Научная статья на тему '2002. 04. 040. Телон Ф. Размышления о новой эконо-мике. Teulon F. reflexions sur la nouvelle Economie // Futuribles. P. , 2001. №262. P. 2536'

2002. 04. 040. Телон Ф. Размышления о новой эконо-мике. Teulon F. reflexions sur la nouvelle Economie // Futuribles. P. , 2001. №262. P. 2536 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ИНФОРМАТИКИ / ЦИКЛЫ (ЭКОН.) / "НОВАЯ ЭКОНОМИКА" / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 040. Телон Ф. Размышления о новой эконо-мике. Teulon F. reflexions sur la nouvelle Economie // Futuribles. P. , 2001. №262. P. 2536»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2002.04.040. ТЕЛОН Ф. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОЙ ЭКОНО-МИКЕ. TEULON F. Reflexions sur la nouvelle economie // Futuribles. - P., 2001. -№ 262. - P.25-36.

Французский специалист, разделяя определение новой эконо-мики как глобальной, имеющей дело с нематериальными объектами

(интеллектуальной продукцией и информацией), и взаимосвязанной экономики, рассматривает ее особенности. Автор отмечает, что расширение возможностей обработки информации обусловлено

увеличением скорости передачи данных, мощности компьютеров, стандартизацией оборудования и снижения его стоимости. Все это, а также распространение цифрового кодирования и изобретение языков HTML и HTTP привело в конечном счете к созданию сети сетей — Интернета.

Фактически новая экономика прежде всего является новой американской экономикой, поскольку США стали не только

родоначальником волны инноваций, но и сумели сохранить технологическое опережение по отношению к другим странам. Этому способствовала сильная организационная культура и новые способы финансирования, в частности венчурный капитал. Однако по мере подключения к сети европейских и азиатских домохозяйств новая экономика становится все менее американской. Во всем мире

представители молодых поколений создают новую виртуальную культуру, побуждающую индивидов к интенсификации контактов для расширения сетей. Почти во всех странах предприятия вынуждены приспосабливать свои организационные структуры к потокам информации и развивать друг с другом виртуальные отношения.

Темпы роста новой экономики свидетельствуют о наступлении третьей промышленной революции, которую можно анализировать с помощью длинных циклов Н.Кондратьева и инноваций, описанных Й.Шумпетером. Согласно теории Кондратьева, экономическое развитие происходит циклически с амплитудой в 50 лет (каждый цикл включает две фазы - процветания и депрессии), а технические инновации и появление новых зон развития ускоряют мировой рост через довольно регулярные промежутки времени. Шумпетер показал, что развитие общества зависит от его способности реализовать инновации и осуществить «созидательное разрушение», затраги-вающее

материальный капитал в вещественной форме, знания и производственные процессы. Он также уточнил условия расширения инвестиций и противодействия тенденции сокращения прибылей, характерной для конкурентных рынков.

Анализ Р.Солоу, а затем Р.Гордона породил определенные сомнения относительно реальности роста производительности благо-даря использованию новых коммуникационных и информационных технологий (КИТ). На практике между появлением и эффективным применением инноваций экономическими агентами существует определенный лаг, поэтому рост производительности несколько запаздывает. Однако высокие темпы роста производительности, регистрируемые в настоящее время (особенно со второй половины 1999 г.), позволяют с достаточной определенностью говорить о технологической революции. США вот-вот преодолеют известный парадокс Солоу, но это не означает полного переворота в производстве богатства. По мнению автора, ускорение технического прогресса и рост производительности в большей мере связаны с экономикой нововведений (в плане используемой техники или услуг, предлагаемых потребителю), чем с новой экономикой.

В этой связи автор задается вопросом, не устарели ли экономические законы. В сетевой информатике отмечены явления, известные как закон Моора (президент компании «Интел») и закон Меткалфа (основатель компании 3СОМ). Первый утверждает, что мощность микропроцессоров удваивается каждые 18 месяцев, в то время как их цена падает; второй гласит, что стоимость сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей. Экономический анализ этих законов свидетельствует о том, что в основе закона Моора лежит динамика инноваций и экономия на масштабе, а закона Меткалфа — «эффект

клуба»: чем больше пользователей какого-либо блага, тем оно нужнее.

Таким образом, делает вывод автор, хотя технологии меняются, экономические законы остаются. Процве-тание страны как вчера, так и сегодня зависит от соответствия предложения и спроса на рынках, экономической политики и международной обстановки. К информации применимы обычные категории экономической науки: производство, экономия на масштабе, конкуренция, спрос, предложение и экстерналии. Поскольку новые способы потребления и коммуникаций совершенно не исключают прежних способов функционирования, следует опасаться сторонников технократических утопий, видящих в Интернете тотальный разрыв с прошлым.

Исходя из этого, автор отмечает, что рост американской экономики объясняется традиционными экономическими факто-рами: ростом инвестиций, реструктуризацией, сокращением издер-жек производства. Американские предприятия достигли огромного прогресса в операционной эффективности за счет таких факторов, как высвобождение избыточной рабочей силы, специализация и кооперация производства, повышение качества и ускорение вывода продукции на рынок, интеграция новых технологий. В то же время федеральные власти снизили бюджетный дефицит, провели политику дерегулирования, прежде всего в отраслях финансов, воздушного транспорта, электроэнергетики.

Останавливаясь на проблеме изменений, происходящих в экономике промышленно развитых стран (ПРС), автор отмечает, что «гуру е-экономики» настаивают на возникновении новых явлений, способных подвергнуть сомнению либо традиционное функционирование экономик ПРС, либо экономические законы. Действи-тельно, новые технологии породили десятки тысяч стартовых предприятий и сделали возможным появление созвездий предпри-ятий,

ориентированных на определенный проект и управляемых на расстоянии. Однако, подчеркивает автор, высокотехнологичные отрасли подчиняются тем же законам, что и традиционные. Между компаниями развернулось соревнование за достижение критического размера для получения значительной экономии на масштабе. Введение евро ускорило этот процесс и усилило тенденцию к росту. Все это не позволяет говорить об ослаблении или дезинтеграции крупных предприятий, поскольку КИТ дают большую экономию на масштабе. Чтобы выжить, стартовые фирмы вынуждены расти или сливаться.

Новые виды деятельности (производство программного обеспечения, микропроцессоров) опираются на рост производительности. Издержки производства почти не зависят от объема произведенного продукта, новая экономика функционирует на базе постоянных издержек (предельные издержки производства близки к нулю). В этой ситуации преимущества получают технически передовые пред-приятия или предприятия, первыми вышедшие на рынок. Доминирующими рыночными структурами становятся олигополия, монополия или монополистическая конкуренция.

Бесплатность е-экономики связана с природой продаваемых услуг: информация является благом, которым можно пользоваться, не разрушая его; программу можно копировать бесчисленное количество раз; знанием могут обладать все агенты и его можно уступить, не лишая знания того, кто его передал. Однако концепция бесплатности е-экономики хороша как маркетинговый прием, но не имеет смысла с финансовой точки зрения. Хотя информация может распространяться бесконечно (стоимость ее воспроизводства почти равна нулю), она должна постоянно обновляться, а следовательно, модель бесплатности заходит в тупик.

В новой экономике ключевая роль отводится правам Интеллектуальной или промышленной собственности, но их можно «воровать» с помощью самих же КИТ. Поэтому как традиционные, так и высокотехнологичные предприятия борются против мошен-ничества и стремятся к обеспечению рентабельности инвестиций, предлагая своим клиентам платные услуги, получая вознаграждение, в частности, за рекламу.

В отличие от предшествующих промышленных революций, преимущества от которых получали государства или регионы, обладающие природными ресурсами, современная промышленная революция использует знания и информацию, т.е. ресурсы, не зависящие от географических координат. Теоретически новые технологии «снимают» принуждения локализации. На практике локализация некоторых видов деятельности (например. в Силико-новой долине) объясняется возможностью развивать рациональный капитал за счет синергии и необходимостью устанавливать отношения доверия, которые трудно поддерживать в виртуальном мире. Возможности переговоров по электронной почте или видеоконференций ограничены. Участники переговоров хотят видеть друг друга, пожимать друг другу руки и т. д. Поэтому территориальный фактор с появлением Интернета не исчезает.

Наряду с этим нет ни малейшего сомнения в сохранении экономических циклов, и практика это подтверждает.

В заключение автор отмечает, что пример США свидетель-ствует о том, что новая экономика функционирует так же, как и старая: технический прогресс, способствующий экономическому росту, поддерживается политикой дерегулирования рынков и снижения налогов.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.