дения законодательства об интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.
Использование цифровых технологий в здравоохранении требует обеспечения взаимосвязи между базами данных, а также безопасности и конфиденциальности персональных данных.
Электронные медицинские карты являются фундаментальной основой информационной системы в области здравоохранения. Их использование может обеспечить беспрецедентное улучшение качества и эффективности системы здравоохранения, а также расширить возможности оценки результатов профилактических мероприятий и лечения, включая точную медицину, т.е. инновационный подход, при котором профилактика и лечение заболеваний подбираются главным образом по генетической информации.
Глубина и широта данных, содержащихся в электронных медицинских картах, намного превышают те, что имеются в традиционных административных или исследовательских источниках. Это способствует развитию так называемых больших данных (Big data), которые представляют собой совокупность подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов.
И.И. Нагорная
2017.04.026. ПЕРЕЙРА А.Л.Д. ТЕЛЕМЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОНЛАЙН: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. PEREIRA A.L.D. Telemedicina e farmácia online: Aspectos jurídicos da e-health // Revista da ordem dos advogados. - Lisboa, 2015. - A. 74, Vol. 1-2. - Jan. - Jun. - P. 55-77.
Ключевые слова: телемедицина; правовой режим медицинских услуг; фармацевтическая деятельность; электронная торговля; Португалия; Евросоюз.
В статье преподавателя юридического факультета Университета Коимбры Александра Либорио Диаша Перейры речь идет об особенностях правового режима дистанционного предоставления медицинских услуг и продажи медикаментов с помощью информационных технологий и средств связи. Такая деятельность, полу-
чившая название телемедицины / телефармацевтики, сопровождается созданием и использованием электронных баз медицинских данных, направлением медицинской информации и рецептов в электронных сообщениях.
На общеевропейском уровне специальное регулирование телемедицины отсутствует. В Португалии и некоторых других европейских странах действуют правила профессиональной этики дистанционного оказания медицинских услуг. В Норвегии разработан проект закона, регулирующего такую деятельность. В некоторых странах (автор приводит в качестве примера Польшу) законодательство по-прежнему требует совместного физического присутствия пациента и медика. Не гармонизированы и правила дистанционного оказания фармацевтических услуг.
Возникает ряд вопросов: какому праву подчиняется трансграничное оказание медицинских услуг через Интернет, требуется ли для такой деятельности специальная легитимация, должно ли «рабочее место» услугодателя отвечать определенным требованиям, существуют ли какие-то специальные правила рекламы таких услуг, возможно ли заключение через средства электронной связи договоров об оказании медицинских услуг, возможна ли электронная торговля медикаментами и др.?
Деятельность в сфере телемедицины, осуществляемая на платной основе, подпадает под правовой режим электронной торговли по Директиве ЕС 2000/31/ЕС (об электронной торговле) и, следовательно, регулируется правом страны происхождения (т.е. условия доступа к профессиональной деятельности устанавливаются правом страны-участницы, в которой услугодатель учрежден и эффективно осуществляет экономическую деятельность, при этом другие страны-участницы не должны требовать получения дополнительных разрешений). Это - одно из проявлений свободы предоставления услуг на европейском рынке.
Есть, кроме того, Директива Парламента и Совета Европы 2011/24/ЕС о реализации прав пациентов в трансграничном медицинском обслуживании. В ее ст. 3(ф и 7(7) упоминается телемедицина: Директива признает право на возмещение затрат на лечение, произведенных в других странах, нежели страна происхождения пациента, в том числе затрат на лечение посредством телемедицины. Положения Директивы нашли применение в решении Суда ЕС
от 27 октября по делу С-255-09 («Комиссия против Португалии»). Директива распространяется на отношения по медицинскому обслуживанию независимо от способа оказания услуг и источника их финансирования. Она была включена в португальское право Законом от 25 августа 2014 г. № 52/2014. В постановлении правительства от 25 сентября № 191/2014 названы те медицинские услуги, предоставление которых требует получения предварительного разрешения в смысле ст. 11 (п. 1) Закона, и среди них - трансграничная хирургическая помощь, если для ее оказания требуется госпитализация на одну ночь и более, а также трансграничные медицинские услуги, требующие дорогостоящего и специализированного оборудования.
Принцип подчинения праву страны происхождения услуго-дателя действует с некоторыми исключениями. Во-первых, стороны могут сами выбирать применимое право и определять условия договора (с тем ограничением, что потребитель в любом случае не может быть лишен защиты, которую ему предоставляют императивные нормы страны-участницы, где он проживает). Во-вторых, в определенных случаях другие страны вправе вводить ограничительные меры (дополнительного контроля), например, для защиты потребителей и общественного здравоохранения. Для применения таких мер установлены процедуры взаимодействия между странами-участницами и их уведомления. Страна-участница должна сначала запросить у страны происхождения информацию о том, принимает ли та соответствующие меры, и если нет - уведомить Комиссию и эту страну-участницу о своих намерениях. Исключение составляют случаи принятия неотложных мер - тогда допускается последующее уведомление в наикратчайший срок. Такие меры должны быть соразмерными и наименее обременительными. В любом случае, подчеркивает автор, страны-участницы не могут просто запретить оказание медицинских услуг посредством Интернета.
Таким образом, профессиональные услугодатели, страной происхождения которых является Португалия, должны получить соответствующее разрешение уполномоченных органов в своей стране и осуществлять свою деятельность согласно португальскому законодательству; вместе с тем, предоставление медицинских услуг с помощью сети Интернет может подвергаться ограничительным мерам со стороны других стран-участниц, и наоборот (в отно-
шении трансграничного оказания медицинских услуг португальским пациентам).
Автор приводит выдержки из специальной главы, посвященной телемедицине, Португальского кодекса профессиональной этики медиков (Código Deontológico da Ordem dos Médicos), из которых видно, что профессиональное сообщество считает допустимой такую форму оказания медицинских услуг, признает за врачом право отказаться от дистанционного консультирования при недостаточности информации и придает значение качеству услуг и конфиденциальности.
Чтобы начать деятельность по оказанию медицинских или фармацевтических услуг онлайн, услугодатель должен постоянно находиться онлайн, обеспечивая быстрый и прямой доступ к нему пациентов; обладать именем (наименованием организации), адресом (местонахождения) и адресом в сети Интернет, по которому можно с ним связаться напрямую; быть занесенным в соответствующие публичные реестры и иметь номера регистрации в них; иметь налоговый идентификационный номер; сообщить информацию об органе, допустившем к соответствующей деятельности; сообщить данные о профессиональной квалификации и о стране-участнице, в которой она была получена, о профессиональной организации, членом которой он является и которая осуществляет за ним контроль и вправе применять дисциплинарные меры; о стоимости услуг.
Поскольку такая деятельность связана с получением и передачей информации о состоянии здоровья лица, она должна осуществляться в соответствии с Законом о персональных данных (Lei dos Dados Pessoais). В отношении рекламы таких услуг действует также Рекламный кодекс (Código da Publicidade).
В португальском законодательстве о фармацевтической деятельности в результате реформирования в 2007-2011 гг. получило отражение распространение лекарств через Интернет. Для этого не требуется предварительной авторизации, нужно лишь уведомить уполномоченный в сфере медицинских товаров государственный орган (INFARMED). На законодательном и подзаконном уровнях установлены некоторые правила торговли лекарствами с доставкой и через Интернет: лекарства должны продаваться по местонахождению аптеки или месту жительства потребителя; на технического
директора аптеки возложена ответственность за предоставление информации о применении медикаментов и за регистрацию заказов лекарств с доставкой; установлено, что вручение покупателю доставленных на дом медикаментов должно происходить под контролем фармацевта, а в случае продажи безрецептурных медикаментов -под контролем фармацевта или технического персонала аптеки, ответственных за предоставление покупателю информации о применении медикаментов. В отношении доставки медикаментов установлены территориальные ограничения: она может осуществляться только в границах муниципального образования, где расположена аптека (иной торговый объект - для безрецептурных медикаментов), и соседних муниципальных образований; в отношении рецептурных препаратов должны соблюдаться требования предъявления рецепта. Аптеки и иные торговые объекты, занимающиеся доставкой лекарств, обязаны иметь свой сайт и предоставлять на нем информацию о стоимости услуг по доставке, формах оплаты, территории, на которой осуществляется доставка, сроках доставки, техническом директоре и иных ответственных сотрудниках.
В статье также рассматриваются вопросы подсудности и арбитражного разрешения споров в сфере телемедицины и «телефармацевтики», а также выбора применимого при разрешении таких споров права.
Е.Г. Афанасьева
2017.04.027. БАЛЬМАС А. ПУБЛИЧНАЯ ОХРАНА ПРАВ ПАЦИЕНТА.
БАЬМА8 А. РиЬПс/па осИгопа рга-№ радеп1»'№ // Раш1-№0 1 рга-№0. -2016. - N 4. - 8. 15-30.
Ключевые слова: пациент; охрана прав; потребитель; конкуренция.
В статье Агнешки Бальмас - доктора права Гданьского университета - рассматриваются функции Управления охраны конкуренции и потребителей по защите общих интересов физических лиц, статус пациентов, а также содержание понятий «пациент» и «потребитель», норм законов Польши: от 16 февраля 2007 г. «Об охране конкуренции и потребителей»; от 2 июля 2004 г. «О свободе