Научная статья на тему '2003. 04. 001. Штайгер X. кончается ли эпоха суверенного государства? Steiger H. geht das Zeitalter des souverдnen Staates zu Ende? // der Staat. B. , 2002. Bd. 41, H. 3. S. 331358'

2003. 04. 001. Штайгер X. кончается ли эпоха суверенного государства? Steiger H. geht das Zeitalter des souverдnen Staates zu Ende? // der Staat. B. , 2002. Bd. 41, H. 3. S. 331358 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 001. Штайгер X. кончается ли эпоха суверенного государства? Steiger H. geht das Zeitalter des souverдnen Staates zu Ende? // der Staat. B. , 2002. Bd. 41, H. 3. S. 331358»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2003.04.001. ШТАЙГЕР X. КОНЧАЕТСЯ ЛИ ЭПОХА СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА?

STEIGER H. Geht das Zeitalter des souveränen Staates zu Ende? // Der Staat. - B., 2002. - Bd. 41, H.3. - S.331-358.

Анализ этого вопроса автор начинает с классического трех-составного определения понятия государства как организованного на долговременной основе единства действий и решений его народа; существующее на отграниченной государственной территории и под управлением единой суверенной государственной власти; реализующего определенные мировоззренческие цели. Рассматривается содержание каждого из трех элементов классической модели государства, прежде всего европейского, с ХУ1 в. до второй половины ХХ в., затем описывается современная ситуация в отношении каждого элемента и делаются теоретические выводы.

Автор выдвигает три тезиса в отношении каждого из трех элементов понятия государства.

Согласно первому тезису, эпоха модели суверенного государства (по крайней мере в Европе) завершилась. Применительно к народу государства этот тезис раскрывается через соотношение государства и нации, проблематику национального государства. Определение народа государства по формально-юридической принадлежности, гражданству, в учении о государстве, как правило, считается недостаточным. С конца ХУШ в. и особенно в после-дующем был разработан материальный критерий в виде понятий «народа» и «нации». Они стали конституирующим индивидуальным субстратом государства, и государство сделалось «национальным», т.е. основывающимся на определенном сущностном единстве его народа. Нация теперь рассматривается как единый гомогенный субъект государства. В нем она выступает государственной нацией, т.е. оформленной политико-

юридически. В этом состоянии нация предшествует национальности, признаки которой трактуются по-разному — от принадлежности к этносу до осознания ее членами общей истории. Хотя все европейские государства сегодня по-прежнему определяют себя как национальные, они все более и более дифференцируются на множество национальностей, которые уже едва ли могут быть интегрированы в государственную нацию. В целом, народ государства как субстанционально определяемая единая нация все реже выступает в качестве носителя государства в силу обострения национальных и этнических проблем, трудностей национальной интеграции иммигрантов из неевропейских регионов мира и общей культурной плюрализации общества. Тем самым ставится под вопрос прежде всего политико-правовой конституционный принцип «нации». А в Европейском союзе не только национальность в материальном смысле, но и формальное гражданство перекрывается в определенной степени союзным гражданством.

Современное государство сложилось как территориальное. Территория, в конечном счете, является основой власти народа, нации. Государственная территория остается материальной основой любого государства. Но и она испытывает функциональные изменения. В процессе глобализации формируются экономические, финансовые, коммуникационные и другие надтерриториальные функциональные системы. Наиболее широко процесс «преодоления» границ, и прежде всего в нормативном оформлении, происходит в Европейском союзе. Хотя государственные границы остаются неприкосновенными, их функция в экономической, валютно-финансовой, социальной и даже в политической сферах уменьшается, если не устраняется вовсе.

Третий элемент государства — государственная власть — тесно связан с суверенитетом, хотя и не идентичен ему. Согласно классической доктрине, это определенная историческая форма проявления господства — монополизированная, централизованная, рационализированная и организованная. Изменение суверенитета государственной власти связано прежде всего с включением государств в надгосу-дарственные глобальные и региональные организационные системы — от ООН и Европейского союза до различных финансово-экономических организаций. Кооперативная надгосударственность ограничивается сотрудничеством на основе консенсуса в рамках со-

вместных программ, договоров и т.д. (например система ООН). Ин-тегративные надгосударственные структуры создают правовые нормы на уровне своих организаций. Такова структура Европейского сообщества в Европейском союзе. Но строгого категориального разделения между двумя видами над государственности нет.

Оценивая статус государств на международном уровне и в Европейском союзе с позиций классической теории суверенитета, автор приходит к выводу, что в первом случае суверенитет формально существует, хотя и с ограничениями. Но в системе Европейского союза государства-члены более не располагают монополией государственной власти, т.е. члены Европейского союза не являются суверенными государствами. «В Европе эпоха классического европейского суверенного государства закончилась» (с.346). В связи с этим возникает вопрос — какое положение занимают и могут занимать в Европе и мире существующие «политические организационные единства», которые считают себя государствами и рассматриваются как таковые извне?

В своем втором тезисе автор утверждает, что не суверенное государство представляет собой ныне и в обозримом будущем первичную (primäre) форму политико-юридически-организованного единства.

Народ государства — это первичный уровень интеграции в политическое тело (согрв роИйдие), прежде всего посредством гражданства. Хотя живущие на территории государства люди подчинены не только высшей власти государства и действуют не только в установленных им правовых рамках, государство является местом их политико-правовой организации, жизненного устройства и свободы, несмотря на дезинтеграцию нации. Именно потому, что нация, определяемая по происхождению и субстанциальным признакам, «народ», не является единственным личностным суб-стратом государства, основополагающее значение приобретает интеграция индивидов, групп, отношений в постоянно само-обновляющееся и изменяющееся политическое тело. Эта интеграция больше не происходит по линии происхождения, языка или даже религии. Наряду с экономикой, определяющая интеграционная функция принадлежит, по выражению Канта, «правовым законам», направленным на достижение центральной цели государства — защиты достоинства и свободы не только граждан государства или членов «нации» или даже «соплеменни-

ков», но каждого человека. Нация как образующий и несущий субстрат государства может иметь значение только в том случае, если государство, с одной стороны, перейдет от политики эксклюзивности к инклюзивности, будет толерантным, а с другой — откроется к сфере наднационального, осознает себя частью более широкой взаимосвязи человеческого сообщества.

Государственная территория сохраняет свое значение как пространство реализации властных полномочий государства и его организации. Отсюда сохраняется значение территории государства как основы его существования и идентичности и необходимость ее защиты не только от посягательств других государств, но и мирового сообщества, включая ООН, НАТО, а также и Европейский союз.

Первичность верховной власти государства означает, что эта власть изначальна и непроизводна. Меняются только условия ее реализации по отношению к надгосударственным системам, которые обращаются прямо к гражданам в исключительных случаях. И в Европейском сообществе государства являются первичными носителями верховной власти, поскольку они его учредили и несут первичную ответственность за применение автономного европейского права сообщества. Первичность государства не означает, однако, ни его приоритета, ни примата по отношению к надгосударственным системам, а лишь только его предсуществование как политико-правового единства и право на первичную компетенцию.

Третий тезис автора гласит: «первичное государство» находится в юридически оформленных отношениях функционально определенной комплементарности с кооперативными и интегративными надго-сударственными организациями. Это вытекает из его включенности в них и даже подчиненности им. Но речь идет не о государственной комплементарности, как в классическом федеративном государстве, а о функциональной, которую автор называет комплементарной надго-сударственностью. Она присутствует во всех трех элементах государства.

Нация для своего дальнейшего развития нуждается не только в открытости внутри государства, но и в комплементарности по отношению к наднациональной интеграционной сфере. Автор различает активные и пассивные интеграционные сферы по их способности стать политическим субъектом действия, политическим телом. Пассивная интеграционная сфера — это человечество, по выражению од-

ного из политологов, «коллективная личность со слабым членством». К процессам пассивной интеграции относятся самые разнообразные общественные движения. Сегодня в Европе именно они делают возможным формирование начинающейся политически активной интеграции, поскольку закладывается фундамент содержательной гомогенности, что, однако, еще не создает европейской нации, народа. Но этого и не требуется. Главное в том, что европейцы объединены правовыми законами и постепенно формируется дееспособная общность как основа для интегративной надгосударственности Европейского союза.

Территориально-географическое дополнение к государственной территории представляют собой зоны свободной торговли, таможенные союзы, общие рынки и т.д.

Принцип комплементарности имеет значение прежде всего по отношению к государственной власти, поскольку она все более связана с надгосударственной верховной властью. Европейский союз или Европейское сообщество не являются государством или комплементарным государством: политико-правовая комплементарность вообще не относится к «государственности». Она представляет собой базовую структуру отношения государств ко всем возвышающимся над ними организационным единицам. Речь здесь идет о комплементарной надгосударственности. Связь между нею и первичностью государства определяется общим принципом субсидиарности.

В заключение автор формулирует ряд предложений по институциональному развитию Европейского союза, основанных на его концепции первичности государства и комплементарности надгосу-дарственности. В частности, государства должны оставаться базисом Европейского союза, но не как прежние национальные государства, а как пространства, основанные на праве открытой, гарантированной и свободной интеграции людей; государства должны соучаствовать на уровне Европейского союза, при соблюдении принципа принятия решений по большинству голосов; демократическое соучастие в принятии решений требует устранения неравноценности Европейского совета и Парламента; Европейскую комиссию следует формировать, как и до сих пор, государствами и парламентом; сферы регулирования и компетенции между государствами-членами и Европейским союзом должны быть определены и разграничены четче; необходим реальный свод основных прав для жителей Европейского союза с

правом обжалования действий его органов, а также действий по их реализации органами государств; исключительная правовая компетенция Европейского союза должна быть закреплена в едином и всеобъемлющем конституционном договоре.

Н.Н.Деев

2003.04.002. КУРКИН К.А. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФРГ: ТЕОРИЯ И РЕАЛИИ. - М.: МГИУ, 2002. - 221 с.

В работе рассматриваются проблемы правовой государственности с точки зрения их цивилизационной обусловленности в контексте развития западноевропейской культуры. Анализируются новейшие тенденции современной германской государственно-правовой теории, критически осмысливаются работы немецких политологов и социологов, разрабатывающих проблемы государства, демократии и политической культуры.

Политико-правовая теория в ФРГ развивается в русле таких дисциплин, как: «общее учение о государстве», философия государства, философия права, социальная и политическая философия, политология. Составной частью политико-правовой теории, в частности общей теории права и государства, является теория конституционализма, ориентированная на анализ конституционного законодательства Германии, а также на решения федерального и конституционного суда (ФКС) этой страны. Сейчас сложилась ситуация, когда ФКС, используя различные методы толкования Конституции, сосредоточил в своих руках власть, выходящую за рамки традиционного правосудия; его решения обязательны для всех органов федерации и земель, а также для всех судов и государственных учреждений.

Современный конституционализм, в том числе и немецкий, является прямым наследником философии государства и неизбежной формой ее выражения. В понятии конституционализм отражено соотношение права и закона, связанности государства позитивным и «надпозитивным» правом, а также конституционно-правовое понимание человеческой личности. Германская государственно-правовая теория, в целом, и конституционно-правовая теория, в частности, характеризуются автором как радикально-либеральные и светские. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.