2003.03.045. ЭЛЬ ИДРИССИ Д. РОЛЬ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. EL IDRISSI D. Role et formes des organisations // Problemes econ. - P., 2001. - N 2738. - P.25-29.
В статье сотрудницы Университета Ниццы Софиа Антиполис рассматриваются эволюция ролевых функций организаций, особенности современных организационных моделей.
Проблемы организации и ее функционирования, отмечает автор, привлекают внимание специалистов различных областей знаний, придерживающихся различных теоретических взглядов. Автор выделяет различные направления исследований, в том числе: научная организация труда; социология организаций (функционирование бюрократий, стратегический анализ, теория контрактов и др.); социотехнический подход; управленческие подходы (теории управления, неоклассическая школа, исторический подход); экономический подход (теория агентских отношений, трансакционных издержек, эволюционная теория и т.д.); системный подход; школа человеческих отношений; психосоциологические подходы (теории потребностей и мотиваций, групповая динамика, психоаналитические подходы и др.).
Автор указывает на значительные изменения, которые претерпели организации любой сферы деятельности в ходе своей эволюции. Так, классическая организация, представление о которой сформировалось в конце XIX в., принадлежит или по крайней мере контролируется собственником, а ее поставщики и дистрибьюторы являются независимыми и находятся вне организации. Хотя тип классической организации сохраняется до сих пор, понятия власти и контроля постепенно уступают место в пользу альянсов, доверия, участия.
Организация определяется в зависимости от способа выполнения ее задач. Например, в тейлористской модели организация служит инструментом приведения в соответствие внутренних (выполнение заданий) и внешних (ответ на потребности рынка) требований. Хотя эта концепция широко распространена до сих пор, сегодня зарождается совершенно новый подход, не заменяющий, а скорее накладывающийся на прежние концепции организации, в соответствии с которым цель организации - получение «внешних», рыночных результатов. Организация больше не рассматривается только как инструмент, она несет в себе собственные ценности, опирается на взаимное уважение и совместные действия.
Автор рассматривает следующие основные типы современных организаций.
Виртуальное предприятие (понятие введено Ж.Хопландом в 1987 г.), хотя, по мнению автора, речь идет скорее о виртуальной деятельности, чем о виртуальном предприятии (с.27). Такое предприятие лишено конкретных контуров, но обладает интерфейсами, позволяющими адаптироваться к постоянным изменениям в обществе, в поставщиках и клиентах. Внутренняя структура виртуальной организации не отличается от структуры любой другой формы организации (бюро, отделы и т.д.), но ее члены полностью включены в управление проектами и очень быстро реагируют на ожидания клиентов и поставщиков. Подобные предприятия уже существуют в киноиндустрии, строительстве и некоторых других отраслях.
Эффективность виртуального предприятия зависит от информационных сетей. Оно нуждается в квалифицированном, надежном, способном к адаптации и освоению новых информационных систем и методов работы персонале. Ключевым фактором успеха виртуального предприятия является не владение методами и технологией, а контроль результатов. Его функционирование основывается на принципах взаимозависимости и отношений доверия.
Обучающееся предприятие. Важнейшие активы предприятия, особенно в сфере услуг, отныне состоят не из земли, зданий и оборудования, а из накопленных им знаний и компетенций. Как показывают исследования, портфель «ключевых компетенций» организации гораздо более значим для его стратегического успеха, чем портфель видов деятельности или продуктов. Действительное мировое лидерство является лидерством в ключевых компетенциях.
Автор определяет обучающуюся организацию как предприятие, не только совершенствующее знания и компетенции своих членов, но и строящееся как система постоянного коллективного самообучения, развивающее способность строить свое будущее и обучаться быстрее конкурентов. Организация превращается в обучающуюся с момента соединения общих групповых правил и ценностей со специфическим страновым или производственным менеджментом, оптимизирующим приспособление к конкретным ситуациям. Организация может также стать обучающейся в рамках организационного цикла, первый этап которого состоит в получении информации от рынка и выявлении новых возможностей, а второй - в поиске решений и развитии навыков и
адаптированных знаний. При этом существует механизм распространения знаний и навыков в организации, и каждый ее член применяет новые знания, связанные с продуктом или услугой, в повседневной работе. Примером обучающейся организации является компания «Сони», которая на основе своих навыков миниатюризации разрабатывала все более миниатюрную и компактную аппаратуру.
В основе деятельности обучающейся организации лежат два основных принципа: общие знания и предоставление индивидам возможности действовать при появлении проблемы. Чтобы приобретать знания и распространять их внутри организации, предприятие должно развивать коммуникации, систему повышения квалификации, определение направлений приложения знаний и т.д.
К новым формам организации автор относит также сетевые предприятия, определяя их как предприятия, интернализирующие ключевые стратегические компетенции (например, НИОКР и маркетинг) и экстернализирующие, т.е. передающие внешним поставщикам все остальные компетенции. Это позволяет подобным предприятиям, с одной стороны, сконцентрировать ограниченные ресурсы на конкурентных преимуществах, с другой - обеспечить быстрый рост при небольших капиталах и управленческих ресурсах. Однако количество внешних связей должно быть ограничено, иначе вся система может трансформироваться.
Развитие сетевых предприятий объясняется появлением новых форм организации труда и управления, новых технологий и нестабильностью окружения. Сетевое предприятие характеризуется высокой централизацией некоторых ключевых функций управления и распределения ресурсов, а также новыми формами отношений между центральной структурой и децентрализованными самостоятельными производственными единицами (с.28). Отношения между участниками сети могут строиться на основе рыночных или иерархических отношений, а также на отношениях доверия. В сетевых компаниях формируется и сетевая система знаний. Это находит выражение не только в использовании электронной почты, Интернета, внутренних информационных сетей, но и в развитии и распространении опыта и знаний и облегчении доступа к имеющейся в мире информации.
В заключение автор отмечает, что независимо от организационной формы все большее значение приобретает фактор доверия в отношениях между индивидами как внутри, так и вне организации, обобществление
знаний и навыков с помощью систем постоянного профессионального обучения наемных работников и поиска способов удовлетворения потребностей клиентов. Организация будущего, по мнению автора, будет ориентирована либо на кооперацию и доверие между партнерами, либо на гиперпроизводительность при минимизации вмешательства индивида.
И.Ю.Жилина