Научная статья на тему '2003. 04. 011. Вахтер де, ФР. Спорт как зеркало модерна. Wachter de, Fr. Sport as mirror of modernity // J. of social philosophy. - Villanova, 2001. - Vol. 32, n 1. - P. 90-98'

2003. 04. 011. Вахтер де, ФР. Спорт как зеркало модерна. Wachter de, Fr. Sport as mirror of modernity // J. of social philosophy. - Villanova, 2001. - Vol. 32, n 1. - P. 90-98 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ / СПОРТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 011. Вахтер де, ФР. Спорт как зеркало модерна. Wachter de, Fr. Sport as mirror of modernity // J. of social philosophy. - Villanova, 2001. - Vol. 32, n 1. - P. 90-98»

ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

2003.04.011. ВАХТЕР де, Фр. СПОРТ КАК ЗЕРКАЛО МОДЕРНА. WÄCHTER de, Fr. Sport as mirror of modernity // J. of social philosophy. -Villanova, 2001. - Vol. 32, N 1. - P. 90-98.

Франц де Вахтер отмечает прежде всего, что спорт - это игра. Он принципиально далек от повседневной жизни. В спорте стремятся достичь «несерьезных» целей, далеких от практических нужд, например, закинуть мяч в корзину или очень высоко прыгнуть. Но именно благодаря тому, что спорт вырывает нас из реальной практической жизни, он - как и сон - может служить символом. «Спорт есть живая фантазия» (с.90). Вырванный из контекста реальной жизни с ее неясностью, неопределенностью, двусмысленностью, спорт являет собой спектакль некоего ограниченного во времени и в пространстве совершенства, где все роли и цель однозначно определены правилами игры (см.также: Aktuelle Probleme der Sportphilosophie / Hrsg. Lenk H. -Schorndorf, 1983, а также: Journal of the philosophy of sport).

Благодаря этому спорт и может играть роль символа. Он символизирует само общество модерна и выражает его идеалы: его концепцию установления справедливости как результата применения определенных судебных процедур, идеологию прогресса, технико-инструментальное понимание рациональности.

В частности, спорт является прекрасным выражением характерного для идеологии модерна парадокса равенства и различия. Целью спортивного соревнования является выяснение того, кто сильнейший в данном виде спорта в соответствии с его правилами и только с ними. Все остальные качества участников, не связанные с правилами игры, совершенно несущественны для этого. Не случайно, деятели Олимпийского движения подчеркивают, что в спорте победа определяется исключительно личными заслугами и не зависит ни от каких соображений, касающихся цвета кожи, вероисповедания или

политической ориентации, поэтому спорт - это сама справедливость. В самом деле, отмечает автор, принцип исходного равенства является необходимым условием спортивного состязания. Равенство и соревновательность тесно связаны. Равенство имеет инструментальное значение, служа предпосылкой для измерения различий в спортивных достижениях.

Благодаря этой предпосылке равенства, спорт является символом общества модерна и его идеалов. Однако он является также и ярчайшим проявлением связанного с этим равенством парадокса, который пронизывает современное демократическое общество. С одной стороны, все равны, ни у кого нет изначальных привилегий, все определяется личными заслугами. Но заслуга может быть определена только по сравнению с другими. И это порождает в современном обществе постоянное соревнование всех со всеми. Каждый стремится добиться отличия. Таким образом, всеобщее равенство вовсе не отменяет отличий, оно просто устанавливает для них новые критерии (не унаследованные привилегии, а личные заслуги). Квинтэссенцией этого всеобщего соревнования, живым воплощением мифа о личной заслуге и является спорт. В спорте благодаря личному достижению «обычный парень» может выделиться из безымянной массы равных и стать отличным от всех индивидом - победителем. Что же это за достижение, каково его значение? Это не важно. Важна только способность достигнуть большего, чем другие. «В этой игре равенства и отличия прославляется сама формальная структура общества, которое способно быть одновременно эгалитаристским и ориентированным на достижения» (с.94).

Многие современные исследователи подчеркивают отличие спортивного соревнования от игры случая (см.: например: Weiss P. Sport: A philosophical inquiry. - Carbondale, 1969). Спортсмен получает свой результат благодаря собственному умению, силе, ловкости, продуманной стратегии действий. В спорте побеждает самый сильный, а не самый везучий. Здесь все решает личная воля, а не воля случая. Таким в нашей культуре предстает прекрасный мир спорта, и потому-то он и является воплощением мечты общества модерна.

В истории современного спорта мы видим постоянное стремление устранить роль случайности. Это выражается, например, в растущей стандартизации используемых на соревнованиях материалов и снаряжений. Спорт и в этом проявляет себя как символ, символ

характерной иллюзии модерна по поводу полного подчинения случайности рациональному контролю.

Но, парадоксальным образом, устранение роли случайности в спорте приводит к тому, что победа становится все более случайной! Так, в трехнедельных велосипедных гонках Тур де Франс разница между результатами отдельных гонщиков когда-то составляла несколько часов. На этом фоне, то, что один или два раза гонщику пришлось подкачивать спустившуюся шину, не могло иметь принципиального значения. Но в последние годы разница между победителем и другими гонщиками составляет только минуты, а бывали случаи, когда она измерялась секундами! В такой ситуации малейшая случайность имеет принципиальное значение для исхода гонки.

Парадоксальным образом, данная черта современного спорта также способствует его роли символа общества модерна. В самом деле, это общество грезит о полном рациональном контроле над случайностью, однако все равно осознает, что находится в мире, полном случайностей, в котором всегда остается нечто, ускользающее от нашего контроля. Но тем большей заслугой является победа в таком мире. Результат, достигнутый несмотря ни на какие случайности, укрепляет чувство, что мы в силах контролировать их.

И спорт является прекрасным выражением этого. Круглый и эластичный футбольный мяч сохраняет способность лететь в непредсказуемом направлении. Он подобен колесу фортуны или игральной кости. Мастерство футболиста оказывается сродни мастерству политика. В самом деле, не говорил ли Маккиавели, что победа над Его Величеством Случаем является важнейшей задачей хорошего политика? Когда футболист владеет мячом - он владеет судьбой. Тут рождается иллюзия контроля над неуправляемым. Что это, как не наиболее яркое воплощение иллюзии модерна?!

ЗА.Сокулер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.