2003.02.019. ОСТАПЕНКО Г.С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. - М., ИВИ РАН, 2002. - 178 с.
В книге, представленной автором как учебное пособие, дано углубленное рассмотрение ряда актуальных проблем современной общественно-политической жизни Великобритании; книга основана на собственных исследованиях автора, на исследованиях отечественных и британских англоведов и на периодике.
Автор привлекает внимание к характерным чертам политической системы Великобритании - отсутствию писаной конституции, принципу разделения и взаимодействия властей, функционированию двухпартийной системы и месту монархии.
В ходе Гражданской войны в Англии XVII в. борьба шла вокруг основного вопроса: кто должен править - король или парламент. Парламент победил. Новое положение было закреплено после Славной революции 1688 г. в Билле о правах 1689 г., который остается в силе и в настоящее время. В тот период не было писаных конституций, и Билль о правах закрепил режим конституционной, то есть ограниченной монархии. Вся законодательная власть была передана парламенту. Законотворческий процесс продолжался, и билли, принимаемые парламентом и именуемые статутным правом, содержатся в Своде законов. Наряду с этим в британскую конституцию входит большое число обычаев и конвенций. Обычай, повторяясь, может перейти в конвенцию, называемую также конституционным соглашением: последнее, пройдя через парламент, становится законом. Все конституционные компоненты не остаются чем-то неизменным, обеспечивая подвижность конституционных положений, их соответствие новым реалиям социально-политической жизни.
Необходимость реформирования верхней палаты британского парламента обсуждалась давно. В 90-е годы ХХ в. в ней числилось 750 наследственных пэров из общего числа членов палаты в 1100 человек. После прихода к власти лейбористского правительства в 1997 г. в следующем году был принят закон, в соответствии с которым абсолютное большинство наследственных графов, герцогов и баронов должны были покинуть палату лордов. Лишь 92 пэрам временно было оставлено право заседать в этом органе наряду с высшим духовенством и пожизненно титулованными особами. Организационным принципом
формирования этого института стал принцип назначения его членов за те или иные заслуги.
Традиционными институтами Великобритании являются церковь и монархия. В 1534 г. был принят «Акт о верховенстве», согласно которому король провозглашался «единственным на земле главой Церкви в Англии»; папа утратил свою власть над ней, и национальная церковь получила название англиканской. Это была серединная церковь, одновременно католическая и протестантская. Подобно католической, она сохранила епископат, институт монашества и обрядность. Англиканское вероучение, сложившееся во второй половине XIV в., сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским - о спасении личной верой. Монархи связывают Церковь Англии с государством. В современном королевском титуле сохраняется «глава Церкви Англии и защитница ее веры». «Акт о престолонаследии» от 1701 г. провозглашал запрет на воссоединение англиканской Церкви с Римской католической. В известной степени эта традиция противоречит веротерпимости и государственному законодательству о свободе вероисповеданий. Тем не менее доминирующее влияние не столько короны, а скорее государства в отношении англиканской церкви и во второй половине ХХ в. выражалось в существовании парламентского вето, наложенного на какие-либо изменения в ее литургии и доктрине.
Официально Великобритания - конституционная монархия. Современный институт монархии сложился к концу царствования королевы Виктории. Ее прерогатива ограничивалась выбором премьер-министра среди влиятельных деятелей консервативной или либеральной партий. Однако влияние суверена сохранялось: он воплощал фасад государственного управления, более понятный обычным гражданам. В выполнении представительских, социальных функций и закулисного лоббирования и состоял путь адаптации и выживания монархии в ХХ в. Монархическая система управления сегодня признается основными политическими партиями страны. На сегодняшний день форма государственного управления проста и скрывает за собой республиканское устройство общества. Королева Великобритании -глава государства. В действительности же любой государственный акт, как и программа работы правительства, готовятся премьер-министром или министрами, а королева действует лишь по их указаниям. В 1965 г. королева лишилась последнего рычага воздействия на политику: отныне
в обеих партиях пост премьера может занять только тот, кто уже избран лидером партии, поэтому выбор короны ограничивается одной персоной.
Тем не менее, ответ на вопрос о будущем монархии совсем не прост, замечает автор. Бережное отношение британцев к своей традиции и истории выразилось в том, что монархия принимается населением как часть государственности, символ национального единения и наследие славного прошлого. В ходе опросов общественного мнения 70-80-х годов выяснилось, что около 90% населения предпочитали иметь монарха как главу государства. Правда, со второй половины 90-х годов авторитет королевского дома вступил в кризисную полосу. Главной мишенью критики стал принц Уэльский Чарльз в связи с его разводом и намерением вступить в новый брак. Недовольство наследником престола некоторых политических сил было связано и с его заявлениями о том, что он будет защитником всех вероисповеданий, а не только англиканства, а также устранит 300-летнее запрещение для наследников престола вступать в брак с римскими католиками, с последующим разрешением первенцу королевской четы наследовать трон независимо от пола. Возможный разрыв альянса суверена и Церкви Англии беспокоит общественность, ибо это приведет к лишению Церкви Англии ее привилегированного государственного статуса и к падению влияния англиканства, наложившего глубокий отпечаток на британскую культуру.
Демократизм принца в области внутриполитических проблем выразился в создании благотворительного фонда «Опека принца» для помощи бездомным, матерям-одиночкам и этническим меньшинствам. В стремлении модернизировать монархию, принц-реформатор опирается на поддержку премьер-министра Великобритании и лидера лейбористской партии Т. Блэра.
Празднование в 2002 г. 50-летнего «золотого» юбилея вступления Елизаветы II на престол неожиданно для многих продемонстрировало всплеск верноподданических чувств. Их ярко выразил в речи к королеве премьер-министр Т.Блэр. «Способности адаптироваться, сохранять выдержку и помимо того объединять нацию в течение 50 лет, - сказал глава правительства, - все эти замечательные качества являются результатом не только Вашей мудрости и проницательности. Я думаю, что они унаследованы не только от королей, королев, премьер-министров и других выдающихся личностей, а воплощают в себе лучшие черты британского национального характера и заключаются в добровольном служении другим» (с. 34). Пожалуй, можно утверждать, что британская
монархия, продемонстрировавшая в ХХ столетии свою способность к адаптации, сохранит свой статус на ближайшие годы.
Характерным феноменом Великобритании можно назвать то обстоятельство, что страна, занимающая чуть более 2% суши на планете, в течение длительного времени владела империей, расположенной на всех обитаемых континентах. Эта империя перестала существовать менее чем за два послевоенных десятилетия. Ее конец приблизила Вторая мировая война и утрата метрополией былой экономической мощи. Разрушению грандиозной империи, создававшейся веками, способствовали и просветительская деятельность, взращивание афро-азиатской элиты, оппозиционно настроенной к хозяевам. Неотвратимость деколонизации отчасти предусматривалась теорией деволюции (децентрализации власти), но ее темпы оказались более высокими, чем предполагали даже радикально настроенные политики. Часть своих намерений Великобритания не успела осуществить, что-то было обречено на неудачу. Представительные институты Запада, перенесенные на индийскую или африканскую почву, так и не смогли стать орудиями демократического устройства общества.
Попытки замедлить процесс деколонизации со стороны консервативных кабинетов, помимо серьезных колониальных конфликтов, проявились также в суэцкой войне, в поддержке господства белых меньшинств в Восточной и Центральной Африке. В то же время британские правительства показали и свое стремление к мирной сбалансированной деколонизации, Она выразилась в политике «колониального развития», в борьбе за «империю умов» против влияния коммунистической идеологии, компромиссах с лидерами национально-освободительного движения и поисках новых подходов к проблемам «белых колоний» и колоний-баз. Отступление на большей части империи носило мирный характер, британцы доказали свое умение уходить, не приобретая новых врагов.
Британская империя не повторила судьбу многих предшествующих империй и не исчезла бесследно. Получившие независимость государства образовали Содружество. Его членов связывает общая история и традиции; в большинстве стран Содружества средством общения остается английский язык, приняты общие нормы в области судопроизводства и образования, как консультативный орган действуют межпарламентская и университетская ассоциации. С 1963 г. функционирует руководящий орган объединения - конференция стран Содружества, возглавляемая Генеральным секретарем. На конференциях
происходит обмен мнениями между главами государств, входящих в Содружество, вырабатываются общие рекомендации по актуальным проблемам международной жизни.
«Естественной партией правительства» называют Консервативную партию. Объявляя себя защитниками традиционных британских институтов (англиканской церкви, империи, монархии и палаты лордов), консерваторы при этом не раз выступали инициаторами глубоких социальных перемен. Так, еще в период Второй мировой войны были подготовлены лейбористские реформы в социальной области, заложившие основы государства «всеобщего благосостояния». Можно говорить об установлении определенного консенсуса на основе построения социал-реформистской модели экономики.
С 1974 по 1979 г. у власти находились лейбористы. За это время в идеологии консервативной партии произошли существенные перемены. Их инициатором и проводником явилась первая в истории Великобритании женщина - лидер партии и премьер-министр М.Тэтчер. Манифест партии, превратившийся в программу консервативного правительства, был выдержан в русле монетаристской теории. На первое место ставилась борьба с инфляцией, развитие частного предпринимательства, снижение налогов, приватизация
национализированных отраслей промышленности. Расширение частного домовладения предусматривалось за счет распродажи муниципальных домов. Приоритетными провозглашались также борьба с преступностью и ограничение прав профсоюзов.
Монетаризм предполагал введение режима экономии за счет сокращения государственных расходов на чиновников, жилищное строительство, здравоохранение. Главный принцип, введенный новыми тори, - это принцип превосходства частного над государственным, низведение роли государства до уровня «аварийных служб», рассчитанных лишь на тех, кто не может воспользоваться благами частных систем.
Особое место в политической практике Тэтчер заняли культ индивидуализма и свобода предпринимательства, при которых каждый смог бы завести свой бизнес, стать собственником акций предприятий, своего дома, участка земли. Идеал тэтчеризма - общество мелких акционеров и предпринимателей, представляющих мелкий и средний бизнес.
Поставив во главу угла своей политики разгосударствление, Тэтчер во второй срок пребывания у власти переходит в наступление. Осуществлена распродажа акций авиационной, нефтяной, сталелитейной корпораций, автомобильных фирм и др., приватизированы телефонная и телеграфная связь. Резко снижены налоги на мелкий бизнес, и к концу 80-х годов в этой сфере оказалась занята четверть самодеятельного населения.
В результате всех преобразований, включая процесс «распыления» собственности, существенным образом изменилась социальная структура общества. К моменту новых выборов 1987 г. средний уровень доходов в стране возрос по сравнению с 1979 г. примерно на 25%. Производительность труда увеличивалась на 2,5% в год. В собственности 3 млн. владельцев жилья находилось 64% жилого фонда. Численность акционеров выросла с 7,5 до 20%. Сократилась безработица.
Однако вся эта модернизация производства неизбежно выбрасывала на улицу тысячи людей, приводила к жестким столкновениям с профсоюзами. Назревало недовольство политикой Тэтчер, авторитарным стилем ее руководства. Решающим стал вопрос об интеграции Великобритании с Европой. Партия все более четко разделялась на европеистов, ратующих за более тесный союз с Европой, и их оппонентами - евроскептиками, опасавшимися ущемления национального суверенитета. Тэтчер была ближе к последним. Опасаясь раскола партии, премьер-министр сама вышла из игры, уступив место своему «выдвиженцу» Дж.Мейджору.
Т.М. Фадеева.