Научная статья на тему '2002. 04. 045. Чи Цинлинь. Поиски новых прорывов в китайско-российской приграничной торговле. Чжун э бяньяцзин МаОИ сюньцю синь тупо //Дунбэй луньтань. Цзилинь, 2001. -- №3. -- С. 34-38. -- кит. Яз'

2002. 04. 045. Чи Цинлинь. Поиски новых прорывов в китайско-российской приграничной торговле. Чжун э бяньяцзин МаОИ сюньцю синь тупо //Дунбэй луньтань. Цзилинь, 2001. -- №3. -- С. 34-38. -- кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР-РФ / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КНР-РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 045. Чи Цинлинь. Поиски новых прорывов в китайско-российской приграничной торговле. Чжун э бяньяцзин МаОИ сюньцю синь тупо //Дунбэй луньтань. Цзилинь, 2001. -- №3. -- С. 34-38. -- кит. Яз»

Экономика

2002.04.045. ЧИ ЦИНЛИНЬ. ПОИСКИ НОВЫХ ПРОРЫВОВ В КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.

Чжун э бяньяцзин маои сюньцю синь тупо //Дунбэй луньтань. -Цзилинь, 2001. -- №3. -- С.34-38. -- Кит. яз.

Автор (Институт экономики АОН КНР) пишет, что челночная торговля между Китаем и Россией включает в себя два компонента: покупку товаров российскими бизнесменами-туристами и непосредственную негосударственную продажу китайскими торговцами. Эта торговля возникла и развивается в условиях экономического кризиса в России, ухудшившегося торгового климата и торговых паспортных ограничений. Эта форма торговли благодаря согласию правительств двух стран и активному содействию властей приграничных районов после 1996 г. развивается очень быстро, став главной формой экспорта в Россию в рамках приграничной торговли.

В настоящее время в двусторонней торговле растет отрицательное сальдо Китая, и какое-то время трудно ожидать прорыва в экспортной торговле на наличные, поэтому туристические закупки стали новой точкой роста экспорта в Россию. Скорейшее совершенствование и разработка механизма управления такой торговлей является залогом здорового развития и повышения общего уровня двусторонних торгово-экономических связей между КНР и Россией.

После распада СССР торгово-экономические связи между Китаем и Россией развивались быстро, хотя и неустойчиво. Однако приграничная торговля благодаря туристическим закупкам и продаже постепенно набирала темпы и удельный вес приграничной торговли в общем товарообороте рос год от года. Например, в провинции Хэйлунцзян в 1996 г. приграничная торговля составила 700 млн. долл., т.е. 10,2% объема общей двусторонней торговли, а в 1999 г. - 1,64 млрд. долл. или 28,7% общей торговли. Объем челночного экспорта в 1996 г. равнялся 195 млн. долл., а в 1999 г. 604 млн. долл. с перспективами дальнейшего увеличения. При этом в приграничной торговле провинции Хэйлунцзян ситуация складывалась с растущим положительным для провинции сальдо. Это прямо связано с быстрым развитием челночной торговли.

В 1983-1993 гг. торговля между Китаем и Россией велась в основном путем бартера. В 1993 г. 80% всей торговли осуществлялась путем бартерных сделок между местными торговыми компаниями и российскими предприятиями в условиях, когда оба государства испытывали дефицит твердой валюты, когда между ними существовала

сильная товарная взаимодополняемость при явном несоответствии между спросом и предложением. Эта форма торговли отвечала потребностям экономического положения и играла важную роль в восстановлении и развитии торговли между двумя странами.

Начиная со второй половины 1993 г., торговля между КНР и Россией сократилась. В 1994 г. торговля и приграничная торговля по сравнению с 1993 г. уменьшилась соответственно на 34% и 41%, в том числе экспорт в Россию на 41,3% и 48,5%. Вместе с тем потенциал развития торговли и экономики двух стран был весьма значительным, как оставались весьма широкими и перспективы торговоэкономического сотрудничества. Разные производственные структуры порождали сильную экономическую взаимодополняемость. Дефицитные на российском рынке одежда, обувь, посуда и другие товары широкого потребления в массовом порядке производились в Китае. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Сибири существовала сильная зависимость от китайских продовольственных товаров. В Китае же ощущалась большая потребность в российском лесе, целлюлозе, химудобрениях, сырье для химической промышленности, черных и цветных металлах.

Когда экономика России переживала громадные трудности, а условия торговли ухудшились, нормальную торговлю на наличные развертывать было очень трудно. Именно тогда и возникла челночная торговля между приграничными районами.

Спрос обрел торговый механизм. С 1995 г. российская экономика переживала продолжительный спад, потребительских товаров в стране систематически не хватало, что еще более осложняло ситуацию на Дальнем Востоке и в Сибири. Возник серьезный дефицит. Кредитование предприятий было затруднено, нормальный импорт сталкивался с трудностями, цены на потребительские товары взлетели вверх. В таких условиях жители Дальнего Востока и Сибири стихийно начали использовать туризм в Китай для закупки товаров и последующей их продажи в России. Китайские торговцы, отправляясь в Россию для развертывания бизнеса, попутно брали с собой товары для реализации на российском рынке. На китайско-российских пограничных пропускных пунктах сразу возникла горячка от наплыва челноков. По мере ускорения внешней открытости китайских погранрайонов постепенно росло количество торговых районов для взаимного рыночного обмена, разрешенных правительством, упрощались и ускорялись экспортно-импортные процедуры. Функции этих районов постоянно расширялись -наряду с закупками и продажами там стала проводиться заготовка, упаковка, транспортировка товаров, а также финансовое и

информационное обслуживание и ряд других операций. Эта стихийная форма торговли постепенно стала крупномасштабной и устоявшейся формой приграничного экспорта, используемой как китайскими, так и российскими бизнесменами. В настоящее время туристическая форма торговых закупок и продаж стала главной формой приграничной экспортной торговли Китая. Ее возникновение и развитие являются продуктом специфических экономических условий в КНР и России.

Данная форма торговли, именуемая также народной торговлей, заключается в том, что китайские и российские бизнесмены с помощью туристических процедур пересекают границу для заготовки и реализации товаров. Для россиян - это закупка товаров в течение 3-4 дней в городах "туризма", для китайцев - это реализация товаров "туризма". Для тех и других при наличии коммерческих паспортов и при визовых ограничениях, транспортное обслуживание осуществляется Китайско-российской объединенной международной транспортной компанией, которая ответственна также за таможенные операции и прохождение товаров в контрольных учреждениях, а также за доставку товаров на место назначения. Россияне оплачивают товар в основном американскими долларами, рублями и китайскими юанями (последние два по существующему рыночному курсу). Китайцы с помощью упомянутой транспортной компании доставляют товары в места назначения в Россию в течение 4-30 дней туристического тура. Эта форма торговли отличается быстротой оборота средств, простотой оформления сделок, немногочисленностью посреднических звеньев, низкой себестоимостью заключения сделок, гибкостью рыночной реакции, низкими рисками.

В 1995-1999 гг. объем экспорта в рамках народной торговли составил 10 млрд. долл. В настоящее время на границе между КНР и Россией на протяжении 4300 км открыты почти 30 пунктов пропуска, и практически на всех них действует соглашение о туризме и осуществляются туристические закупки.

Среди основных проблем, существующих в челночной торговле, автор отмечает следующие:

а) Фальсифицированные низкокачественные товары, попав на российский рынок, серьезно повлияли на престиж изделий Китая в России и не только значительно снижают объемы их реализации, но и создают очень большие препятствия для возобновления их поставок.

б) Экспортные товары этой формы торговли в процессе транспортировки подвергаются налогообложению, исходя из объема и веса товаров, что увеличивает трудности их статистического учета. Это

приводит к тому, что экспортная статистика китайско-российской приграничной торговли значительно меньше фактического объема.

в) Такая форма торговли не благоприятствует активному экспорту в Россию продукции лучших китайских фирм, что приводит к поставкам в основном товаров среднего и низкого качества. В результате это негативно отражается на стратегии долгосрочного развития китайско-российской торговли.

Согласно китайской статистике, в 1992-1999 г. дефицит КНР в торговле с Россией составил 17,5 млрд. долл. Объем же экспорта в туристической форме, по неофициальной статистике, в 1995-1999 г. превысит 10 млрд. долл.

Что касается качества экспортных товаров, то необходимо не только работать над новыми формами контроля, но и в еще большей мере использовать юридические и экономические меры в борьбе против производителей фальсифицированных товаров.

Российский рынок нуждается в китайских товарах, и китайцам там есть простор для бизнеса, учитывая в особенности обширность рынка и низкие доходы массового покупателя. "Нам следует на основе закрепления за собой этой категории, продвигаться к потребителю с высокими доходами. Ключевым звеном является изменение взгляда на этот рынок". "Мы должны ясно себе представлять, что с тех пор, как к власти пришел Путин, в российской экономике появились признаки расцвета и по мере поворота ситуации к лучшему наряду с ростом потребительского спроса повышаются и требования к качеству. Это обязывает нас с новым мышлением подходить к изучению приграничной торговли с Россией. Это также подталкивает нас к тому, чтобы мы не теряли времени и энергично осваивали российский рынок. Нам нужно самыми быстрыми темпами совершенствовать и стандартизировать механизм управления приграничной туристической торговлей, чтобы эта почти стопроцентно конкурентная форма свободной торговли получила простор для еще большего развития.

В.Н. Барышников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.