Научная статья на тему '2003. 03. 033. Беннет Б. Новый вызов старым законам? Развитие электронного здравоохранения в Австралии. Bennett B. new challenges for old days? The development of e-health in Australia // Sydney law rev. , 2001. N 23. P. 405422'

2003. 03. 033. Беннет Б. Новый вызов старым законам? Развитие электронного здравоохранения в Австралии. Bennett B. new challenges for old days? The development of e-health in Australia // Sydney law rev. , 2001. N 23. P. 405422 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ АВСТРАЛИЯ / ИНТЕРНЕТ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 033. Беннет Б. Новый вызов старым законам? Развитие электронного здравоохранения в Австралии. Bennett B. new challenges for old days? The development of e-health in Australia // Sydney law rev. , 2001. N 23. P. 405422»

2003.03.033. БЕННЕТ Б. НОВЫЙ ВЫЗОВ СТАРЫМ ЗАКОНАМ? РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АВСТРАЛИИ. BENNETT B. New challenges for old days? The development of E-Health in Australia // Sydney law rev., 2001. - N 23. - P.405-422.

Статья Белинды Беннет - преподавателя юридического факультета Университета города Сидней - посвящена обзору компьютерных и телекоммуникационных технологий, применяемых в австралийском здравоохранении, а также характеристике проблем правоприменения в данной сфере.

Достижения информационных и телекоммуникационных технологий стимулировали развитие электронной коммерции. А с внедрением этих технологий в здравоохранение через телемедицину, «телездравоохранение», «электронное здравоохранение», «медицинскую информатику» и само здравоохранение стало меняться. Новые методы электронного здравоохранения могут обеспечить доставку эффективной медицинской помощи в отдаленные регионы и изолированные сообщества, позволяют сократить расходы, а также хранить информацию о пациентах и их заболеваниях в электронном виде. Однако эта новая реальность меняет модель поведения потребителей услуг здравоохранения, специалистов в данной области, юристов и политиков. Появились новые механизмы взаимодействия врача и пациента и одновременно возникла проблема неприкосновенности частной жизни пациента в связи с электронными способами хранения медицинской информации о нем. К тому же дистанционное предоставление медицинских услуг ставит вопросы о регистрации медицинских специалистов и о потенциальных зонах ответственности, а глобальная природа Интернета связана с проблемой регулирования национальными законодательствами таких аспектов, как, например, реклама фармацевтических препаратов. В статье дается оценка важности и значимости существующего законодательства, а также его адекватности новым условиям.

Под «телемедициной» автор понимает систему предоставления медицинских услуг с помощью телекоммуникации - например, осмотр пациента на расстоянии. Термин же «телездравоохранение» имеет более широкое значение и подразумевает различные виды услуг представителей многих медицинских профессий, включая медсестер, психологов и других. Под «медицинской информатикой» понимается научная дисциплина, которая предполагает сбор, хранение, поиск,

процесс, передачу и оптимальное использование связанных со здоровьем человека данных, информации и знаний.

Телемедицина и телездравоохранение - это прежде всего оказание пациентам услуг на расстоянии, «электронное здравоохранение» включает в себя как дистанционное предоставление медицинских услуг и информации, так и электронную коммерцию в области здравоохранения. Термин «электронное здравоохранение» в статье определяется так: «Использование в здравоохранении цифровых данных, которые передаются, хранятся и находятся электронными способами, для клинических, образовательных и административных целей, как в месте их хранения, так и на удаленном расстоянии».

Автор подробно описывает возможности электронных технологий в здравоохранении.

1. Предоставление услуг здравоохранения в отдаленные регионы и изолированные сообщества, что крайне актуально для Австралии с ее обширными малонаселенными территориями. Наиболее распространены услуги в таких отраслях здравоохранения, как телепсихиатрия, телепсихология, телерадиология и офтальмология. Перспективным считается мониторинг состояния здоровья пациента на расстоянии.

2. Регистрация медицинских данных в электронном виде. В июле 2000 г. Министерство здравоохранения Австралии одобрило создание национальной информационной сети здравоохранения Health Connect, которая предполагает введение и хранение медицинских данных пациентов в электронном виде. Это улучшает качество клинических решений, снижает вероятность повторных анализов или повторного сбора анамнеза, контролирует назначения лекарств. Другим проектом является система файлов с информацией обо всех назначениях лекарственных препаратов пациенту, что поможет снизить побочные эффекты. Предполагается, что участие пациентов в обоих проектах будет добровольным, а данные о них станут доступны медицинским специалистам через специально защи-щенную сеть. Для юридического обеспечения подобных проектов в Австралии планируется принять закон о регистрации медицинских данных и конфиденциальности частной информации.

3. Электронная коммерция. Применение электронной коммерции создает дополнительные возможности для деловых взаимоотношений между медицинскими коммерческими структурами. В законодательстве Австралии уже имеются законы, регулирующие эту сферу бизнеса. Так,

например, правительство Австралийского союза в 1999 г. приняло Закон об электронных трансакциях, касающийся контрактов онлайн. А в 2000 г. правительствами Австралийского союза, штатов и территорий был принят Билль об электронных транзакциях (в связи с этим введение стандарта идентификации лекарственных препаратов и других медицинских товаров позволило значительно повысить эффективность снабжения ими).

Дистанционное предоставление медицинских услуг, развитие новых средств коммуникации меняет характер взаимодействия между врачом и пациентом, а также между медицинскими специалистами. Помещение в Интернете большого количества медицинской информации имеет как положительный, так и отрицательный эффект, поскольку пациент может обращаться к врачам и другим специалистам, используя полученную в Интернете информацию, не всегда точную.

Вопросу конфиденциальности частной информации в законодательстве Австралии традиционно уделяется большое внимание. Следует отметить, что данная категория законов характеризуется смешанным подходом, вопросы конфиденциальности по-разному регулируются в законодательстве на федеральном уровне и уровне штатов. Например, закон штата Новый Южный Уэльс «О конфиденциальности и защите частной информации» 1998 г. регулирует обращение с информацией, находящейся в ведении публичных ведомств и агентств. Он имеет ограниченное применение, поскольку его действие распространяется исключительно на федеральные учреждения, и не относится к частному сектору. В 2000 г. были приняты поправки, регламентирующие требования к конфи-денциальности информации в частном секторе, в том числе и в сфере здравоохранения. В настоящее время в этом штате ведется работа над законом, регулирующим вопросы конфиденциальности применительно к хранению медицинской информации в электронном виде.

Важной проблемой в области электронного здравоохранения является регистрация медицинских специалистов, необходимая по закону для многих категорий сотрудников системы здравоохранения. Требования, предъявляемые при регистрации, закреплены на уровне законодательства штатов. Пройдя процедуру регистрации в своем штате, специалист может попасть в ситуацию, когда ему придется оказывать помощь пациенту вне территории, разрешенной ему для практической деятельности. Эту проблему предлагается решить с помощью

телездравоохранения. При предоставлении медицинских услуг на расстоянии врачу может быть необходима регистрация как в своем штате, так и в штате проживания пациента; разрешение врачебной деятельности в области телездравоохранения специалисту, зарегистрированному в своем штате и во всех других штатах, при условии предоставления удаленных консультаций врачу, имеющему регистрацию в штате пациента. Решение этого вопроса на законодательном уровне очень важно.

Что касается юридической ответственности специалистов здравоохранения в области электронной медицины, то все традиционные юридические обязанности врачей применимы к специиалистам в области телемедицины и телездравоохранения. Но тут есть и ряд особенностей: проблема информирования пациента о качестве услуги, оказываемой дистанционно, повышение вероятности врачебной ошибки при постановке диагноза, необходимость подтверждения качества используемого оборудования и технологий, ответственности производителей и телекоммуникационных компаний за сбои в работе оборудования и др.

Еще одним аспектом электронного здравоохранения является реклама и продажа лекарств, которые требуют рецепта врача. Законодательствами таких стран, как США и Новая Зеландия, это разрешено. Однако пациентам сложно оценить качество вебсайта, на котором они планируют купить лекарство. Например, в США FDA осуществляет он-лайн-консультации по безопасности для потребителей, планирующих совершить покупку медикаментов через Интернет. Ограничения на рекламу лекарственных препаратов означают, что компании должны быть ответственны за ситуацию, которая может возникнуть при рекламе рецептурных препаратов через Интернет. Законодательством Австралии реклама лекарств, требующих рецепта врача, конечным потребителям запрещена. Хотя поскольку доступ к информации Интернета носит глобальный характер, это ставит под сомнение эффективность действия указанного ограничения.

В заключение автор подчеркивает, что такие вопросы телемедицины, как предоставление пациентам достоверной информации, неприкосновенность частной жизни и информации, лицензирование деятельности врачей, ответственность врачей за качество предоставляемых услуг, требуют более подробного законодательства.

Т.В.Никишина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.