III. ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
2003.03.006. КВАШНЕВИЧ В. ЖИВЫ ЛИ ТРАДИЦИИ ПОЛЬСКОЙ СОЦИОЛОГИИ?
KWASNIEWICZ W. Co pozostaje zywe z tradycji polskiej socjologii? // Ruch prawniczy, ekonomiczny i socjologiczny. - W-wa, 2001. - Z.4. - S.229-247.
Владислав Квашневич отмечает, что смена политического строя в Польше в 1989 г. не только не нарушила благополучия социологии, но и приумножила. Примером может служить высшее социологическое образование, которое, например, в Варшаве можно получить в пяти университетах и институтах, а также во многих вновь созданных вузах по всей стране. Работают все исследовательские социологические институты, издаются все новые труды, сохранились социологические журналы. Свою деятельность продолжают Польское социологическое общество, Комитет социологии ПАН, вновь создана Конференция институтов социологии.
Автор пытается ответить на вопрос, как повлияла смена строя на тенденции и направления модернизации социологии. Интерес к эволюции этой дисциплины вызван следующими причинами. Во-первых, гуманитарное знание, в состав которого входит и социология, всегда проявляло стремление к изучению своей генеалогии и путей развития. Во-вторых, в трудных условиях социализма существенное значение имело сохранение самостоятельности национальной науки и противостояние попыткам подчинения ее монополии одной доктрины, каковой был марксизмленинизм. В-третьих, эпохальные перемены диктуют необходимость определения общественной наукой своего места в новой социальной действительности. Этим можно объяснить взрыв интереса к прошлому польской социологии в двух поворотных моментах истории - после 1956 и после 1989 гг.
Для польской социологии до 1939 г. были характерны следующие
черты:
1) преобладание интереса к собственному обществу: проблемы нации, социально-экономического положения крестьянства и городского пролетариата, проблемы воспитания;
2) обоснование значения применения социологии для общественной практики (Ф.Знанецкий, В.Адамский и др.) Т.Щуркевич вместе с тем настойчиво предостерегал от возвеличивания или прагматизации социологии, опасных для продуктивного развития этой науки;
3) предпочтение определенных исследовательских процедур, которым приписывались наибольшая эвристичность (метод монографических исследований Ф.Буяка, биографический метод Ф.Знанецкого и И.Томаса); эти методы внесли существенный вклад в социологическое познание общества;
4) стремление к сохранению интеллектуальных связей с мировой социологией;
5) приверженность к национальным социологическим школам и ориентациям (школы Л.Кшивицкого и Ф.Знанецкого);
6) терпимость к убеждениям, отличающимся от общепринятых, что создало условия для интеллектуального сотрудничества;
7) интерес к междисциплинарным исследованиям (Я.Хала-синьский, К.Добровольский);
8) организационная устойчивость социологической среды: преподавание социологии в трех университетах, открытие исследовательских институтов, образование научных обществ.
Послевоенные годы в истории социологии Польши распадаются на пять периодов: 1) восстановительный; 2) деинституциональный (19481956); 3) возрождения и экспансии (1956-1980); 4) идеологического колебания в связи с антисоциалистическим протестом (1980-1989); 5) идейной посткоммунистической переориентацией 1989 г.
Особое значение для современной польской социологии имел третий период, который проходил в атмосфере всеобщего оживления общественной и политической жизни, вызванных перспективой десталинизации страны. Для социологов это означало шанс вновь возродить эту науку, совершенно уничтоженную в сталинский период. Успехи социологии тех лет связаны с более свободным, чем в других странах социализма, политико-идеологическим режимом, а также старательно поддерживаемыми контактами с западной социологией и появлением многочисленной когорты талантливых и преданных науке молодых людей.
Этот период характеризовали: организация исследований по кругу проблем, социально значимых в то время для жизни поляков; использование социологии для потребностей социальной практики; популяризация наследия мировой социологической науки; осмысление достижений основателей польской социологии (Л.Кшивицкого, Ф.Знанецкого, С.Чарновского, Я.Халасиньского, С. и М.Оссовских и др.); поддержка полицентричного характера научной жизни; традиции добрых академических обычаев, несмотря на поляризацию политических и идеологических позиций.
Среди новых тенденций в период 1956-1980 гг. следует отметить: появление новых исследовательских тем и точек зрения; воздействие импульсов, исходящих от западной социологии; расширение области эмпирических исследований (социология труда, социология организаций, исследования профессионально-классовой структуры, стратификации и социальной мобильности и др.) и соответственно модернизация исследовательского аппарата, освоение новых исследовательских методов и техники.
Хотя до 80-х годов имела место идеологическая монополия марксизма-ленинизма, большинство социологов рассматривали марксизм как теорию социальной действительности, а не как политическую доктрину. Эту теорию пытались дополнить элементами современной западной социологической мысли. Не случайно именно в Польше были предприняты совершенно самостоятельные попытки выйти за пределы схем советского марксизма и разработать концепцию открытого марксизма, нового социального видения.
После 1989 г. социология в полной мере пользуется академической свободой - свободой обмена мнениями, не скованными внешним давлением, развитием исследовательских инициатив, участием в жизни международного научного сообщества. Нынешняя польская социология подверглась явной американизации, что не мешает ей оставаться верной запросам и проблемам собственного общества.
Несомненно, достижения польской социологии второй поло-вины ХХ в. переживаются как повод для профессиональной гордости. Несмотря на неблагоприятные условия, она сохранила свою идентичность, но также и добилась признания своих заслуг представителями других общественных наук в стране и за рубежом. Ее академические традиции не позволили осуществиться попыткам
идеологической «мести» со стороны победивших сторонников Солидарности и воспрепятствовали распаду научных коммуникаций.
Но произошедшие перемены были огромны. Проблематика социального единства, положения рабочего класса и крестьянства, воспитание молодежи перестали быть основными в программах социологических исследований в Польше. К тому же национальные теоретические школы не имеют сегодня своих продолжателей, и ничто не свидетельствует об их возрождении. В мире политики и экономики мало кто интересуется выводами и рекомендациями социологов. Существенны также изменения в организации научной жизни в стране. С некоторого времени полицентрические тенденции научных разработок сменились моноцентрическими. Даже самые сильные периферические социологические центры все с большим трудом себя сохраняют, пытаясь не отстать от столичных.
Автор подчеркивает, что традиции польской социологии постепенно уходят в прошлое. Они были созданы историческими условиями, которые существенно изменились за последние двадцать лет. Одно дело - поддержание преемственности нашей науки и совсем другое - анахроническое сожаление об утраченной роли социологической науки, забота о которой относится к неотъемлемым обязанностям очередных поколений исследователей. Автор настаивает на деловом анализе актуального состояния социологии.
Э.П.Васильева