовых центров // БИКИ. - 2007. - №141 (8 дек.). - С.1, 4-5, 16.

осокинА н.В., БАСоВА С.А. Оффшоры как экономическая форма глобализации // Вестн. Кемер. гос. ун-та. -2006. - Вып. 2. - С.186-190.

пАВлоВ п.В. Оффшорная зона как особая территория осуществления финансово-экономической деятельности: некоторые вопросы правового регулирования // Изв. Высш. учеб. зав. Сев.- Кавк. регион. Сер. Обществ. науки. - Ростов н/Д., 2010. - №1. - С.104-108.

рЕВЕнкоВ п.В., Воронин А.н. Офшорные зоны: законы привлекательности // Междунар. банк. операции. - 2010. -№1. - С.93-102.

розинский и. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России // Вопр. экономики. -2008. - №9. - С.22-33.

роль международных финансовых центров в мировой экономике // Экономика и упр. в зарубеж. странах. - 2012. -№6. - С.3-13.

САВин В.А. Офшорные зоны // Рос. внешнеэкон. вес-тн. - 2005. - №7. - С.19-20.

САдыГоВ э.м. Стандарты и особенности организации торговли на фондовых биржах международных финансовых центров // Финансы и кредит. - 2003. - №13 (июль). - С.27-30.

САркисоВ А.к. Оффшоры: терминологический аспект правопонимания // Право и политика. - 2009. - №10. - С.2058-2065.

САХАроВ А.А. Международные финансовые центры // Регламентация банк. операций. Док. и документарии. - 2009. -№2. - С.17-25.

СЕмЕко Г.В. Международные финансовые центры: передел рынка продолжается // Банки: мировой опыт. - 2010. -№2. - С.53-60.

СЕмЕноВ Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журн. - 1995. - №11. - С.34-44.

Степанов А.Ю. Некоторые аспекты специализации и особенностей режимов международных оффшорных центров // Проблемы экономики. - 2005. - №4. - С.208-214.

Степанов А.Ю. Оффшорные зоны как аспект глобализации // Вопр. экон. наук. - 2005. - №6. - С.396-400.

ХЕйфЕц Б. Роль офшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - №11. -С.69-76.

ХмЕлЕВСкАя н.Г. Траектории институциональной глобализации мировых финансовых центров // Финансы и кредит. - 2008. - №32. - С.5-10.

ХудякоВА л.С. Международные финансовые центры в многополярном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2012. - №1. - С.30-39

шАтилоВА Е.Е. Понятие «оффшорная территория» в мировой предпринимательской практике // Соврем. гуманит. исслед. - 2007. - №2. - С.179-181.

янЧуркин о.В. Понятие офшорных зон, их возникновение и развитие // Журн. зарубеж. законодательства и сравнит. правоведения. - 2010. - №5. - С.155-158.

зарубежные финансовые центры и оффшоры зАкон о компаниях Республики Кипр = Cyprus Companies law: глава 113 [с поправками от 2011 года] / Пер.: О. Б. Протопопова и др. - М.: Инфотропик Медиа; Берлин: Бюро юридического перевода GSL Translations, 2011. - 547 с. - (Библиотека GSL).

зАкон о компаниях Республики Кипр = Cyprus Dom^ames law Chapter 113 / Men Win business consultants; Пер. В. В. Денисенко и др. - М.: Волтерс Клувер, 2010 [т.е. 2009]. - 589 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.