Научная статья на тему '99. 02. 016. Михалко М. Стратегии мышления, которыми пользуются гении, от Аристотеля и Леонардо до Эйнштейна и Эдисона. Michalko M. Thinkinq like a genius: eight strategies by supercreative, from Aristotle and Leonardo to Einstein and Edison // Futurist. - Wash. , 1998. - Vol. 32, n 4. - P. 21-25'

99. 02. 016. Михалко М. Стратегии мышления, которыми пользуются гении, от Аристотеля и Леонардо до Эйнштейна и Эдисона. Michalko M. Thinkinq like a genius: eight strategies by supercreative, from Aristotle and Leonardo to Einstein and Edison // Futurist. - Wash. , 1998. - Vol. 32, n 4. - P. 21-25 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 016. Михалко М. Стратегии мышления, которыми пользуются гении, от Аристотеля и Леонардо до Эйнштейна и Эдисона. Michalko M. Thinkinq like a genius: eight strategies by supercreative, from Aristotle and Leonardo to Einstein and Edison // Futurist. - Wash. , 1998. - Vol. 32, n 4. - P. 21-25»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

кулярный компилятор, он должен синтезировать набор нанотрубок, соответствующий задаче, т.е. скомпилировать в среде машину, способную решить задачу.

Т. В. Виноградова

99.02.016. МИХАЛКО М. СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ГЕНИИ, ОТ АРИСТОТЕЛЯ И ЛЕОНАРДО ДО ЭЙНШТЕЙНА И ЭДИСОНА.

MICHALKO М. Thinkinq like a genius: eight strategies by supercreative, from Aristotle and Leonardo to Einstein and Edison // Futurist. - Wash., 1998.-Vol.32, N4,-P.21-25.

"Как гении приходят к своим идеям и открытиям? Что общего между стилями мышления Эйнштейна, Эдисона, Дарвина, Галилея или Фрейда?" - таковы вопросы, которые интересуют американского специалиста в области психологии творчества (с.21).

Первые попытки понять феномен гениальности осуществлялись путем статистического анализа различных факторов, как "будто горы разрозненных данных могут хоть чем-то в этом помочь" (с.21). Так, в своем исследовании гениальности, проведенном в 1905 г., Х.Эллис (Ellis) пришел к заключению, что большинство тех, кого принято считать гениями, родились от отцов старше 35 лет и матерей моложе 25 лет, кроме того, в детстве они часто болели. В другом исследовании было установлено, что многие выдающиеся люди остались холостяками (как, например, Декарт), у других не было отца (как у Ньютона) или матери (как у Дарвина). Однако совершенно очевидно, что множество людей подпадают под любую из этих категорий, но лишь единицы из них каким-либо образом проявили себя.

Другим широко развиваемым направлением в изучении этого феномена стали поиски корреляций КИ и последующими творческими достижениями. Однако и эти попытки в конечном итоге потерпели неудачу. Например, оказалось, что вполне посредственные ученые имели КИ выше, чем знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Р.Фейнман, чей КИ не дотягивал до 122, что считалось пороговым показателем для определения одаренности. Гениаль-

ность, как оказалось, состоит не в том, чтобы по результатам тестирования когнитивных способностей получать высокие показатели, или иметь высокий КИ, или в семь лет знать 14 языков. После острых дебатов, инициированных в 60-е годы Дж.Гилфордом, который настаивал на необходимости изучения собственно творческих способностей, психологи в большинстве своем согласились, что творческая одаренность - это вовсе не то же самое, что высокий интеллект.

В изучении креативности большое внимание, по словам автора, отводится сопоставлению особенностей продуктивного и репродуктивного мышления. Большинство из нас мыслит репродуктивно, т.е. мы ищем решение новой задачи, опираясь на опыт решения сходных проблем в прошлом. Анализируя свой прежний опыт, мы выбираем наиболее перспективный с нашей точки зрения подход, отсекая, все прочие, самонадеянно веря в правильность собственного выбора.

Совсем иной, продуктивный стиль мышления характерен для творчески одаренных людей. Решая стоящею перед ними задача, они не ограничиваются единственным подходом, почерпнутым из прошлого опыта, но пытаются дать ответ на вопросы: "Под какими различными углами зрения на нее можно взглянуть? Какими иными способами она может быть решена?" Поэтому они склонны давать много разных ответов, некоторые из которых оказываются необычными и даже уникальными.

Для продуктивного стиля мышления характерно генерирование максимального числа альтернативных подходов и, что не менее важно, стремление проверить иные способы решения проблемы, даже после того как удалось отыскать наиболее перспективные. Так, когда Эйнштейна спросили, в чем различие между ним и средним человеком, он ответил примерно следующее: "Если Вы попросите обычного человека найти иголку в стоге сена, он прекратит поиски сразу же после того, как ему удастся ее найти. Я же, напротив, переворошу весь стог, пытаясь отыскать все иголки, которые возможно там спрятаны" (с.22). Фейнман также видел секрет своего успеха в своей способности абстрагироваться от того, как ученые в прошлом

справлялись с подобными проблемами, и изобретать новые способы ее решения.

Для репродуктивного мышления, напротив, характерны ригидность и косность, даже в восприятии чужих идей. Так, опора на прошлый опыт и традиции помешала представителям швейцарской часовой промышленности увидеть будущее за электронными часами, изобретенными здесь же в Швейцарии и представленными в 1968 г. на Всемирном конгрессе производителей часов. Новое изобретение было ими единодушно отвергнуто. В отличие от этого, представителям японской фирмы "Сэйко", не обремененным столь глубокими традициями и не искавшими опоры в своем прошлом опыте, хватило лишь одного взгляда на новое изобретение, чтобы понять, что за ним будущее часовой промышленности.

Еще один пример репродуктивного мышления автор заимствовал из воспоминаний Дарвина. Когда Дарвин вернулся в Англию после посещения Галапагосских островов, он попросил профессиональных зоологов, в том числе известного эксперта в этой области Джона Гоулда (Gould), провести идентификацию привезенных им образцов птиц. Среди них было несколько экземпляров вьюрков, отловленных Дарвином на разных островах. Гоулд внимательно осмотрел каждый экземпляр - вся информация была перед ним, но он не смог сделать из нее должного вывода. Гоулд полагал, что все животные, птицы и растения неизменны и существуют с момента сотворения их Богом, следовательно, птицы одного вида, хотя и живущие в разных регионах, должны быть идентичными. Ему не могло прийти в голову связать наблюдаемые различия в представленных Дарвином экземплярах вьюрков с местом их расселения. Гоулд пришел к выводу, что демонстрируемые образцы столь заметно отличаются друг от друга, что они должны представлять собой самостоятельные виды. Мысля стандартными и привычными категориями, Гоулд прошел мимо классического примера эволюции видов, вошедшего впоследствии во все учебники.

Можно провести аналогию, по мнению автора, между гениальностью и биологической эволюцией, поскольку первая также предполагает генерирование непредсказуемого разнообразия альтер-

натив. Из этого многообразия уже интеллект выбирает и сохраняет наиболее перспективные идеи с точки зрения их дальнейшего развития и разработки. Поэтому важнейшим направлением в изучении творческой одаренности, по мысли автора, следует считать анализ тех способов и средств, которыми пользуются выдающиеся мыслители позволяющие им выдвигать огромное разнообразие новых оригинальных идей. Изучая записные книжки, корреспонденцию, беседы и работы великих мыслителей, психологам удалось выделить специфические стратегии мышления, или стили, которыми пользуются гении. Автор кратко описывает некоторые из них.

1. Гении рассматривают проблемы с разных точек зрения. Присвоение статуса гения часто становится следствием открытия новой перспективы в изучении уже известных явлений. Теория относительности Эйнштейна по сути своей, как считает автор, представляет собой описание взаимодействия между ранее незамечаемыми перспективами восприятия уже известной проблемы. Метод психоанализа был изобретен Фрейдом для того, чтобы иметь возможность выявлять те детали психической жизни, которые не вписывались в традиционные взгляды, а в результате это привело к кардинальному изменению в представлениях о человеке. Творческое решение проблемы требует отказа от первоначального подхода, опирающегося на прошлый опыт, и переосмысления проблемы. "Не останавливаясь на одной точке зрения или подходе, гении не только решают уже сформулированные проблемы, но обнаруживают и ставят принципиально новые" (с.24).

2. Гении обладают развитыми способностями к визуализации своих идей и представлений. Вспышка творческой активности в эпоху Возрождения, по мнению автора, была теснейшим образом связана с перекодированием и превращением накопленного обширного знания в рисунки, графики и диаграммы, примером чему могут служить известные диаграммы да Винчи и Галилея. Галилей внес революционный вклад в науку, сделав свои идеи графически "видимыми", тогда как его современники использовали лишь принятые на тот момент математические и вербальные подходы.

Гениев, как полагает автор, отличают не столько выдающиеся вербальные способности, сколько необыкновенно развитое пространственное и образное мышление, которое обеспечивает гибкость в репрезентации информации. Как известно, необычайно развитым образным мышлением обладал Эйнштейн, который, по его собственному признанию, мыслил скорее в терминах зрительных и пространственных образов, чем в чисто математических или вербальных символах. Как считал Эйнштейн, "слова и цифры, неважно были ли они написаны или произнесены, не играли значимой роли в его мыслительных процессах" (с.24).

3. Гениев отличает высокая продуктивность. Например, Томас Эдисон стал обладателем 1093 патентов на изобретения, что до сих пор остается абсолютным рекордом. Столь высокою продуктивность он обеспечивал тем, что определял для себя и своих помощников "нормы на идеи". Его собственная норма составляла: одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно более крупное изобретение каждые шесть месяцев. Автор приводит и другие примеры. Так, наибольшую известность Эйнштейн получил благодаря своей статье по специальной теории относительности, в то же время им было написано 248 других работ. В своем исследовании 2036 ученых, получивших известность в течение последних 400 лет, Д.Саймонтон (Бтог^оп) обнаружил, что они были авторами не только блестящих работ, но создавали и достаточно много мусора. Таким образом, количество в данном случае сложило необходимым условием качества.

4. Гении создают новые комбинации. В своей книге "Научный гений", вышедшей в 1985 г., Саймонтон высказал предположение, что гении создают больше новых комбинаций, чем просто талантливые ученые. Подобно ребенку, играющему с кубиками, гении как на сознательном, так и на бессознательном уровнях постоянно строят из идей, образов и мыслей различные комбинации.

В качестве примера автор приводит знаменитое уравнение Эйнштейна Е = тс2. Эйнштейн не изобретал понятий энергии, массы или скорости света. Скорее путем комбинирования этих концепций иным, новым образом он смог посмотреть на привычный мир, доступный любому, и увидеть в нем нечто иное. Законы наследственно-

сти, на которые опирается современная генетика, были открыты Г.Менделем, который связал между собой математику и биологию и тем самым создал новую науку.

5. Гении способны устанавливать связь между, казалось бы, взаимоисключающими явлениями. Если говорить о том, что в наибольшей степени отличает гениев от простых смертных, так это умение соединять несоединимое, позволяющее увидеть, то, что для остальных остается скрытым. Так, Леонардо да Винчи установил связь между звуком, издаваемым колокольчиком, и теми кругами, которые образует камень, брошенный в воду. Это позволило ему высказать предположение, что звук распространяется в форме волны. В 1865 г. Ф.А.Кекуле удалось открыть циклическую структурную формулу бензола благодаря тому, что во сне увидел змею, кусающую свой хвост. С.Морзе оказался в тупике, пытаясь понять, как создать телеграфный сигнал достаточной мощности, чтобы он мог быть передан с одного берега на другой. Однажды он увидел, как на почтовой станции происходила смена лошадей, и связал эту ситуацию с той проблемой, которая занимала его. Решение было найдено.

6. Гении способны мыслить в противоположных категориях. Физик и философ Давид Бом считал, что гении способны одновременно обдумывать взаимоисключающие идеи, поскольку они в состоянии противостоять амбивалентности и дискомфорту, возникающим в такой ситуации. Именно на эту особенность, характерную для большого числа гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Эдисона и Пастера и др., обращает внимание известный исследователь творческих процессов А.Ротенберг (Rothenberg) в своей книге "Творческий процесс в искусстве, науке и других областях", вышедшей в 1990 г. Физик Нильс Бор верил, что если вам удастся связать противоположные феномены в единую картину, то ваш разум сможет переместиться на другой более высокий уровень понимания. Способность Бора вообразить свет одновременно и как частицу, и как волну привело его к открытию принципа комплементарности.

7. Гений мыслит с помощью метафор. Аристотель считал умение использовать метафоры признаком гения. Он считал, что человек, который способен увидеть сходство между двумя разными об-

ластями бытия и связать их воедино, обладает особым даром. А.Г.Белл сравнил внутреннюю работу уха с колеблющимся куском стальной мембраны - и ему пришел в голову принцип работы телефона. Эйнштейн выводил и в дальнейшем объяснял многие из своих абстрактных принципов по аналогии с ситуациями, заимствованными из повседневной жизни: например, плавание в лодке или наблюдение за поездом, стоя на платформе.

8. Гении готовят себя к тому, чтобы не пропустить шанс сделать открытие. Обычно, когда мы пытаемся достичь некоего результата и терпим неудачу, максимум на что мы способны - это задаться вопросом: почему мы потерпели неудачу. Однако чтобы суметь воспользоваться шансом совершить открытие, необходимо задуматься над другим вопросом: какие действия собственно были нами совершены. Ответ на этот вопрос новым неожиданным образом представляет собой основополагающий творческий акт. Это не просто удача, это творческое озарение высшего порядка (с.25).

В 1928 г. А.Флеминг, занимаясь исследованиями стафилококков, заметил, что бактериальные культуры, случайно оставленные лаборантом на воздухе, покрылись плесенью. В дальнейших экспериментах он заметил, что в местах, куда проникла плесень, культуры стафилококка погибли. Флеминг не был первым врачом, который экспериментировал с бактериальными культурами и соответственно он не мог быть первым, кто заметил плесень, появляющуюся на культурах, оставленных на воздухе. Менее подготовленный исследователь прошел бы мимо этого, казалось бы, иррелевантного события. Флеминг же счел его "интересным" и задумался над его потенциальным значением. Это "интересное" наблюдение привело к открытию пенициллина. Творческий гений не ждет подарка от судьбы, напротив, он активно ищет способы воспользоваться возможностями, предоставленным случаем.

Талантливые ученые и изобретатели, как отмечает автор в заключение, знают, не только как пользоваться этими стратегиями, но и передают свой опыт ученикам. Так, в своем известном исследовании Х.Цукерман обнаружила, что шесть учеников Нобелевской лауреата Э.Ферми также стали лауреатами Нобелевской премии, по че-

тыре ученика, получивших Нобелевскую премию, имели Э.Лоуренс и Н.Бор. Дж.Томсон и Э.Розерфорд в общей сложности подготовили 17 ученых, получивших впоследствии Нобелевскую премию. Исходя из этого, автор делает вывод, что ученые не только сами были творчески одаренными людьми, но и смогли научить других творческим стратегиям решения научных проблем. Испытуемые Цукерманн подтвердили, что ученые, оказавшие на них наибольшее влияние, прежде всего научили их различным стилям и стратегиям мышления, а не тому, никакими проблемами им следует работать.

Т. В. Виноградова

99.02.017. СЕГРЕ М. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ В "ДЕЛЕ ГАЛИЛЕЯ" УДАЛОСЬ ПОСТАВИТЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ? SEGRE М. Light on the Galileo ease? // Isis. - Philadelphia, 1997. -Vol.88, N3.-P.484-504.

В двух недавних и очень важных речах Папа Иоанн Павел II, пишет немецкий автор, много внимания уделил истории церковного суда над Галилеем, с тем чтобы, по его словам, "рассеять все еще достаточно распространенные предубеждения, препятствующие гармоническому сосуществованию науки и религии" (цит. по: с.484).

В 1632 г. вышел труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой", в котором ученый отстаивал гелиоцентрическую систему Коперника. Римская инквизиция немедленно обвинила Галилея в ереси, и в 1633 г. состоялся суд, решением которого Галилей был объявлен "узником святой инквизиции", а на "Диалог" был наложен запрет. Таким образом, полагает автор, римская инквизиция надеялась положить конец семидесятилетнему спору о статусе коперниканской гелиоцентрической системы. Вынесение приговора стало кульминационным моментом более глубокого и важного спора, касавшегося отношений между религией и наукой, а еще точнее - между католицизмом и наукой Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.