Научная статья на тему 'Обучающаяся организация как способ решения кадровых проблем'

Обучающаяся организация как способ решения кадровых проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / LEARNING ORGANIZATION / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LIFELONG LEARNING / ORGANIZATIONAL PERFORMANCE / CORPORATE LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Е. Ю.

Проводится исследование вопросов необходимости создания обучающейся организации вконтексте условий нестабильности внешней среды и концепции образования в течение всей жизни. Выявлено, почему и в каком направлении компаниям необходимо трансформироваться, чтобы остаться конкурентоспособными, что мешает построить обучающуюся компанию, влияние неквалифицированных кадров. В данном контексте выделены современные факторы, способствующие повышению производительности труда, а также предложен алгоритм организационных изменений, представляющий собой комплексную систему мероприятий, нацеленных на создание обучающейся организации и повышение адаптивности компании. Авторами были использованы методы стратегического планирования, теории менеджмента, факторный анализ, а также синтез, индукция, дедукция и систематизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational establishments as a means to solve the HR problems

In this article author commits a research aimed to find the needs of creating learning facility that would function in the unstable circumstantial environment and would take the life-long educational approach. The reasoning of taking necessary actions and means to reach the goals for the companies which would transform to remain active and competitive, the possible obstacles, and the influence of unqualified executives.

Текст научной работы на тему «Обучающаяся организация как способ решения кадровых проблем»

УДК 331

Е. Ю. СЕРГЕЕВА

ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ

Проводится исследование вопросов необходимости создания обучающейся организации в контексте условий нестабильности внешней среды и концепции образования в течение всей жизни. Выявлено, почему и в каком направлении компаниям необходимо трансформироваться, чтобы остаться конкурентоспособными, что мешает построить обучающуюся компанию, влияние неквалифицированных кадров. В данном контексте выделены современные факторы, способствующие повышению производительности труда, а также предложен алгоритм организационных изменений, представляющий собой комплексную систему мероприятий, нацеленных на создание обучающейся организации и повышение адаптивности компании. Авторами были использованы методы стратегического планирования, теории менеджмента, факторный анализ, а также синтез, индукция, дедукция и систематизация.

Ключевые слова: обучающаяся организация, производительность труда.

In this article author commits a research aimed to find the needs of creating learning facility that would function in the unstable circumstantial environment and would take the life-long educational approach. The reasoning of taking necessary actions and means to reach the goals for the companies which would transform to remain active and competitive, the possible obstacles, and the influence of unqualified executives.

Keywords: learning organization, lifelong learning, organizational performance, corporate learning.

Проблема повышения адаптивности компаний к изменчивости внешней среды волнует мировое научное сообщество не одно десятилетие. Однако в последние несколько лет вопросы создания обучающейся организации, особенно во взаимосвязи с повышением производительности труда, приобрели наибольшую актуальность. Ученых волнуют как частные вопросы, такие как формальное и неформальное обучение на рабочем месте [12, 14], влияние корпоративной культуры или поощрения инноваций на конкурентоспособность фирмы [7, 13], так и общие, касательно преимуществ, которые дает обучение и развитие как индивидам, компаниям так и обществу в целом [4, 6, 8].

© Сергеева Е. Ю., 2018

Реалии современного мира таковы, что именно быстрое и качественное освоение нового является конкурентным преимуществом. Это связано с ускорением научно-технического прогресса, со скачкообразным ростом новых информационных технологий, с общей экономической нестабильностью, когда нестабильность становится нормой как мировой, так и любой локальной экономики, поэтому компании хотят стать более приспособленными к изменениям. Постоянное наслоение и смена технологий ведут к смене оборудования, программного обеспечения, рабочей среды, методов работы и проч. То есть узкие знания и навыки нуждаются в частом, а то и постоянном обновлении. Это приводит к тому, что традиционное образование оказывается не способно отвечать

потребностям не только компаний, но и отдельного человека. По словам главы Сбербанка России Германа Грефа, «чем мы страдаем? Это переполненность знаниями и недостаток навыков в обучении. Мы как работодатель в первую очередь хотим получать людей с навыками, потому что знания, обширность этих знаний сегодня являются вторичными» [2].

Изменились привычки получения информации: способы, объемы и качество. Люди не только привыкли получать знания в дозированном виде, но и из-за сильного информационного шума изменились их способности к восприятию информации. Кроме того, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий потреблять знания стало возможным в любое свободное время и на разных электронных устройствах. Сами знания стали легкодоступны любому человеку, имеющему доступ в интернет. Бурный рост технологий приводит к необходимости учиться всю жизнь. Появляются такие понятия, как образование в течение всей жизни (lifelong learning), смешанное обучение (blended learning), микрообучение, модульное обучение, адаптивное обучение, хола-кратия, педагогический дизайн, андра-гогика, массовые открытые онлайн-кур-сы - МООК (MOOCs), образовательные каналы на Youtube и проч. Возникают новые способы организации труда, такие как Agile, Kanban, Scrum и другие, которые имеют корни в ИТ-сфере, но все больше распространяются на остальные, также как сама ИТ-сфера все сильнее распространяется и охватывает практически все конкурентоспособные отрасли. Все это не может не оказывать влияние на потребности человека и на его ожидания относительно образования. В связи с этим возникла необходимость в людях, имеющих универсальные, над-

профессиональные и творческие навыки, которые способны быстро и качественно адаптироваться к условиям неопределенности - принимать быстрые решения, брать ответственность, овладевать новыми навыками и знаниями и т.д.

Бурное развитие технологий привело к тому, что нынешние компании имеют возможность учить не только выдающихся работников, но и всех остальных. Кроме того, компании могут учить не только знаниям и давать навыки, требуемые для конкретной должности, но и навыкам, не связанным с выполняемой работой напрямую. Как считает Питер Сенге, который ввел термин «обучающаяся организация», «возникновение обучающихся организаций является элементом эволюции индустриального общества. Массовый материальный достаток постепенно изменил отношение людей к труду» [3]. Иными словами, в изобильном мире человеку требуется нечто большее, чем материальная оплата труда. Успех современной организации кроется в стремлении не только добиться успеха, но и добиваться благополучия и личностного развития своих сотрудников. Именно из личностного роста отдельных работников складывается общий организационный рост. То есть то, насколько компания способна к адаптации, зависит от уровня ее человеческого капитала. Таким образом, именно качество человеческого капитала влияет на конкурентоспособность организации. От качества человеческого капитала зависит производительность труда в компании.

Традиционное образование было создано для нужд эпохи индустриализации. Как правило, оно получалось один раз, и человек всю жизнь работал в выбранном направлении. Теперь же, когда одни профессии исчезают, а другие появляют-

ся в короткие сроки, традиционное образование должно давать по-настоящему фундаментальные, базовые знания и над-профессиональные навыки. Согласно исследованию Всемирного экономического форума (The Future of Jobs - 2016), к основным рабочим навыкам, которые будут востребованы к 2020 г., относятся следующие: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving), критическое мышление (Critical thinking), креативность в широком смысле (Creativity), умение управлять людьми (People management), взаимодействие с людьми (Coordinating with others), эмоциональный интеллект (Emotional intelligence), формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making), клиенто-ориентированность (Service orientation), умение вести переговоры (Negotiation), когнитивная гибкость (Cognitive flexibility) [16].

Однако на данный момент, поскольку система образования не только в России, но и в мире находится в кризисном состоянии, компаниям необходимо пересматривать свое отношение к своим человеческим ресурсам и превращаться в обучающуюся организацию. Для поддержания конкурентоспособности в мире быстрого технологического прогресса компаниям необходимо заниматься накоплением собственного корпоративного человеческого капитала - заниматься организационной памятью, которая не исчезает вместе с ушедшими работниками, а остается внутри компании и составляет основу интеллектуального капитала фирмы. По нашему мнению, это возможно через создание комплексной системы стимулирования труда, системы непрерывного обучения и накопления знаний, наставничества и выстраивание

корпоративной архитектуры (организационный дизайн).

Создание комплексной системы стимулирования труда подразумевает изменение отношения к персоналу, поскольку изменились потребности и возможности человека. Компаниям необходимо прийти к пониманию, что рабочее время занимает большую часть жизни дееспособного человека, поэтому забота о работнике - это не расходы, а инвестирование в человеческий капитал компании. Это предполагает профессиональное развитие работника, заботу о его здоровье и благополучии (медицинское обслуживание, профилактика заболеваний, полноценное питание, улучшение жилищных условий, помощь в организации детского отдыха и т.д.). Это меры, которые позволяют увеличить производительность труда за счет повышения профессионализма, удовлетворенности от работы и от жизни в целом, снижения уровня тревожности, повышения и поддержания уровня здоровья, высвобождения энергии на результативный труд. Меры такого рода позволяют добиться лояльности сотрудников, не прибегая к денежной мотивации, которая сама по себе - явление временного порядка. Развитие комплексной системы стимулирования труда включает в себя и мероприятия по созданию и поддержанию организационной культуры. Создание организационной культуры на предприятиях России позволит заняться решением проблемы национального менталитета, который проявляется в отношении к труду. Во-первых, отсутствует установка на производительный труд; во-вторых, нет культуры труда, трудовой дисциплины; в-третьих, для основной массы населения не существует ценности труда.

Создание собственной системы непрерывного обучения снижает зависимость компании от конъюнктуры на рынке труда, а также позволяет решить проблему недостаточно квалифицированной рабочей силы. Влияние неквалифицированных кадров на компанию проявляется через:

• снижение производительности труда;

• трудности с внедрением новых технологий и обновлением основных фондов;

• неэффективность бизнес-процессов;

• увеличение производственного брака;

• снижение качества продукции и предоставляемых услуг;

• отсутствие лидеров и кандидатов на управленческие позиции;

• текучесть кадров и проч. Внедрение корпоративной системы

обучения актуально в связи с ускорением научно-технического прогресса, частыми и скачкообразными технологическими прорывами, техническим обновлением и общемировой нестабильностью. Компании сталкиваются с необходимостью постоянного или частого обновления знаний и навыков, в выработке универсальных навыков, которые позволяли бы работникам успешно и творчески решать рабочие вопросы. Тренд, запрос в бизнес-среде на лидерство и повышение креативности персонала связан с турбулентностью мирохозяйственной среды, в связи с чем требуется принятие решений и ответственности, внедрение нестандартных подходов на всех уровнях.

Создание обучающейся организации имеет целью постоянную актуализацию профессиональных знаний и навыков работников. Вкупе с остальными мерами, такими как создание и поддержание организационной культуры, построение корпоративной архитектуры и проч., о чем мы упоминали выше, создание

корпоративной системы обучения работает на повышение эффективности труда и в целом - конкурентоспособности компании.

На данный момент образование, которое человек получает после окончания университета, носит разрозненный характер. За редким исключением системное и регулярное профессиональное развитие инициируется работником самостоятельно и за пределами предприятия. На самих предприятиях в подавляющих случаях обучающие мероприятия не представляют собой целостной системы, соотнесенной со стратегическими целями развития компании и учитывающей общеэкономические и отраслевые -внешние - тенденции. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России в 2016 г. получили дополнительное профессиональное образование свыше 2 млн 832 тыс. человек при общем количестве работников списочного состава свыше 30 млн чел. При этом свыше 700 тыс. человек - жители Центрального федерального округа, из них свыше 500 тыс. - жители Москвы [1]. Между тем корпоративное образование способно решать такие основные задачи, как недостаточная или неактуальная квалификация наемного персонала, текучесть кадров и низкая эффективность труда, социальная гармонизация общества.

Концепция обучения на протяжении жизни (lifelong learning), очень популярный образовательный тренд в развитых странах, кроме национальной стратегии образования предполагает наличие развитых и эффективных систем обучения на рабочем месте и формирование соответствующих навыков, с помощью которых человек может результативно самообучаться в течение своей жизни. Непрерывное профессиональное образование является важной частью концепции lifelong

learning и в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий, непрерывное профессиональное образование может и должно охватывать, как мы уже отмечали выше, работников всех уровней на разных этапах их трудовой деятельности. Современный уровень управления человеческими ресурсами предоставляет возможности для эффективной ротации кадров, для нелинейного построения карьеры и смены траекторий профессионального роста. Это позволяет реализоваться как индивиду в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями внутри компании, так и компании эффективно использовать имеющиеся кадры.

В России из-за недостаточно высокого уровня управления человеческим капиталом, менталитета и устаревшей образовательной парадигмы, что приводит к получению неактуальных знаний и неспособности их применить на практике, наблюдется излишняя мобильность трудовых ресурсов. Текучесть кадров не способствует уверенности работодателя в возвращении инвестиций в обучение персонала в виде повышения производительности труда.

В современных научных исследованиях, посвященных экономическим проблемам, тема влияния обучения, обучающейся организации на производительность труда является одной из самых актуальных. Тема рассматривается под разными углами - с позиции работодателя, работника, общества и государства. Проблема изучается в контексте концепции обучения на протяжении всей жизни, непрерывного профессионального образования, повышения эффективности труда, новых образовательных технологий, на фоне бурного роста массовых открытых онлайн-курсов (МООК), реформы образования, инновационной

культуры и проч. Однако задача обучающейся организации в первую очередь связана с постоянной актуализацией знаний и навыков. Обучающаяся организация - это гибкая организация, которая создает, перенимает, накапливает и передает знания и навыки в условиях быстрых перемен внешней среды.

Основные факторы, мешающие организации стать обучающейся:

• низкая отдача от обучения;

• стереотипное мышление [3, 10];

• жесткая и неэффективная организационная структура;

• разобщенность персонала;

• отсутствие корпоративной культуры (отсутствуют общие ценности, видение, лояльность, открытость новому и проч.);

• организация труда и атмосфера, не способствующая, не поощряющая обучение;

• отсутствие встроенных в рабочий процесс обучающих элементов;

• отсутствие понимания и видения у руководства;

• нет системы передачи (наставничество) и накопления знаний и навыков, инструментов поощрения нововведений (рационализаторства);

• игнорирование такого канала обучения, как обмен опытом с партнерами и поставщиками и проч. Факторы, положительно влияющие на

повышение производительности:

• неформальное обучение [11];

• личная вовлеченность [9];

• передача знаний [5];

• отсутствие препятствий для ноу-хау (рационализаторства);

• лидерство;

• накопление, обмен знаниями [15] и проч.

На наш взгляд, решение проблем конкурентоспособности фирмы, повыше-

ния эффективности и производительности труда, адаптивности к меняющимся внешним условиям возможно только при комплексном, системном подходе. Невозможно построить обучающуюся организацию без учета особенностей национального менталитета, как невозможно внедрить передовые образовательные инструменты и методы, не занявшись организационным дизайном, созданием современной системы управления человеческими ресурсами. По нашему мнению, алгоритм организационных изменений может быть следующим:

• аудит бизнес-стратегии предприятия;

• моделирование обучающейся организации;

• выявление и анализ существующих бизнес-процессов компании;

• оптимизация организационной структуры (организационный дизайн), бизнес-процессов;

• создание стратегии управления человеческими ресурсами;

• разработка и внедрение корпоративной культуры;

• создание и внедрение элементов обучающейся организации (системы непрерывного накопления, обмена, получения и передачи знаний и навыков).

Неустойчивость мировой экономики, ускоренное и скачкообразное развитие науки и прорывных технологий, в особенности информационно-коммуникационных технологий, изменило как деловую, так и трудовую, личную парадигмы. Эпоха экономики знаний вывела на первый план человека. Способом адаптации бизнеса к неустойчивой среде стало инвестирование в человеческий капитал - создание обучающейся организации через систему обучения, передачу, обмен знаниями и накопление человеческого капитала внутри компании, создание атмосферы, способствующей развитию. Однако построить обучающуюся организацию невозможно без сопутствующих мероприятий - комплексного, системного подхода, способного отладить механизм функционирования предприятия и повысить его адаптивные способности во внешней среде.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бюллетень «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций в 2016 году». ФСГС. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 22.05.2017).

2. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф. -РИА Новости. URL: https://ria.ru/soci-ety/20161207/1483041883.html (дата обращения: 20.04.2017).

3. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 448 с.

4. Aguinis H, Kraiger K.. Benefits of Training and Development for Individuals and Teams,

Organizations and Society // Annu. Rev. Psychol. 2009. 60:451-74.

5. Argote L, Fahrenkopf E. Knowledge transfer in organizations: The roles of members, tasks, tools, and networks // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2016. 136. P. 146159. 6. Bucciarellia E., Muratoreb F., Odoard-ib I. Consolidation processes of human capital in modern economic growth dynamics: an estimate based on the role of European corporate e-learning activities // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. 9. P. 622 -627.

7. Charles A. O'Reilly III, Tushman M. L. Organizational Ambidexterity: Past, Present and Future. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2285704 (дата обращения: 26.10.2016).

8. Diaz-Fernandez M. et al. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: A structural perspective. BRQ Bus. Res. Q. 2016. URL: http://dx.doi.Org/10.1016/j. brq.2016.03.002

9. Fletcher L. Training perceptions, engagement, and performance: comparing work engagement and personal role engagement // Human Resource Development International. 2016. Vol. 19, № 1. P. 4-26. URL: http://dx.doi.org/10.1080/1367 8868.2015.1067855

10. H. Bahar A§cia, Fatma Zehra Tanb, Furkan Altmta§c. A Strategic Approach For Learning Organizations: Mental Models // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. 235. P. 2-11.

11. H-J. Kim, Joshua D. Hawleyb, Daeyeon Choc et al. The influence of learning activity on low-skilled workers' skill improvement in the South Korean manufacturing industry // Human Resource Development International. 2016. Vol. 19, № 3. P. 209-228. URL: http://dx.doi.org/10.10 80/13678868.2015.1122895

12. Manuti A., Pastore S, A. Scardigno F. et al. Formal and informal learning in the workplace: a research review// InternationalJournal of Training and Development. 19:1. ISSN1360-3736 doi: 10.1111/ijtd.12044

13. Martin-de Castro G, Delgado-Verde M, Navas-LópezJ.E. et al. The moderating role of innovation culture in the relationship between knowledge assets and product innovation // Technological Forecasting & Social Change. 2013. 80. P. 351-363.

14. Noe R. A. et al. Learning in the Twenty-First Century Workplace. Annu. Rev. Organ. Psychol. Organ. Behav. 2014. 1:245-75.

15. Shin H. W, Picken Joseph C, Dess Gregory G. Revisiting the learning organization: How to create it // Organizational Dynamics. 2017. 46. P. 46-56.

16. The Future of Jobs. World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Fu-ture_of_Jobs.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.