Научная статья на тему '2003. 01. 035. Состояние и тенденции развития электронной торговли в 2001 г. Rapport sur le commerce electronique et le developpement / conf. Des nu sur le commerce et developpement. N. Y. ; Geneve: nu, 2001. 2001: tendances et Resume. 65 p'

2003. 01. 035. Состояние и тенденции развития электронной торговли в 2001 г. Rapport sur le commerce electronique et le developpement / conf. Des nu sur le commerce et developpement. N. Y. ; Geneve: nu, 2001. 2001: tendances et Resume. 65 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 035. Состояние и тенденции развития электронной торговли в 2001 г. Rapport sur le commerce electronique et le developpement / conf. Des nu sur le commerce et developpement. N. Y. ; Geneve: nu, 2001. 2001: tendances et Resume. 65 p»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

2003.01.035. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В 2001 г.

Rapport sur le commerce electronique et le développement / Conf. des NU sur le commerce et developpement. — N. Y.; Geneve: NU, 2001. - 2001: Tendances et resume. — 65 p.

В докладе, подготовленном для Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), рассматриваются основные тенденции развития новой экономики и ее воздействие на экономику развивающихся стран (РС).

Цифровая революция, отмечают авторы, ничем не отличается от предшествующих технологических революций, повлекших за собой глубокие изменения в экономике. Паровая машина, железная дорога, двигатель внутреннего сгорания и промышленное использование электричества создали целые сектора экономики, новые отрасли промышленности и новые услуги, позволившие предприятиям работать более эффективно. Более высокий уровень производительности, общий рост которой, начинаясь в странах - прародительницах инноваций, растягивался подчас на десятилетия, всегда приводил к повышению уровня жизни.

Анализируя влияние новых коммуникационных и информационных технологий (КИТ) и Интернета на динамику производительности, авторы указывают, что в США, где инвестиции предприятий в КИТ значительно превосходят уровень других стран, годовые темпы роста часовой выработки в несельскохозяйственных отраслях в 1995-2000 гг. составляли 2,5%, что значительно выше, чем в течение двух предшествующих десятилетий (с.6). Широко распространено мнение, что рост производительности в США носит в значительной мере структурный характер и связан с использованием КИТ и Интернета. Однако экономисты по-разному оценивают эти данные,

считая, что до окончания экономического цикла невозможно определить, носит ли ускорение роста производительности структурный или конъюнктурный характер.

Хотя в последнее время в промышленно развитых странах (ПРС) темпы инвестирования в КИТ снизились, есть основания полагать, что в среднесрочном плане КИТ будут способствовать ускорению темпов роста производительности. Во-первых, вероятно дальнейшее снижение стоимости информационного оборудования; во-вторых, большинство предприятий еще не завершили реорганизацию, позволяющую извлечь максимум пользы из Интернета; в-третьих, по мере роста инвестиций в КИТ в ПРС и особенно в РС рост производительности в мировых масштабах ускорится.

Сравнение с другими технологиями, оказавшими в прошлом радикальное воздействие на экономику, показывает, что чрезмерный рост акций интернет-предприятий и их последующее падение, высокий процент «смертности» предприятий новой экономики, представляют явления, характерные для технологических революций. Однако пока рано говорить об изменениях, которые произойдут в экономиках под воздействием КИТ.

В докладе подчеркивается, что новая экономика, основанная на КИТ, обещавшая ускорение безинфляционного экономического роста, стала первой жертвой биржевых кризисов. Большинство обозревателей считают, что они обусловлены слишком большим объемом вложений в интернет-предприятия, вызванным необоснованными надеждами на исчезновение конъюнктурных циклов. Крах уничтожил предприятия, модель которых была нежизнеспособна. При этом авторы считают необходимым рассмотреть роль венчурного капитала в этом процессе, поскольку легкость, с которой предприниматели могли получить доступ к нему, является одним из факторов, объясняющих опережающее развитие новой экономики в США.

По некоторым оценкам, на США приходится 75% мирового рынка венчурного капитала и частных вложений в акции. Доля Великобритании составляет 12%, а Германии и Франции - 3%. (с.8). Обычно лидирующие позиции США в этой области объясняются масштабами институционального финансирования, ликвидностью биржевых рынков, существованием тесных связей между исследовательскими центрами и частным сектором, гибкостью регулирования, заинтересованностью работников в результатах деятельности предприятия и т.д. В других

крупных ПРС ряд этих условий также существует, но в США большую роль на первых этапах сыграла помощь государства и кооперация с университетскими центрами. Американские венчурные фирмы уже в течение многих лет вкладывают средства в новые предприятия и таким образом способствуют росту технических инноваций и их более быстрому коммерческому применению.

Мысль о том, что электронная торговля получит широкое развитие и доминирующее положение на рынке займут первопроходцы, служила рациональной мотивацией венчурных компаний. Однако, спеша завоевать рынок, многие из них финансировали интернет-проекты без реалистичной оценки рисков. В результате новые предприятия росли чрезвычайно быстро, часто значительно быстрее, чем соответствующая инфраструктура или реальный спрос на их товары и услуги. Когда традиционные инвесторы начали беспокоиться из-за отсутствия рентабельности интернет-сектора и спекулятивный пузырь лопнул, венчурные фирмы вынуждены были взять на себя риск сохранения в собственности акций стартовых предприятий, которые в сложившихся условиях рынка перестали пользоваться спросом. Однако венчурные фирмы продолжают вести себя так, как будто единственными виновниками краха являются традиционные инвесторы с их стадным чувством.

Некоторые аналитики, опираясь на традиционные критерии оценки, указывали, что курсы акций предприятий электронной торговли завышены. Их оппоненты же отмечали, что в электронной торговле основой долгосрочного успеха является быстрое завоевание большой доли рынка; для этого нужны значительные инвестиции, отдача от которых возможна только в далеком будущем, но вкладывать средства необходимо сейчас. Прибыли материализуются по мере созревания электронной торговли. Однако многие инвесторы не столь терпеливы. Как только они стали задумываться о виртуальной экономике, почти бесплатные капиталы перестали в нее поступать. Многие интернет-предприятия поняли, что ресурсы, необходимые для финансирования экспансии, способной принести когда-нибудь прибыли, ожидаемые инвесторами, отсутствуют. Порочный круг замкнулся. Некоторые предприятия, успевшие создать солидный имидж и показать значительные доходы, смогли выйти из ситуации, либо создав партнерские отношения с традиционными предприятиями, либо радикально пересмотрев планы экспансии, либо сделав и то и другое. Во

всех случаях цель состояла в получении прибыли в более короткие и ясно определенные сроки.

Сегодня наибольшая опасность состоит в переходе к другой крайности: требованию результатов в нереальные сроки. Ни одно новое предприятие, в каком бы секторе оно ни работало, не может стать рентабельным немедленно. Поэтому проект электронной торговли, основанный на рациональном анализе рынка и предполагающий достижение рентабельности в разумные сроки, так же привлекателен для инвесторов, как и до краха.

Многие интернет-предприятия вышли на рынок еще до того, как их проекты созрели, исходя из принципа, что на быстро развивающемся рынке первые получат большую долю рынка при меньших издержках. На практике многие пионеры Интернета обанкротились или были перекуплены позже появившимися конкурентами, поскольку они недооценили затраты на изменение привычек потребителей, создание новых марок и управление дистрибутивными сетями. Во всех случаях «опоздавшие» при наличии инфраструктуры и марки получили значительные преимущества. Кроме того, они бесплатно воспользовались усилиями пионеров, затраченными на ознакомление потребителей и предприятий с электронной торговлей. Таким образом, интернет-предприятия, так же как и предприятия традиционных отраслей, не могут выходить на рынок без ясного представления о нуждах потребителей и своих возможностях.

Теоретически Интернет предоставляет мелким и средним предприятиям (МСП) новые возможности за счет снижения трансакционных издержек и барьеров на входе, но в этом случае модель предприятия должна быть адаптирована к их конкурентным преимуществам и они не должны просто копировать стратегии крупных предприятий. МСП и предприятиям РС электронная торговля может предложить новые возможности участия в международной торговле. Но, хотя создание сайта в Интернете и открывает окно в мировой рынок, оно не заменяет настоящей экспортной стратегии. Интернет дает МСП возможность использовать новые, более дешевые стратегии, к которым они ранее не имели доступа.

Хотя есть примеры предприятий, с самого начала взимавших плату за свои услуги, многие проекты розничной электронной торговли опирались на принцип бесплатности Интернета. Реклама рассматривалась как единственный источник доходов. Сегодня стало

очевидно, что в большинстве секторов розничной торговли необходимо опираться на другие источники доходов, в частности абонементную плату и взносы.

Многие предприятия, ориентирующиеся на компьютер как на средство доступа в Интернет, забывают о том, что большая часть потенциала электронной торговли приходится не на продажи частному потребителю. Сегодня электронная торговля — это в значительной мере сделки между предприятиями. Поэтому предприятия РС в целях поиска новых рынков и собственного развития должны в первую очередь ориентироваться на другие средства доступа в Интернет, уже сейчас доступные многим людям и предприятиям в РС, в том числе сотовые телефоны. Возможно, что в ПРС мобильная торговля (м-торговля) будет ориентирована на услуги часто передвигающимся потребителям, но в РС м-торговлю можно использовать для сделок между предприятиями.

За исключением некоторых отраслей производства, характеризуемых ростом экономии на масштабах, Интернет имеет тенденцию снижать экономию на масштабах, предлагая новые возможности субподряда и снижая постоянные издержки. Обеспечивая более легкий и дешевый обмен информацией, Интернет способствует созданию действительно мирового рынка в некоторых отраслях, особенно в финансовой сфере, и, следовательно, приближению реальной экономики к теоретической модели совершенной конкуренции (с.16).

Как это ни парадоксально, отрасль, создавшая Интернет, сама находится в процессе монополизации или по крайней мере олигополизации. По отдельным компонентам уровень концентрации, приходящийся на одно предприятие, доходит до 80-90% (например, по оборудованию, координирующему потоки данных) (с.16). Кроме того, наблюдается процесс концентрации в области предоставления услуг, по крайней мере в торговле между предприятиями. По некоторым данным, с марта 1999 г. по март 2001 г. количество предприятий, контролирующих 50% времени, проводимого на линии пользователями Интернета в США, сократилось с 11 до 4. Количество предприятий, контролирующих 60% времени, проводимого в Интернете, снизилось со 160 до 140, т.е. сократилось на 87%. Предприятие, на которое приходится наибольшая доля рынка — «AOL Time Warner Network», контролирует 32% времени, проводимого в Интернете (с.17). Можно предположить, что эти изменения будут воспроизводиться на других рынках, связанных с Интернетом. Наиболее мелкие предприятия должны быть начеку.

Авторы доклада весьма скептически относятся к мнению о том, что Интернет не подчиняется традиционным законам экономики. Это положение служило оправданием нереалистичных курсов акций интернет-предприятий, позволяло многим из них вести себя так, как будто у них есть решающее конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами из традиционных отраслей. На практике законы экономики и конкуренции продолжают действовать. Стимулы прибыльности, финансовое планирование, стратегия продаж и другие функции предприятия сохраняют свое значение. Посредники, устраненные Интернетом, размножились в новых формах. Во многих отраслях предприятия еще не приспособились к новым моделям, им нужно время для интеграции новых КИТ и Интернета в свою повседневную деятельность. Поэтому наибольшую выгоду от электронной торговли получат не чистые интернет-предприятия, а традиционные, интегрировавшие Интернет в свою деятельность. В то же время авторы доклада подчеркивают, что идея о том, что Интернет ничего не меняет, возможно, более опасна для предприятий РС, чем переоценка его роли.

Рассматривая влияние КИТ и Интернета на различные сферы экономики, авторы отмечают, что анализ предприятий сектора новой экономики, переживших кризис, показывает, что с точки зрения развития влияние КИТ связано не столько с самим этим сектором, сколько с изменениями, которые КИТ привносят в функционирование осваивающих их предприятий в соответствующих странах.

Технологические революции всегда оказывали неодинаковое воздействие на разные отрасли экономики. Например, железные дороги способствовали созданию национальных рынков в Европе и США, но не оказали существенного влияния на финансовую сферу. КИТ будут иметь более широкое влияние, так как они находят применение в производстве, распределении и потреблении. В частности, КИТ могут способствовать повышению производитель-ности в сфере услуг. Однако в период их освоения изменения, связанные с КИТ, будут наиболее значительными в ряде отраслей, прежде всего в информационно емких отраслях (финансовые услуги, образование, бухгалтерский учет и т.д.) и в общественном обслуживании. В то же время эти отрасли столкнутся с техническими и юридическими проблемами (обеспечение безопасности, прав интеллектуальной собственности и др.). В других отраслях экономики изменения будут более медленными и в основном связанными со снижением трансакционных издержек.

На каждом конкретном предприятии последствия внедрения КИТ будут прямо пропорциональны организационным изменениям, сопровождающим технологические изменения. Если государства и предприятия РС хотят разработать инвестиционную стратегию оснащения оборудованием для участия в электронной торговле, они не должны забывать о том, что ни компьютеры, ни Интернет не могут сами по себе значительно повысить производительность. Эти последствия возникают лишь при условии использования всех возможностей повышения эффективности торговых операций. Следовательно, электронная торговля может превратиться в фактор развития, только если инвестиции в инфраструктуру, оборудование и человеческий фактор будут сопровождаться глубокой модификацией организации и управления предприятием. Необходимо радикально изменить распределение компетенций и ответственности между общественным и частным секторами. Цифровая экономика отличается более быстрым прохождением и более широким распространением информации, чем в традиционных организациях, что влечет за собой децентрализацию принятия решений. Поэтому работники должны уметь выполнять более широкий круг задач. В РС или странах с переходной экономикой, где глубоко укоренились традиционные концепции авторитета и иерархии, это обстоятельство требует особого учета (с.22).

В целом влияние Интернета на многие отрасли производства в РС будет зависеть не только от глубины структурных преобразований предприятий, но и от связей между информационными и материальными аспектами деятельности предприятия. Так, все усилия по развитию электронной торговли будут напрасны, если поставляемые товары неделями находятся на таможенных складах или не соответствуют нормам качества из-за низкой квалификации рабочей силы и т.д.

Руководители РС и предприятий должны также осознавать, что освоение предприятиями Интернета и связанных с ним технологий зависит от конкурентного окружения, в котором они действуют, и соответственно его трансформировать. В некоторых странах электронная торговля станет защитной реакцией предприятий, теряющих доли рынка. В этом случае наибольшую выгоду получат потребители, так как давление на производителей возрастет. Другие предприятия или отрасли обратятся к электронной торговле, чтобы получить конкурентное преимущество. В этом случае они и получат прибыль. Однако в любой ситуации предприятия должны понять, как Интернет может помочь

повышению качества товаров и услуг, снижению издержек и в конечном итоге созданию добавленной стоимости.

Количественный анализ влияния электронной торговли на мировую экономику проводится Конференцией ООН по торговле и развитию на основе двух сценариев: первый сценарий предполагает, что РС не удастся сократить технологический разрыв с ПРС; второй - что разрыв сокращается. По первому сценарию ПРС получат дополнительный выигрыш (117 млрд. долл. по сравнению с 1997 г.), тогда как РС (кроме азиатских) ожидают колоссальные потери. В то же время Азиатский регион выиграет в основном за счет решения проблем транспорта (с.29). Кроме того, РС столкнутся со снижением заработной платы и ухудшением условий торговли. Таким образом, электронная торговля увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Согласно второму сценарию, РС смогут увеличить свою международную конкурентоспособность, а также объем производства, заработную плату и повысить благосостояние населения. Например, повышение производительности в секторе услуг в Азии на 1% оборачивается ростом благосостояния на 12 млрд. долл., ростом ВВП на 0,4%, повышением заработной платы - на 0,4 и повышением экспорта услуг - на 2-3% (с.30). В этом случае электронная торговля превращается в важный инструмент развития.

Останавливаясь на некоторых конкретных проблемах внедрения КИТ в РС, авторы доклада, в частности, рассматривают условия развития электронного туризма; преимущества электронной торговли между предприятиями и проблемы, которые могут возникнуть у РС при внедрении на этот рынок; правовые вопросы регулирования электронной торговли (защита потребителей, защита данных, признание электронной подписи, налогообложение в киберпространстве и т.д.); организацию расчетов между участниками электронной торговли; проблемы логистики.

В докладе также рассматриваются перспективы развития электронной торговли в десяти наименее развитых странах мира (Бангладеш, Камбоджа, Эфиопия, Мадагаскар, Мозамбик, Непал и т.д.) на основе исследования, проведенного в 2001 г. Электронная торговля может дать наименее развитым странам лучшие шансы для интеграции в систему международной торговли за счет: во-первых, снятия таких препятствий, как высокие транспортные издержки и неэффективность

торговых процедур, ограничивающих конкуренто-способность этих стран; во-вторых, возможностей диверсификации в области предоставления услуг на расстоянии, в которой они обладают преимуществами благодаря низкой стоимости рабочей силы. При этом, хотя большинство этих стран обладает достаточно развитой инфраструктурой для развития электронной торговли, предприятия, предполагающие заниматься этой деятельностью, сталкиваются с проблемами монополизации и регулирования (контроль в сфере торговли, монополия телекоммуникационных фирм, ограничитель-ная торговая практика, запреты на использование интернет-телефона и собственного портала и т.д.).

В заключение авторы доклада рассматривают стратегию Китая в области КИТ, которая воплотилась в ряде крупных проектов (введение электронных денег, информационной сети для внешней торговли и т.д.). Некоторые обозреватели при этом подчеркивали, что их реализация ведет к усилению государственного контроля, мешающего предприятиям и частным лицам использовать Интернет. Тем не менее значительные инвестиции в телекоммуникационные инфраструктуры обеспечили быстрый рост отраслей, связанных с новыми КИТ. По официальным данным, в 2000 г. обеспеченность телефонами домашних хозяйств составила 20,1% в целом по стране и 39% — в городах. В настоящее время Китай занимает второе место в мире по общей мощности телефонной сети, тогда как в 80-е годы он был на 17-м месте. Общая длина оптико-волоконных сетей составляет 1,25 млн. км. Хотя сейчас в стране насчитывается только 30 млн. компьютеров, их годовое производство составляет 8,6 млн. штук (с.61). Следовательно, можно ожидать более высокой степени обеспеченности компьютерами в ближайшие годы.

Несмотря на широкое развитие инфраструктуры, электронная торговля в Китае остается в зачаточном состоянии, но вызывает повышенный интерес. Количество пользователей Интернета удваивается каждые шесть месяцев. В январе 2001 г. насчитывалось 22,5 млн. пользователей и 8,92 млн. компьютеров, связанных с Интернетом. По официальным данным, в марте 2000 г. в Китае насчитывалось 300 поставщиков услуг Интернета и 1000 порталов, 800 сайтов интернет-магазинов, 100 сайтов аукционных продаж, 180 сайтов дистанционного обучения и 20 сайтов медицинских консультаций. В 2000 г. объем сделок между предприятиями составлял 9,29 млрд. долл., тогда как объемы

сделок с частными лицами были незначительны (47,17 млн. долл.). На электронную торговлю приходится лишь 0,97% ВВП (с.62). По мнению авторов доклада, обязательства, взятые на себя Китаем при вступлении в ВТО, будут стимулировать рост электронной торговли. Согласно их оценкам, несмотря на технические и экономические препятствия, рост числа пользователей Интернета продолжится. По мере интегрирования Интернета в деятельность китайских предприятий и более широкого знакомства с ним пользователей возрастет и спрос на услуги доступа высокого качества. Чтобы удовлетворить потребителей, необходимо предоставить частному сектору более широкие возможности, чем в прошлом. Сочетание деятельности частного сектора, государства и иностранных инвесторов, ориентированных на КИТ, позволит Китаю превратиться в одного из ключевых участников рынка электронной торговли, подобно тому как ранее он смог стать одним из главных участников международной традиционной торговли.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.