Научная статья на тему '2003. 02. 029. Лебедева С. В. Синонимы или проксонимы? Курск : кур. Гос. Пед. Ун-т, 2002. 202 с. Библиогр. : С. 187202'

2003. 02. 029. Лебедева С. В. Синонимы или проксонимы? Курск : кур. Гос. Пед. Ун-т, 2002. 202 с. Библиогр. : С. 187202 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ / КОНТЕКСТ / РУССКИЙ ЯЗЫК СИНОНИМИКА / СМЫСЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 029. Лебедева С. В. Синонимы или проксонимы? Курск : кур. Гос. Пед. Ун-т, 2002. 202 с. Библиогр. : С. 187202»

2003.02.029. ЛЕБЕДЕВА С.В. СИНОНИМЫ ИЛИ ПРОКСОНИМЫ? — Курск : Кур. гос. пед. ун-т, 2002. — 202 с. — Библиогр.: с.187-202.

В монографии исследуется проблема близости значения слов в речевой организации человека. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на установление близости значения слов. Книга состоит из предисловия, трех глав — "Проблематика исследования близости значения слов", "Теоретические основы проксиматики", "Экспериментальное исследование близости значения слов в речевой организации индивида" — и заключения.

В предисловии автор указывает на актуальность изучения лексики в аспекте "синонимические средства языка". Отмечается, что проблема близости значения слов нуждается в более широком подходе к их изучению, выходящем за рамки лексической семантики, и построении обшей теории синонимических средств языка.

В первой главе анализируются современные исследования отечественных и зарубежных лингвистов по проблеме близости значения слов. Проведенный обзор существующих точек зрения показывает, что при наличии огромного количества исследований по данной проблеме налицо значительное расхождение в трактовках самого понятия "близость значения слов", в критериях установления фактов этой близости и средствах описания этого явления. Термин "синонимия" к настоящему времени утратил принятое в исследованиях системы языка содержание и стал исключительно многозначным. Вследствие этого рассмотрение синонимии и синонимичности как однопорядковых явлений приводит к неточности в употреблении терминов. Автор приходит к выводу о необходимости разработки теории интегративного типа, которая бы помогла критически осмыслить результаты различных исследований близости значения слов и предложить объяснение фактов общности значения лексем с учетом функционирования языка в естественных условиях.

Во второй главе разрабатываются теоретические положения, которые непосредственно связаны с проблемой близости значения слов как единиц индивидуального лексикона. Исходным для проводимого анализа является обращение к человеку как носителю языка. Проводится разграничение понятий "речевая деятельность" и "речевая организация". За основу автор принимает концепцию А.А.Залевской, согласно которой речевая организация человека понимается как динамическая

функциональная система, уже имеющая индивидуальность и представляющая собой самоорганизующуюся систему.

Общность значения слов рассматривается автором с позиций интергативного подхода, для которого язык обязательно входит в комплекс психических процессов; без их взаимодействия функционирование языка как достояния индивида является невозможным. Исходя из принятых теоретических положений, автор делает вывод о том, что человек устанавливает близость значения слов в результате процесса проксимации (ргохут^), переживания сходства как расстояния. Акт проксимации, по определению автора, — "это установление близости значения, или скорее ее переживание в определенный момент времени "здесь и сейчас"" (с. 102). Семантический оператор сходства представлен в поверхностной структуре лексикона выражениями типа "как будто", "как", "подобно", "будто", "напоминает" и др. При этом они не всегда вербализуются, чаще всего они переживаются. Человек переживает сходство или тождество по какому-либо одному признаку при игнорировании остальных и устанавливает сходство через сравнение или сопоставление отдельных фрагментов субъективного образа объективного мира. Сравнения-переживания могут создавать особый мир синонимии смыслов, где сравниваются самые неожиданные вещи и явления окружающего мира.

Проблема факторов, влияющих на близость значения слов в речевой организации индивида, связывается в концепции автора с феноменом человека и его окружением. К таким факторам относятся внешний и внутренний контексты. Под внешним контекстом понимается собственно языковой контекст, который рассматривается при подходе к слову как единице лексико-семантической системы языка, т.е. текстуальное окружение слова. Внутренний контекст определяется как перцептивно-когнитивно аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека. Актуализируемые при опознании слова многообразные связи по линии каждого вида контекста обеспечивают ему выход за пределы данного в тексте; перенесение фокуса в сознании регулируется потребностями текущего момента "здесь и сейчас" в сочетании с личностным и социальным опытом человека.

В речемыслительной деятельности человека слова оказываются близкими не по структуре значения, а по связям между называемыми характеристиками объектов. В основу процесса переживания общности

значения может быть положено сходство самых различных признаков, т.е. существует множественность оснований для установления фактов сходства. Поэтому детализированный анализ смыслового сходства требует учета ряда факторов, которые не проявляются при лингвистическом подходе к изучению близости слов. Так, переживание близости значения слов носителем языка зависит от влияния знания разных видов. "Мы наблюдаем сходство слов, которое основано на сходстве субъективных образов, имеющих двойное содержание: общая база знаний (коллективное значение) и личностное знание, связанное с личностным отношением человека" (с. 123).

В предлагаемой автором концепции значения слова особое внимание обращается также на взаимодействие (с учетом дифференциации) разных видов признаков: перцептивных, когнитивных, аффективных, определительных и др. Подчеркивается, что в данном исследовании речь идет не о компонентном анализе, а об установлении фактов сходства лексем индивидом через восприятие признаков, которые характеризуют связываемый со словом объект, действие, качество и др. В числе опор для установления фактов близости значения слов в речевой организации индивида автор отмечает роль функциональных характеристик предметов и явлений внешнего мира. В индивидуальном сознании носителя языка общность значения определяется не структурой значения, а связями между называемыми ими действиями. Например, голод — мучить, свирепствовать, умирать, морить. Далее автор указывает, что значение слова как состояния индивида предполагает включение его в некоторую более объемную единицу — ситуацию. С точки зрения опоры на ситуацию, близость значения трактуется как разная интерпретация человеком одной и той же ситуации под влиянием социальных и личностных факторов. Ситуация всегда оказывает влияние на специфику средств выражения одного и того же содержания разными языковыми средствами.

Рассматривая синонимию смыслов, автор считает возможным использовать для ее обозначения рабочий термин "проксоним". Проводимое исследование основывается на материале экспериментов и наблюдений за живой речью, и во внимание принимаются все языковые манифестации фактов сходства. Соответственно проксонимом признается любая языковая единица, сигнализирующая близость значения слов "здесь и сейчас". Близость значения слов устанавливается в речевой организации индивида в процессе проксимации, специфика которого

определяется субъективным значением переживаемой ситуации, эмоциональным переживанием, регулированием отношений с людьми, корректировкой собственной самооценки.

В третьей главе количественный анализ экспериментальных данных показал, что число близких по значению слов значительно превосходит состав имеющихся синонимических рядов. Это позволяет предположить, что для индивидуального сознания существует более широкий круг слов, идентифицируемых как "близкие по значению", чем это регистрируется в лингвистических справочниках и словарях синонимов. Анализ экспериментального материала, с точки зрения фигурирования в нем доминанты синонимического ряда, выявил, что для носителя языка доминанта синонимического ряда не обязательно является актуальной, в то время как большой вес могут приобретать другие члены синонимического ряда или слова, в него не входящие.

Установленные с помощью экспериментального исследования особенности оснований для установления близости значений слов в речевой организации индивида свидетельствуют о том, что при переживании сходства индивид опирается на образ ситуации, признаки и признаки признаков предметов и явлений окружающей действительности. Полученные данные подтверждают также особую роль знания разных видов при установлении близости значения слов в индивидуальном сознании

Л.Г.Лузина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.