Научная статья на тему '2003. 01. 014. Мартиндейл К. Колебания и аналогии: Томас Юнг, гениальный ученый. Martindale C. oscillations and analogies: Thomas young, MD, FRS, genius // Amer. Psychologist. Wash. , 2001. Vol. 56, № 4. P. 342345'

2003. 01. 014. Мартиндейл К. Колебания и аналогии: Томас Юнг, гениальный ученый. Martindale C. oscillations and analogies: Thomas young, MD, FRS, genius // Amer. Psychologist. Wash. , 2001. Vol. 56, № 4. P. 342345 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА ИСТОРИЯ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА / СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЯ / ЮНГ Т
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Виноградова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 014. Мартиндейл К. Колебания и аналогии: Томас Юнг, гениальный ученый. Martindale C. oscillations and analogies: Thomas young, MD, FRS, genius // Amer. Psychologist. Wash. , 2001. Vol. 56, № 4. P. 342345»

2003.01.014. МАРТИНДЕЙЛ К. КОЛЕБАНИЯ И АНАЛОГИИ: ТОМАС ЮНГ, ГЕНИАЛЬНЫЙ УЧЕНЫЙ

MARTINDALE C. Oscillations and analogies: Thomas Young, MD, FRS, genius // Amer. psychologist. - Wash., 2001. - Vol. 56, № 4. - P. 342345.

Английский естествоиспытатель Томас Юнг, по словам автора -американского психолога, «один из величайших гениев, когда-либо живших на земле» (с.342). Тем не менее большинство людей никогда о нем не слышали, хотя в свое время он был очень известен. Он внес существенный вклад в развитие самых разных областей науки (физику, психологию, медицину, лингвистику и пр.), но именно это и сыграло с ним злую шутку.

Он стал основателем волновой теории света, сформулировал принцип интерференции, ввел модуль упругости, носящий его имя, изобрел спектрографию и был автором ряда других открытий в области физики. Юнг объяснил аккомодацию глаза, разработал теорию цветового зрения, которая до сих пор имеет хождение в психологии. Он первым предложил классификацию заболеваний и выдвинул теорию циркуляции крови. Юнгу, а не французскому историку Ж.Ф. Шампольону удалось расшифровать древнееги-петские иероглифы. Его перу принадлежат труды по океанографии, акустике, астрономии, зоологии. И это лишь неполный перечень его достижений. Тем не менее существуют лишь четыре биографических исследования, посвященных Юнгу.

Почему же, когда речь заходит о творческих гениях, в первую очередь вспоминают не его, а Эйнштейна или Ньютона? Он был настолько блестящим ученым, что его открытия опережали свое время. Поэтому многие его работы были забыты и лишь позднее переоткрыты вновь. Если такие честные ученые, как Г. Л. Гельмгольц и О.Ж. Френель, в этих случаях отдавали приоритет Юнгу, то Шампольон поступил иначе, приписав весь успех себе. Юнг допустил некоторые ошибки при расшифровке древнеегипетских иероглифов, тем не менее Шампольон не добился бы успеха без его работы. Кроме того, Юнг, занимавшийся столь разными областями знания, стал жертвой растущей специализации в науке. Представители одной дисциплины чаще всего не знают о его достижениях в других областях, а если и знают, то не в состоянии оценить их значимость.

В качестве показателя творческого вклада ученого часто используют число опубликованных им работ. Юнг стал автором

примерно 80 публикаций - относительно низкая цифра для научного гения. Однако, как напоминает автор, следует читать публикации, а не только их подсчитывать. Книга Юнга «Курс лекций по натуральной философии и ремеслам» (1807), по словам авторов, - «одна из самых поразительных книг в истории науки» (с.343). В ней детально представлены все физические науки и описан ряд новых, оригинальных открытий. Как писал знаменитый французский физик Д.Ф. Араго, такое ощущение, что она была написана целой академией наук, а не одним человеком.

Еще один показатель творческого вклада ученого - это та оценка, которую дают ему его коллеги. При жизни Юнга, когда наука была менее специализированной, его коллеги-ученые однозначно видели в нем гения. В 1827 г. он стал одним из восьми иностранных членов Французской академии наук. Он был избран членом Лондонского королевского общества в возрасте 21 года и работал в качестве его секретаря с 1802 г. до своей смерти в 1829 г. Если бы Юнг захотел, он легко был бы избран президентом Лондонского королевского общества в 1827 г.

Говоря о Юнге, немецкий физик, биофизик и физиолог Гельмгольц в 1873 г. отмечал: «Он обладал очень острым умом, но, к сожалению, слишком опережал своих современников. Они смотрели на него с восхищением, но не могли уследить за его смелыми построениями, и, таким образом, множество его наиболее важных мыслей оказались на долгое время похороненными и забытыми в "Трудах Лондонского королевского общества"...» (цит. по: с.343). Очень высоко оценивал Юнга один из основателей квантовой физики Р.Ф. Фейнман, и прежде всего его демонстрационный опыт по наблюдению интерференции света (1802), который стал классическим. Фейнман неоднократно повторял, что если человек полностью поймет смысл этого эксперимента Юнга, тогда он поймет квантовую механику. Если считать Гельмгольца и Фейнмана коллегами, способными выносить суждения, в таком случае Юнг, безусловно, может быть отнесен к категории гениальных ученых.

Как утверждается в психологических исследованиях, гений - это сочетание определенного набора черт. Наиболее важными из них принято считать: умение мыслить аналогиями; высокий интеллект; способность много и напряженно трудиться; широкие интересы; любовь к новому и неприязнь к традиционным идеям и догмам; и, наконец, высокую самооценку. Есть все основания говорить, что Т. Юнг обладал всеми этими качествами.

Юнг в своих научных изысканиях с успехом использовал аналогии. В своей волновой теории света он воспользовался аналогией со звуком. Толчком для его эксперимента по изучению интерференции света явно послужила модель морского прилива, когда волны усиливают и гасят друг друга. Его систематизация заболеваний задумывалась под очевидным влиянием классификации растений К. Линнея.

Высокий интеллект выступает в качестве необходимого, хотя и не достаточного условия для креативности. Используя метод К.М.Кокс (1926), автор попытался ретроспективно оценить уровень интеллекта Юнга. С ранних лет Юнг обнаруживал необыкновенные способности и феноменальную память. В два года он научился бегло читать, к четырем годам дважды перечитал Библию. Он начал изучать латынь в шесть лет. К 14 годам познакомился с дифференциальным исчислением, самосто-ятельно выучил много языков (греческий, латынь, французский, итальянский, арабский и пр.), освоил базовый курс физики. На основе этих и других фактов автор оценивает КИ Юнга в 200, что соответствует уровню тех гениев, которых изучала Кокс.

Как писал Т. Эдисон, «гений - это 1% вдохновения и 99% усердия» (цит. по: с.344). Мало кто из исследователей оспаривает это утверждение. Для того чтобы стать гением, надо трудиться по 16 часов в сутки без выходных и отпусков. На протяжении всей своей жизни Юнг только и делал, что работал. За день до смерти он занимался составлением словаря древнеегипетских иероглифов. На слова друга, что это, возможно, последний день его жизни, Юнг ответил: «Я никогда не хотел, чтобы обо мне можно было сказать, что я хотя бы один день в своей жизни провел в безделье» (с.344).

В том, что Юнг обладал широким кругом интересов, сомневаться не приходится. Его публикации свидетельствуют о том, что он увлекался практически всеми научными направлениями.

Если человек боится нового и стремится к сохранению статус-кво, очевидно, что он вряд ли способен к выдвижению новых и творческих идей. В 1800 г., когда И. Ньютон фактически был превращен в божество, и даже его случайные замечания рассматривались в качестве точно установленных фактов, Юнг подверг критике его корпускулярную теорию. Предложенная им взамен волновая теория света и подкрепляющие ее эксперименты имели революционное значение. Однако и эта теория, и экспери-менты были подвергнуты массированной критике, осмеяны и проигнорированы всем научным истеблишментом.

Лишь спустя 15 лет, когда Френель переоткрыл принцип интерференции Юнга и другие его находки, волновая теория постепенно начала получать признание.

Новые и смелые идеи, как правило, вызывают ожесточенное сопротивление. Поэтому ученому необходимо иметь очень высокую самооценку, чтобы верить, что он прав, а весь остальной мир - нет. Тот, кто в 17 лет без колебаний объяснял профессорам Кембриджа, как следует переводить древнегреческую поэзию, должен иметь высокую самооценку. Об уверенности Юнга в себе свидетельствует и тот факт, что он посмел выступить против ньютоновской физики в период ее абсолютной власти.

Совершенно очевидно, что Юнг был гением, о чем свидетельствуют его открытия и особенности его личности и мышления. Как отмечал Гельмгольц (1873), он родился слишком рано, чтобы его идеи получили адекватную оценку. Его гений остался незамеченным в наше сверхспециализированное время (с.344).

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.