Научная статья на тему '2003. 04. 013. Элькорши М. Хавала. El-qнorchi M. hawala // fin. A. development. Wash. . , 2002. Vol. 39, n 4. P. 3133'

2003. 04. 013. Элькорши М. Хавала. El-qнorchi M. hawala // fin. A. development. Wash. . , 2002. Vol. 39, n 4. P. 3133 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ЭМИГРАНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 013. Элькорши М. Хавала. El-qнorchi M. hawala // fin. A. development. Wash. . , 2002. Vol. 39, n 4. P. 3133»

им торговым партнерам-РС возможности адаптации к наилучшему валютному режиму, это был бы идеальный путь к созданию МФС, способного увеличить перспективы стабильности и роста мировой экономики. Но до сих пор не было признаков, что США и Япония принимают эту идею.

Вторым по степени предпочтительности валютным режимом является тот, который вовлекает местные валюты; их отклонения будут использоваться в заграничных трансакциях или просто приспосабливать доллар, евро и иену для внутренних операций. Значительные преимущества этого режима для местных валют ЭФР возможны при двух условиях: если они имеют большой объем торговли с одной из стран этих трех валют и если длительная инфляция в ЭФР препятствовала созданию фьючерсных рынков и долгосрочных финансовых контрагентов. Иностранная валюта будет очищать национальную экономику от инфляционных ожиданий, позволять быстрое формирование фьючерсных рынков, которые не могли существовать в инфляционной обстановке, снижать уровень процента. Трудности в этой обстановке будут порождаться слабостью ЦБ. Во время финансового кризиса есть спрос только на иностранную валюту, в то время как возрастающее предложение местной валюты будет только кормить гиперинфляцию. Поэтому Панама, Эквадор и Сальвадор уже приняли доллар как собственную валюту и большинство стран Центральной Америки и Карибского региона готовятся к этому.

Когда валютный режим включает местную валюту, экономика зависит от степени конвертируемости местной валюты и степени гибкости валютного курса. Опыт показывает, что следует выбирать полную конвертируемость и свободное плавание национальной валюты, что уже давно выбрали Англия, Швейцария, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и несколько других стран. Для ЭФР эта типичная дилемма оборачивается долгим опытом стойкой инфляции и гиперинфляции.

С.М.Макарова

2003.04.013. ЭЛЬКОРШИ М. ХАВАЛА.

Б1-0НОКСИ1 M. Hawala // Fin. a. development. - Wash.., 2002. -Vol.39, N 4. - P. 31-33.

М.Эль-Корши (МВФ) (013) пишет, что неформальные фонды для осуществления денежных переводов (НФП) из страны в страну, в

частности система хавала (СХ), действуют в разных регионах мира под разными названиями. Термин означает «перевод» или «связь» на арабском банковском жаргоне. СХ представляет собой информационный канал для перевода средств из одного места в другое через работников-хавладаров независимо от природы операции или страны; используется главным образом рабочими-иммигрантами в развитых странах, а также и для перевода денег из развивающихся стран (РС), хотя цели переводов различны.

В прежние времена НФП использовались торговцами, опасающимися перевозить с собой деньги или золото; местные системы до сих пор широко распространены в Китае и других частях Восточной Азии под разными названиями — фей-чиен в Китае, падала на Филиппинах, хунди в Индии, хуи чиян в Гонконге, фей киван в Таиланде; хавала исторически связана с Южной Азией и Ближним Востоком. В настоящее время ее основные пользователи — члены сообществ рабочих, которые мигрировали в Европу, страны Персидского Залива и Северной Америки и переводят деньги своим семьям на индийский субконтинент, в Восточную Азию, Африку, Восточную Европу.

Привлекательность СХ объясняется экономическими и культурными факторами; она дешевле, надежней, удобней и менее бюрократична, чем формальный финансовый сектор. Оплата услуг хавла-даров ниже, чем в банках, благодаря минимальным общим расходам, а также тому, что они часто действуют еще в каком-нибудь мелком бизнесе. Для привлечения клиентов они иногда освобождают рабочих-мигрантов от оплаты услуг, могут распорядиться вручить деньги получателю прежде, чем рабочий осуществит платеж, но, напротив, назначают более высокую плату тем, кто использует их систему с целью избежать валютного или административного контроля; часто это покрывает все их расходы.

СХ более быстрая, чем формальные финансовые системы частично благодаря малой бюрократичности и простоте ее операционного механизма: инструкции направляются по телефону, факсу или е-шаЦ, деньги часто передаются адресату за 24 часа в самые отдаленные деревни; минимум документации и расчетных требований, простой менеджмент и ограниченность бюрократических процедур позволяют сократить время, необходимое для операции. Вдобавок к экономическим факторам, родственные и этнические связи и личные отноше-

ния между хавладаром и рабочими-мигрантами делают эту систему подходящей и легкой для использования; и сообщество рабочих ценит ее. Действуют и культурные соображения: жены и члены семей рабочих-мигрантов остаются на родине, где традиции требуют от них поддерживать минимальные контакты с внешним миром, и тогда известный в деревне и дорожащий своей репутацией хавладар оказывается незаменимым посредником, избавляющим женщин от прямых контактов с банками и другими агентами. Таким образом, система опирается на национальную, этническую и деревенскую солидарность и зависит больше от абсолютного доверия между участниками, чем от документов. В то же время анонимность и минимальная доку-ментированность делает ее также и уязвимой в отношении злоупотреблений отдельных людей или групп, переводящих деньги для финансирования незаконной деятельности.

Развитию НФП в странах-получателях способствовали репрессивная финансовая политика, неэффективность банковских институтов, нестабильная политическая ситуация; НФП процветают в регионах, где финансовое развитие идет медленно или подавлено (хотя они существуют даже в финансово зрелых странах).

СХ оказывают прямое и косвенное влияние на финансовое состояние участвующих стран, поскольку эти трансакции не отражаются в финансовой статистике, переводы средств из страны в страну не фиксируются как рост иностранных активов страны-получателя или пассив страны-отправителя. Как следствие, ценность меняет владельца, но объем «широких денег» остается неизменным; операции хавала могут влиять на их структуру в стране-получателе. Операции осуществляются главным образом наличными; богатые люди для перевода средств за рубеж через СХ снимают их с банковских счетов и передают наличные хавладару. Как следствие, операции хавала увеличивают массу наличных денег в обращении. НФП оказывают воздействие и на налоговые системы обеих стран, поскольку при операциях хавала не уплачиваются ни прямые, ни косвенные налоги, что отрицательно воздействует на государственные поступления.

Объем трансакций СХ оценить невозможно: власти некоторых стран иногда пытаются дать оценки, основанные на данных об иммиграции или платежном балансе, но они весьма приблизительны; в любом случае суммы исчисляются в миллиардах долларов. Все согласны с тезисом, что для борьбы с отмыванием денег и финансиро-

ванием террористов нужно усилить контроль за НФП. Выбор подходящих регуляторов и надзорных мер требует реалистических и практических оценок и понимания специфики каждой страны, где действуют агенты НФП. Различие национальных законодательных систем и экономических обстоятельств делает унифицированный подход непригодным. Во многих странах СХ запрещена, поэтому любые попытки регулировать ее будут выглядеть странно, а в тех странах, где их деятельность позволена, дополнительные меры регулирования могут загнать СХ еще дальше в подполье. «Цель любого подхода не искоренить эти системы, но избежать злоупотребления ими» (с.33). Практика некоторых стран дает выбор между регистрацией НФП или лицензированием. Они будут существовать, пока есть причины предпочитать их, пока банковский сектор не улучшит качества и не удешевит своих услуг.

С.М.Макарова

ВЛАСТЬ

2003.04.014. ГАЗАНФАР [Л.Ф.]С.М., МЕЙ К.С. КОРРУПЦИЯ В ТРЕТЬЕМ МИРЕ.

GHAZANFAR S.M., MAY K.S. Third world corruption: A brief survey of the issues.// J. of social, polit. а. econ. studies. — Wash., 2000. — Vol.25, N 3. - P. 351-368.

Проблема коррупции не нова и существует не только в Третьем мире, отмечают авторы (Университет штата Айдахо, США). Английский историк Э.Гиббон называл коррупцию «самым верным признаком конституционной свободы... Джеймс Медисон и отцы-основатели считали в порядке вещей коррумпирование властей бизнесом и бизнеса властями».4 Согласно берлинскому ежегоднику, публикующему «Индекс коррупции в странах мира», в 1988 г. самым коррумпированным государством был Камерун, США и Австрия делили 17-е место, а самым «чистым» государством была Дания2). Таким образом, исходя из существующих определений и толкований, можно сказать, что коррупцией поражена, хотя и в разной степени, почти

1) McDougall W.A. On creative corruption // Night thoughts. - Foreign policy research inst., 1999. Vol.1, N 6. - P. 1. (Описание здесь и далее по реферируемому источнику).

2) There is nothing rotten in Denmark.// Washington Times. 1998, September 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.