2003.03.067. ДУБЯНСКАЯ Г.Ю. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ (1992-1999): ХРОНОЛОГИЯ, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ/ МГУ им. М.В.Ломоносова. Экон. фак. - М.: ТЕИС, 2002. - 149 с.
В работе исследуются хронология, динамика и тенденции заработной платы в России в период 1992 - 1999 гг.
В первой главе анализируются макроэкономические проблемы заработной платы и ее динамика во взаимосвязи с другими макропоказателями.
Трансформация социально-экономической сферы в России характеризовалась нарастанием противоречий между рыночным статусом рабочей силы и нерыночными методами оплаты труда работников. Заработная плата как на государственном, так и на частнопредпринимательском уровнях жестко регулировалась в рамках монетаристской политики. Ограничительная политика в отношении заработной платы, проводимая в целях борьбы с инфляцией, была неэффективна, так как доля труда в издержках производства составляла всего 10-20%, а инфляцию в России провоцировали совсем другие факторы (с.14). Ограничение роста заработной платы явилось мультиплицирующим фактором экономического спада.
К настоящему времени, пишет Г.Ю.Дубянская, труд превратился в один из самых дешевых производственных ресурсов, что стало одной из причин свертывания наукоемких, высокотехнологичных производств, падения престижа труда вообще. Жесткое регулирование оплаты труда привело к тому, что происходит стремительное увеличение разрыва между стоимостью рабочей силы (рост цен, падение производительности труда) и заработной платой. Происходит также снижение доли оплаты труда в общих доходах населения.
Анализ тенденций и процессов в сфере заработной платы приводит автора к выводу о том, что российское общество находится в процессе маргинализации, являющейся альтернативой развитию. Основными факторами маргинализации стали деградация национальной экономики, деиндустриализация, длительная высокая инфляция, ползучая девальвация национальной валюты, инвалютизация экономики, а также коррупция и криминализация общества. Высокая инфляция и девальвация обусловили постоянное падение реальной заработной платы на протяжении всего периода трансформации сициально-экономической системы. Вместе с тем автор отмечает, что в российской экономике
существуют сферы деятельности, которые имели и имеют возможность перераспределять в свою пользу инфляционные доходы, бюджетные средства. К таким сферам относятся экспортные производства, торговля, банковская и финансовая деятельность, государственное управление.
Особое внимание автор уделяет проблеме минимальной заработной платы. В России понятие минимальной заработной платы не обрело должного социального и экономического статуса. Г.Ю.Дубянская критикует существующий закон «О минимальном размере оплаты труда» (2000), который устанавливает не социальные гарантии работникам, а некий технический норматив, в соответствии с которым рассчитываются должностные оклады. Чтобы вывести сферу воспроизводства рабочей силы из критического состояния, необходимо: 1) принять федеральный закон о достойной человека и справедливой минимальной заработной плате; 2) принять закон об оплате труда в бюджетной сфере для устранения дискриминации ее работников; 3) обеспечить инфляционную безопасность минимальной и средней зарплат посредством законодательно введенного механизма их индексации; 4) обеспечить сбор подоходного налога с реально получаемых доходов; 5) внедрить в социальную практику подписание ежегодных соглашений между правительством, организациями предпринимателей и профсоюзов о предельно допустимой разнице между максимальными и минимальными уровнями оплаты труда; 6) жесткий контроль правительства за заработной платой установлением заработной платы посредством коллективных переговоров; 7) необходимо ратифицировать все конвенции МОТ, касающиеся заработной платы.
Во второй главе представлен анализ динамики падения национальной валюты во взаимосвязи с другими макропоказателями. Динамика обменных курсов национальных валют, по мнению автора, в постсоциалистических странах оказала решающее значение на динамику и величину заработной платы. Населению почти всех стран пришлось платить инфляционно-девальвационный налог. В пореформенной России постоянно проводилась политика слабого рубля. При этом заработную плату россиян не индексировали кварталами и даже годами. Это вело к падению покупательной способности населения, сужению внутреннего рынка. Последнее обусловило падение объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства, что в свою очередь способствовало росту инфляции. Такая девальвационо-инфляционная
ловушка лишает россиян надежд на качественный экономический рост и повышение благосостояния.
Третья глава посвящена детальному исследованию динамики российской заработной платы по годам с 1991 по 1999 г. При этом анализ заработной платы проводился как в рублях, так и в долларах США. Первоочередное внимание уделено динамике среднемесячной и минимальной зарплат, ставок 1-го и 17-го разрядов единой тарифной сетки и обменного курса рубля.
В четвертой главе анализируется динамика различных форм заработной платы по месяцам, а также соотносимых показателей (средняя и минимальная зарплаты, официальный прожиточный минимум). Анализируются как рублевые показатели, так и показатели, выраженные в долларах США. Из таблиц, проведенных автором, видно, что на протяжении исследуемого периода происходило хаотичное движение с отрицательным трендом реальной заработной платы и обменного курса рубля. Средняя и минимальная зарплаты сохранили свою неблагоприятную пропорцию: средняя зарплата недопустимо превосходила минимальную, которая была катастрофически мала в сравнении с официальным прожиточным минимумом. Разрыв между средней и минимальной зарплатами во многом обусловливался неравномерным и недостаточным количественным изменением законодательно устанавливаемого уровня минимальной зарплаты. Последняя изменялась следующим образом: в 1992 г. - два раза, в 1993 -четыре раза, в 1994 - один раз, в 1995 - четыре раза, в 1996 - один раз, в 1997-1999 гг. - ни разу (с.64). Анализ помесячной динамики соотносительных показателей и прожиточного минимума, измеренных в долларах США, показал, что в декабре 1999 г. разрыв между среднемесячной и минимальной зарплатами увеличился до 27 раз (в январе 1992 г. этот разрыв составлял 4,2 раза); минимальная зарплата составила 0,09% от величины прожиточного уровня (в январе 1992 г. этот показатель составил 50%) (с.100).
Движение заработной платы, выраженной в долларах, определялось динамикой заработной платы в рублях и динамикой обменного курса рубля, который практически постоянно падал. Среди негативных тенденций автор отмечает сближение средней заработной платы с прожиточным минимумом. Если в 1992 г. разница между этими величинами составляла более трех раз, то в 1999 г. в январе средняя
заработная плата превышала прожиточный минимум в 1,5 раза и в декабре в 2,4 раза, так и не достигнув величины разрыва в 1992 г.
В пятой главе по годам анализируется и сравнивается заработная плата по различным отраслям. Г.Ю.Дубянская считает проблему дифференциации заработной платы по отраслям одной из острейших. За время реформ диспропорциональность в оплате труда постоянно растет. Самым высокооплачиваемым считается труд в газодобывающей отрасли. Так, доли среднероссийской и среднепромышленной зарплат упали по отношению к зарплате в газовой отрасли соответственно с 49 и 54% в 1992 г. до 22 и 26% в 1999 г., т.е. в 2 с лишним раза. В 2 и более раз этот разрыв увеличился в 14 отраслях (из 29 проанализированных), а в пищевой промышленности и сельском хозяйстве этот разрыв составил 4,3 и 4,5 раза соответственно (с.102). По мнению автора, анализ отраслевых зарплат свидетельствует о маргинальном типе структурной трансформации российской экономики - очевиден приоритет топливных отраслей. Отраслевая диспропорциональность заработной платы приводит к постоянной социальной напряженности между властью и работниками, а также между группами работников, занятых в различных отраслях. Диспропорциональность провоцирует рост цен, который предопределяет появление требований компенсации инфляционного обесценения заработной платы со стороны низко- и среднеоплачиваемых работников. Проведение грамотной политики регулирования заработной платы смягчило бы действие инфляционного фактора «цены -зарплаты».
Шестая глава посвящена исследованию оплаты труда в бюджетной сфере, в которой трудятся, по данным автора, 15 млн. человек. За 19921999 гг. произошло падение реальной заработной платы бюджетников. Даже после введения в 1992 г. Единой тарифной сетки (ЕТС) реальная заработная плата продолжала падать. Так, например, ставка 1-го разряда ЕТС увеличилась с октября по декабрь 1992 г. с 1350 руб. до 1800 руб. в месяц, т.е. в 1,3 раза, а в долларовом выражении в 1,1 раза. Из-за инфляции реально ставка 1-го разряда уменьшилась до 826 руб., т.е. составила 61,2% от ее ставки в октябре (с.118).
С 1994 г. ЕТС стала разрушаться и приобретать дестимулирующие и антипроизводственные функции. Она постоянно подправлялась, вводились и отменялись всевозможные поправки за должность, ученую степень, стаж работы. В результате дифференциация внутри ЕТС достигла недопустимых размеров. В этой связи особое внимание уделяется показателям, характеризующим соотношение должностных
окладов бюджетников с показателями средней и минимальной заработной платы, прожиточного минимума. В исследуемый период среднемесячная зарплата превосходила ставку 1-го разряда ЕТС в конце 1992 г. в 8,2 раза, в конце 1995 г. - в 8,9 раза, в конце 1999 г. этот разрыв составил 20,7 раза (с.123). Существенно изменилось и соотношение общероссийской среднемесячной заработной платы и ставки 17-го разряда. Если в момент введения ЕТС первая составляла 72% от уровня второй, то в декабре 1999 г. средняя зарплата опережала ставку 17-го разряда в 2,8 раза. Это свидетельствует о постоянном ужесточении ограничительной политики в отношении оплаты труда бюджетников (с.124).
Чтобы изменить ситуацию в ближайшее время, автор предлагает, во-первых, существенно увеличить долю бюджетных расходов на всех уровнях. Во-вторых, на основе возросшего финансирования увеличить заработную плату работников бюджетной сферы. Для реализации этой задачи необходимо принять специальный федеральный закон «Об оплате труда работников бюджетной сферы».
Е.А.Пехтерева