Научная статья на тему '2002. 04. 026-027. Динамика экономики Африки по оценкам МВФ. 2002. 04. 026. Fischer S. , hernandez-cata E. , Khan M. S. Africa: is this the turning point? Wash. : IMF, 1998 24 p. (IMF paper on policy analysis & assessment;) -- bibliogr. : p. 20-21. 2002. 04. 027. Le gall F. , Nsouli S. M. The new International binancial architecture and Africa. Wash. : IMF, 2001. 32 p. (IMF working paper) bibliogr. : p. 30-32'

2002. 04. 026-027. Динамика экономики Африки по оценкам МВФ. 2002. 04. 026. Fischer S. , hernandez-cata E. , Khan M. S. Africa: is this the turning point? Wash. : IMF, 1998 24 p. (IMF paper on policy analysis & assessment;) -- bibliogr. : p. 20-21. 2002. 04. 027. Le gall F. , Nsouli S. M. The new International binancial architecture and Africa. Wash. : IMF, 2001. 32 p. (IMF working paper) bibliogr. : p. 30-32 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 026-027. Динамика экономики Африки по оценкам МВФ. 2002. 04. 026. Fischer S. , hernandez-cata E. , Khan M. S. Africa: is this the turning point? Wash. : IMF, 1998 24 p. (IMF paper on policy analysis & assessment;) -- bibliogr. : p. 20-21. 2002. 04. 027. Le gall F. , Nsouli S. M. The new International binancial architecture and Africa. Wash. : IMF, 2001. 32 p. (IMF working paper) bibliogr. : p. 30-32»

2002.04.026-027. ДИНАМИКА ЭКОНОМИКИ АФРИКИ ПО ОЦЕНКАМ МВФ.

2002.04.026. FISCHER S., HERNANDEZ-CATA E., KHAN M.S. Africa: is this the turning point? - Wash.: IMF, 1998 - 24 p. (IMF paper on policy analysis & assessment;) -- Bibliogr.: P.20-21.

2002.04.027. LE GALL F., NSOULI S.M. The new international binancial architecture and Africa. - Wash.: IMF, 2001. - 32 p. (IMF working paper) - Bibliogr.: p. 30-32.

С. Фишер, Э. Эрнандес-Ката и М.С. Хан (эксперты Международного валютного фонда) (026) указывают на благоприятные экономические показатели развития Африки южнее Сахары в 1995-1997 гг. 1. Реальный прирост ВВП в эти годы составил в среднем 4,5% в год против 1,5% в 1990-1994 гг., душевой прирост ВВП -- почти 1,5%, в то время как в первую половину 90-х годов он сокращался на 2% в год. 2. Ежегодная инфляция снизилась с 44% в 1994 г. до 13% в 1997 г. 3. Бюджетный дефицит сократился с 9% ВВП в 1992 г. до 4,5% ВВП в 1997 г. 4. Дефицит текущих платежей сократился с 6% до 4% ВВП (026, с.1-2). Эти успехи авторы связывают прежде всего с позитивными изменениями экономической политики стран региона, поскольку внешние факторы (условия торговли, иностранная помощь и другие) в эти годы ухудшились.

Во многих африканских странах в 90-е годы проведены важные структурные реформы: упразднен или либерализован контроль над внутренними ценами; демонтированы некоторые неэффективные государственные монополии; большое число госпредприятий приватизировано; во многих странах отменены нетарифные барьеры во внешней торговле и снижены импортные пошлины; установлены единые свободные обменные курсы национальных валют; в 31 из 45 стран региона отменены ограничения на платежи и трансферты по текущим международным сделкам; в большинстве стран отменен прямой контроль над банковскими кредитами и установлены рыночные процентные ставки (026, с.3).

Позитивное влияние на экономическую ситуацию африканских стран зоны франка оказала проведенная в 1994 г. девальвация африканского франка.

Однако, экономическая ситуация в регионе остается трудной: душевой доход по-прежнему низкий, нищета глубока, и повсеместно велика внешняя задолженность и, что особенно важно, сохраняются

низкие (по сравнению с другими регионами мира) уровни капитализации и инвестиций. Кроме того, регион по-прежнему малопривлекателен для частных иностранных инвестиций.

Сформулированный в заглавии вопрос, находится ли Африка на поворотном пункте своего экономического развития, авторы разбивают на два: 1)изменились ли внешние условия, влияющие на формирование политики африканских стран, и 2) могут ли быть сохранены и упрочены благоприятные тенденции экономического развития региона?

Ответ на первый вопрос положителен по двум причинам: 1) объем официальной внешней помощи, от которой в большой степени зависят большинство африканских государств, в последние годы неуклонно сокращается; 2) глобализация мировой экономики ускоряется, поэтому Африка должна решить, активно включаться в этот процесс или безнадежно отстать.

Сокращение внешней официальной помощи с 13,9 млрд. долларов в 1990 г. до 10,7 млрд. в 1996 г., вызванное как ее низкой эффективностью, так и бюджетными трудностями в странах-донорах, требует существенной переориентации экономической политики африканских стран. «Чтобы поднять жизненные стандарты, необходимо прилагать усилия по привлечению внутренних и внешних частных инвестиций и повышению производительности капитала и труда» (026, с.6).

Глобализация побуждает африканские правительства заняться решением четырех важнейших проблем, сдерживающих приток частных капиталов и ухудшающих инвестиционный климат.

1. Стоимость сделок в Африке очень высока по многим причинам, среди которых выделяются а) высокие транспортные издержки из-за монополизации морских, воздушных и железнодорожных линий, слабого развития транспортной сети и ненадежности его функционирования, что заставляет фирмы делать сверхнормативные запасы; б) плохое функционирование судебной системы, в) повышенные информационные издержки из-за слабого развития и ненадежности местных телекоммуникационных систем; г) специальные государственные службы (например, санитарная инспекция и сертификация) очень дороги и низкого качества.

2. Производительность частного капитала в африканских странах снижается из-за слабого развития инфраструктуры и неадекватного человеческого капитала.

3. Сохранение существенных барьеров на пути развития внешней торговли. Объявленный план установления единого внешнего тарифа для

стран, входящих в Валютный и экономический союз Западной Африки, -шаг в правильном направлении, так как он не только будет способствовать росту внутриафриканской торговли, но также приведет к упрощению и либерализации внешних тарифов.

4. Коррупция во всех звеньях административного и судебного аппарата.

Решение указанных проблем позволит создать более благоприятный инвестиционный климат, привлечь новые капиталы. Пока же по доле инвестиций в ВВП и их общему объему Африка существенно уступает другим регионам мира. В 1995 -1997 гг. доля инвестиций в ВВП Африки южнее Сахары составляла 16,9%, в то время как в странах Азии (исключая Японию) 33,2% (026, с.24).

Высокие экономические и политические риски, являются серьезным препятствием на пути притока частных иностранных капиталов. В 1991-1997 гг. из общего объема прямых иностранных инвестиций в 470 млрд. долларов на долю Африки южнее Сахары пришлось всего 0,5% (23 млрд. долларов) (026, с. 16).

Увеличение инвестиций - важнейшая задача африканских экономик. С этой целью необходимо не только сохранить устойчивость макроэкономических показателей, но существенно улучшить всю систему управления, чтобы снизить политические и экономические риски. Наряду с этим авторы рекомендуют ряд мер для повышения производительности капитала и труда. 1. Дальнейшая либерализация торговли. 2. Приватизация, темпы которой еще отстают от других регионов мира. 3. Реформа гражданской службы. Необходимо сократить занятость в государственном секторе и численность государственного аппарата и рационализировать зарплату государственных служащих. 4. Реформа банковской системы путем модернизации регулирования и усиления контроля, а также развития конкуренции. 5. Либерализация сельскохозяйственного сектора. 6. Улучшение рынка труда. В частности, необходимо уменьшить структурную безработицу. «Это трудный и длинный путь, но его следует пройти, если Африка хочет избежать маргинализации и развить свой огромный потенциал» (026, с.19).

Франсуаза Ле-Голль и Салех М. Нсули (сотрудники Института МВФ) (027) отмечают позитивную динамику макроэкономических показателей развития Африки южнее Сахары в последние годы (19952000 гг.) (см. таблицу).

Макроэкономические показатели Африки южнее Сахары, 19822000 гг.

1982- 1991- 1995- 1 20

91 гг. 94 98 999 00

В В В оц

среднем среднем среднем енка

Реальный рост 2,0 0,5 3,7 2 3,

ВВП, в % ,1 3

Реальный -1,0 -2,0 1,2

душевой рост ВВП, в - 0,

% 22,9 54,8 26,2 0,4 7

Инфляция,

в % - 11,8 11,8 1 16

Капитализация 4,9 ,1

в частном секторе,

в % ВВП -6,8 -8,1 -4,8 1 11

Баланс 1,4 ,0

госсектора (исключая

гранты), в % ВВП - 50,9 51,2

Внешний - -

государственный 4,8 2,4

долг, - 151,1 169,0

в % ВВП

Внешний 5 51

государственный - 96,6 99,4 3,9 ,0

долг,

в млрд. 1987 1990 1993

долларов г. г. г. 1 16

Условия 74,7 8,4

торговли 46,6 47,7 49,7

(1990=100) 04,2 1 10 4,2

Доля

населения, имеющего 1 19

доход менее 1 996 г. 98

доллара в день, в % 8,5 4 (оценка) 46 ,3

Источник: IMF. Policies for faster growth and poverty reduction on Sub-Saharan Africa and the role of the IMF. - Washington. - 2000; World development report, 2000/2001. Attacking poverty. - Washington, World Bank, 2000.

Однако, несмотря на заметное улучшение макроэкономической ситуации, связанное (как считают авторы), с реализацией предложенных МВФ и Мировым банком программ структурных реформ, она остается хрупкой и неустойчивой. Темпы экономического роста существенно ниже тех, которые необходимы для сокращения бедности (027, с. 9, 2829). Ее масштабы на протяжении последних 20 лет сохраняются, как свидетельствуют данные таблицы, на неизменном уровне, охватывая почти половину населения Африки южнее Сахары. Поэтому необходимы еще длительные усилия международных финансовых институтов по оздоровлению и реформированию экономики и финансов африканских стран.

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.