Научная статья на тему '2003. 04. 010012. Единая валюта'

2003. 04. 010012. Единая валюта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ПРОЕКТ) / НЕФТЬ И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 010012. Единая валюта»

ет руководствоваться ею и обучать персонал ее принципам и правилам; однако можно начинать дело только со знающим высшим персоналом, а затем обучать других членов административной команды; 4) гарантии родительского КФИ исламским инвесторам от мошенничества, халатности и обмана; уклонения КФИ от ответственности недопустимы, соответствующая политика должна быть заявлена в статусе финансового института; 5) обязательное следование стандартам и правилам ОБУАИФИ, которая закладывает фундамент исламской финансовой деятельности, ее стандарты и правила приняты уже многими правительствами и ЦБ.

С.М.Макарова

2003.04.010-012. ЕДИНАЯ ВАЛЮТА.

2003.04.010. FASANO U., IQBAL Z. Common currency // Finance a. development. - Wash., 2002. - Vol.39, N 4. - P. 42-45.

2003.04.011. Towards a common currency for Asia?// Federalist debate. -Torino, 2002. - N 3. - P. 59-60.

2003.04.012. CAVALLO D. In search of the right currency regime// Banker. - N.Y., 2003. - Vol.153, N 925. - P. 14-15.

У.Фазано и З.Икбал (МВФ) (010) сообщают, что на саммите в конце 2002 г. страны - члены Союза сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССПЗ) - Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ - решили к 1 января 2010 г. создать валютный союз с единой валютой, для этого к концу 2002 г. официально привязать свои валюты к американскому доллару и не позднее 2005 г. разработать экономические критерии конвергенции.

Страны ССПЗ в 2001 г. располагали общим ВВП около 335 млрд. долл., средний доход на душу населения составлял 12,7 тью. долл. и их доля в мировых запасах нефти и природного газа равнялась соответственно 45 и 17% (010, c. 42).

Перед странами ССПЗ стоят две основные проблемы - уменьшение зависимости от колебаний мировых цен на нефть и ускорение диверсификации производства с целью расширить занятость местной рабочей силы. Нефтяной сектор все еще дает в среднем около 1/3 ВВП и % государственных доходов и экспортных поступлений (010, c. 42). Диверсификация происходит все еще медленно, обостряется

проблема занятости, рынки труда сегментированы между местными и приезжими рабочими.

Правительства стран ССПЗ высказались за структурные и институционные реформы, при осуществлении которых немалую роль должен сыграть планируемый валютный союз (ВС). ВС должен способствовать обеспечению прозрачности и сокращению стоимости трансакций. Прямые выгоды от ВС, например рост внутрирегиональной торговли, могут быть относительно малыми для этих стран, более важными должны быть косвенные выгоды. В частности, введение единой валюты (ЕВ) способно ускорить унификацию и рост региональных рынков акций и облигаций и улучшить эффективность финансовых услуг. При этом утрата отдельными странами способности проводить независимую валютную политику и устанавливать номинальный валютный курс не должна быть слишком заметной, поскольку страны ССПЗ не имели длительной практики пользования этими инструментами при их режимах привязки валютного курса: формально их валюты были привязаны к СДР МВФ, а на практике поддерживали длительные отношения с американским долларом (за исключением кувейтского динара, привязанного к взвешенной корзине валют торговых и финансовых партнеров).

При всех колебаниях нефтяных цен страны ССПЗ хорошо управляли своим углеводородным богатством в течение последних десятилетий при открытой валютной и торговой системе и либеральном движении капитала. Доходы от нефти использовались на модернизацию инфрастуктуры, обеспечение занятости, улучшение социальной сферы и накопление государственных резервов. Внешний долг оставался относительно низким в большинстве стран, инфляция была под контролем и валютный курс использовался эффективно. «Вдобавок с момента создания ССПЗ его члены в значительной степени выстроили культурную, политическую, демографическую и экономическую гомогенность в целях ускорения экономического сотрудничества и региональной интеграции» (010, с. 42). Были отменены барьеры на пути свободного движения товаров, труда и капитала из страны в страну; для отдельных лиц и корпораций из стран региона был установлен такой же таможенный режим, как и для резидентов; приняты стабильные номинальные двусторонние обменные курсы и во многом сходная валютная политика: согласовано введение к началу 2003 г. единого общего 5%-ного тарифа.

Однако в течение 90-х годов, особенно во второй половине, сохранялись различия в экономическом климате и политических предпочтениях; разница в уровнях инфляции (хотя традиционно она была низкой) вела к дивергенции валютного курса. Среднегодовой рост реального ВВП в 1996—2001 гг. варьировался от менее 1% в Кувейте до 10% в Катаре (010, с. 43). В некоторых странах был финансовый дефицит, вызванный колебаниями нефтяных цен и относительно высоким уровнем расходов; в нескольких странах значительно вырос государственный долг. Оставались различия в наборах инструментов денежного и банковского регулирования, в частности, относящихся к требованиям ликвидности, классификации займов, надзора, собственности. Все это замедляло интеграцию региональных финансовых рынков и рынков капитала; в итоге законодательные, институциональные и банковские системы этих стран различны, национальные рынки акций, за исключением Саудовской Аравии, остаются относительно небольшими и слаборазвитыми.

Требуются структурные реформы и введение ЕВ. В переходный период придется жестко регулировать рынок труда.

Создание общего независимого ЦБ будет наиболее важным институционным действием на пути к ВС. «Требуется единая наднациональная финансовая власть с четкой ответственностью за формулирование и проведение финансовой политики, поскольку осуществление децентрализованных решений будет контпродуктивным в контексте Валютного союза» (010, с. 45). ЦБ будет отвечать за финансовую политику, наблюдать за платежными системами, координировать усилия по финансовой интеграции, а национальные ЦБ будут осуществлять его решения, проводить операции с иностранной валютой, выполнять надзорные функции и т.д. Для того чтобы структурные реформы усиливали положительное воздействие ЕВ, национальные власти должны направить усилия в первую очередь на улучшение размещения ресурсов и движения факторов производства, на привлечение прямых иностранных инвестиций, усиление конкуренции, совершенствование налоговой и пенсионной систем, поощрение финансовых инициатив, улучшение образования и обучения.

Исследовательский проект Кобе (011) построен на предложениях группы министров ряда европейских и азиатских стран (2001) о введении единой азиатской валюты (ЕАВ). В группу министров входили 15 министров финансов стран — членов ЕС и министры финан-

сов Китая, Таиланда, Индонезии, Малайзии, Брунея, Южной Кореи, Вьетнама, Сингапура, Филиппин и Японии. Предложения проекта Кобе разрабатывались в основном частными исследовательскими институтами и отдельными учеными.

Проект рассматривает азиатское региональное валютное сотрудничество как процесс, схожий с созданием европейского валютного союза. Он предполагает ввести к 2030 г. ЕАВ, создать общий ЦБ и ВС; предусматривается обсуждение возможных валютных режимов. Проект предполагает расширение регионального финансового сотрудничества, создание института для объединения иностранных валютных резервов, а также независимого секретариата для АСЕАН+3, который мог бы осуществлять эффективный надзор за экономической политикой стран-членов и вести мониторинг любого регионального финансового кризиса, возможно возникнувшего в ближайшие 24 месяца.

Проект излагает трехступенчатую программу создания ЕАВ и азиатского экономического и валютного союза. Первая фаза интеграционного процесса — обсуждение и планирование создания ЕАВ — должна закончиться к 2010 г.; вторая — переходный и подготовительный период для введения ЕАВ — к 2030 г. Третья фаза начинается в 2030 г. и включает начало действия ЕАВ и создание азиатского экономического и ВС. Азиатский ЦБ будет ответственным за соблюдение условий и осуществление политики единой валютной зоны; в процессе ее формирования главную роль должен играть Китай; скорейшее ее создание поможет достижению устойчивого роста в Азии и в мире в целом.

Бывший министр экономики Аргентины Д.Кавальо (012) пишет, что нет оптимального валютного режима для экономик с формирующимся рынком (ЭФР), они выбирают правила в зависимости от исторических и экономических особенностей страны. Наилучшим решением для них было бы создание единой международной валютной системы (МВС), способной предложить ЭФР стать полноценными членами ВС, который, по словам Нобелевского лауреата Р.Манделы, станет оптимальной валютной территорией. Модель объединения ЕС с введением общего евро не подходит для РС, наибольшая доля внешней торговли которых обычно приходится на США и Японию. Если бы США и Япония проявили волю к использованию своих валют в качестве базы для будущего ВС и предоставили бы сво-

им торговым партнерам-РС возможности адаптации к наилучшему валютному режиму, это был бы идеальный путь к созданию МФС, способного увеличить перспективы стабильности и роста мировой экономики. Но до сих пор не было признаков, что США и Япония принимают эту идею.

Вторым по степени предпочтительности валютным режимом является тот, который вовлекает местные валюты; их отклонения будут использоваться в заграничных трансакциях или просто приспосабливать доллар, евро и иену для внутренних операций. Значительные преимущества этого режима для местных валют ЭФР возможны при двух условиях: если они имеют большой объем торговли с одной из стран этих трех валют и если длительная инфляция в ЭФР препятствовала созданию фьючерсных рынков и долгосрочных финансовых контрагентов. Иностранная валюта будет очищать национальную экономику от инфляционных ожиданий, позволять быстрое формирование фьючерсных рынков, которые не могли существовать в инфляционной обстановке, снижать уровень процента. Трудности в этой обстановке будут порождаться слабостью ЦБ. Во время финансового кризиса есть спрос только на иностранную валюту, в то время как возрастающее предложение местной валюты будет только кормить гиперинфляцию. Поэтому Панама, Эквадор и Сальвадор уже приняли доллар как собственную валюту и большинство стран Центральной Америки и Карибского региона готовятся к этому.

Когда валютный режим включает местную валюту, экономика зависит от степени конвертируемости местной валюты и степени гибкости валютного курса. Опыт показывает, что следует выбирать полную конвертируемость и свободное плавание национальной валюты, что уже давно выбрали Англия, Швейцария, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и несколько других стран. Для ЭФР эта типичная дилемма оборачивается долгим опытом стойкой инфляции и гиперинфляции.

С.М.Макарова

2003.04.013. ЭЛЬКОРШИ М. ХАВАЛА.

Б1-0НОКСИ1 M. Hawala // Fin. a. development. - Wash.., 2002. -Vol.39, N 4. - P. 31-33.

М.Эль-Корши (МВФ) (013) пишет, что неформальные фонды для осуществления денежных переводов (НФП) из страны в страну, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.