Научная статья на тему '2002. 04. 003. Малакофф Д. Государственный бюджет науки США на 2002 г. Malakoff D. Biomedicine gets record raise as Congress sets 2000 spending // Science. Wash. , 2002. Vol. 295, №5552. P. 24-25'

2002. 04. 003. Малакофф Д. Государственный бюджет науки США на 2002 г. Malakoff D. Biomedicine gets record raise as Congress sets 2000 spending // Science. Wash. , 2002. Vol. 295, №5552. P. 24-25 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ США / ИР ФИНАНСИРОВАНИЕ США / ИР ВОЕННЫЕ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 003. Малакофф Д. Государственный бюджет науки США на 2002 г. Malakoff D. Biomedicine gets record raise as Congress sets 2000 spending // Science. Wash. , 2002. Vol. 295, №5552. P. 24-25»

2002.04.003. МАЛАКОФФ Д. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НАУКИ США НА 2002 г.

MALAKOFF D. Biomedicine gets record raise as Congress sets 2000 spending // Science. - Wash., 2002. - Vol.295, №5552. - P.24-25.

В статье комментируются данные о финансировании науки США, предусмотренном федеральным бюджетом на 2002 г.

"Все хорошо, что хорошо кончается. Сложное путешествие проекта бюджета по "ухабистым дорогам" комитетов и подкомитетов конгресса завершилось в декабре 2001 г. вполне благополучно, причем ассигнования на биомедицинские исследования оказались в итоге рекордными, да и суммы, выделенные на многие другие отрасли фундаментальной науки, значительно выросли по сравнению с предыдущим годом" (с.24). Основные показатели бюджета представлены в таблице.

Таблица. Основные статьи федерального бюджета науки США на 2002 г.

(млн. долл.)

Министерства и ведомства 2001 г. 2002 г. в %

1. Национальные институты здоровья 20358 23355 14,7

Институт биомедицинской томографии 2 112 5500,0

2. Национальный научный фонд 4416 4789 8,4

Исследования 3343 3598 7,6

Образование 786 875 11,3

3. Министерство обороны 1317 1389 5,5

БАКРА* 500 519 3,8

4. Министерство энергетики управление науки 3180 3233 1,7

физика высоких энергий 712 716 0,6

Биология/окружающая среда 483 527 9,1

Фундаментальная наука 992 1004 1,2

5. НАСА 14253 14800 3,8

Космическая станция 2625 2849 8,5

Науки о Земле 1716 1573 -8,3

Биология/физика 379 714 88,4

6. Национальный институт стандартов и технологий 597 629 5,4

Программа разработки прогрессивных технологий 145 185 27,6

7. Агентство охраны окружающей среды 695 698 0,4

8. Министерство сельского хозяйства Исследовательская служба 967 1068 10,4

*

Новый институт.

** DARPA - Defence advanced research programms Agency - Агентство прогрессивных оборонных исследовательских программ.

*** Т-\ »-»

Включая передачу данных с космическом станции.

Проект бюджета, представленный президентом в конгресс, был гораздо менее щедрым, чем окончательный вариант. Расходы на многие отрасли исследований, кроме биомедицинских, в проекте предлагалось не увеличивать, а сокращать. Однако парламентарии с этими предложениями но согласились и практически по всем статьям заметно добавили средств по сравнению с ассигнованиями предыдущего года. В общем и целом государственные расходы на исследования (разработки сюда не входят) в 2002 фин. г., начинающемся с 1 октября, вырастут примерно до 100 млрд., что на 6% больше года предыдущего. По словам одного из сотрудников аппарата палаты представителей, конгрессмены, рассматривая расходы на науку в бюджетах ведомств (единого бюджета науки не рассматривается, его для справки составляет Главное ревизионное управление на основании отдельных бюджетов министерств и ведомств. - Реф.), вели себя "как покупатели в супермаркете накануне Рождества". Наибольшее внимание и наибольшую щедрость парламентарии проявили к биомедицинским исследованиям и к оборонным программам.

Биомедицина. Национальные институты здоровья (НИЗ) четвертый год подряд получают самую большую прибавку по сравнению с другими ведомствами - 3 млрд. долл., или 15% в сравнении с 2001 г. Белый дом запрашивал на 200 млн. меньше. В следующем году намечается дальнейший рост ассигнований до 27 млрд. долл., так что бюджет НИЗ удваивается каждые 5 лет. Двадцать основных институтов, входящих в НИЗ, в том числе институты онкологии, кардиологии и эндокринологии, каждый получил прибавку в размере 12-15%. НИЗ может выдать в 2002 ф.г. на 900 грантов больше, чем раньше. К тому же вступает в строй с годовым бюджетом в 112 млн. долл. новый исследовательский центр - Институт биомедицинской

томографии (Biomedical imaging). На 10% (до 110 млн.) увеличиваются средства, которые НИЗ может потратить на строительство и оборудование своих лабораторий при университетах. Показательно, что палата представителей отвергла принятое сенатом решение, обязывающее НИЗ профинансировать исследования болезни Паркинсона и методов ее лечения в объеме 143 млн. долл. Тут дело принципа. Федерация американских обществ экспериментальной биологии (Federation of american societies for experimental biology) и другие общественные группы опротестовали директиву Сената как противоречащую традициям НИЗ распределять деньги в соответствии с заявками, получившими наилучшие оценки при рецензировании (peerreview), независимо от того, к какой области исследований заявка относится. Палата представителей отвергла также предложение понизить суммы, которые грантодержатели могут тратить на зарплату, поскольку такое решение может оттолкнуть наиболее квалифицированных специалистов. В бюджете НИЗ есть две статьи, ему не подотчетные. Во-первых, 300 млн. долл. предназначены на управленческие расходы министерства здравоохранения, курирующему НИЗ. Во-вторых, 100 млн. долл. - на программу борьбы со СПИДом, малярией и туберкулезом, в которой НИЗ участвует только как один из исполнителей. При всех обстоятельствах НИЗ по объемам работ остается самой крупной в мире организацией, выполняющей биомедицинские исследования.

Оборонные исследования. В бюджете министерства обороны, насчитывающем 318 млрд. долл., на фундаментальную науку выделено 1,4 млрд., на 100 млн. больше, чем запрашивало правительство, и на 5,5% больше прошлогоднего. Еще 519 млн. ассигновано Агентству прогрессивных проектов, которое финансирует пионерные рисковые разработки в университетах и других исследовательских центрах страны (Агентство "вскормило" первые компьютеры, первые компьютерные сети, винтовку М16, беспилотные самолеты-разведчики, "умное" оружие и множество

других подобных проектов - Реф.). Примерно половина работ университетских ученых в области математики, технических дисциплин и компьютерных наук выполняется на деньги, предоставляемые Пентагоном. Конгресс также не принял предложение правительства сократить почти на 150 млн. расходы министерства энергетики на обеспечение безопасности хранения ядерных материалов в РФ и на гранты российским ученым-ядерщикам, дабы они не имели дел с такими "враждебными" странами, как Иран, Ирак, Ливия. Наконец, и НИЗ выиграет от увеличения научного бюджета министерства обороны: Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний получает от военных 85 млн. долл. на исследования, связанные с угрозой биотерроризма, и 70 млн. долл. на строительство и оснащение секретной лаборатории исследования опасных патогенов. По существу речь идет о работах с микробами, которые потенциально являются биологическим оружием. Парламентариям еще предстоит окончательно отработать формулировки относящихся к этим исследованиям статей бюджета, чтобы не подводить их (исследования) под излишне строгие меры секретности.

Одна из особенностей бюджета на 2002 г. - это беспрецедентно большое количество "маркировок" (earmarks - дословно - клейма, тавро), т.е. выделения определенных сумм, так сказать, "отдельной строкой". Больше всего таких "строк" в бюджете Национального института стандартов и технологии. Каждый конгрессмен и сенатор старается, чтобы штату, от которого он избран, были выделены деньги на расширение существующих и создание новых научно-исследовательских организаций. Отчасти благодаря этому общий бюджет Института вырос на 13%, до 629 млн. долл., а бюджет курируемой им Программы прогрессивных технологий - на 27%, до 185 млн. Однако ассигнования на собственно исследовательские работы увеличились всего на 3%.

Администрация Буша младшего предупреждает, что на следующий, 2003 г., в связи с трудностями экономики и растущими нуждами военных и служб безопасности дальнейшего роста бюджета науки ожидать не следует. Резко отрицательно относится правительство и к "маркировкам". Буш даже заявил, что, если их будет много, он воспользуется своим правом вето. Но, как правило, споры администрации президента и конгресса по вопросам бюджета заканчиваются победой парламентариев.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.