Научная статья на тему '2002. 02. 017. Кенжегузин М. Б. , Гайсина С. Н. , Мкртчян З. Д. Система жизнеобеспечения населения: факторы социальной и региональной дифференциации/ М-во образования и науки Респ. Казахстан. Ин-т экономики Алматы, 2000. 30 с'

2002. 02. 017. Кенжегузин М. Б. , Гайсина С. Н. , Мкртчян З. Д. Система жизнеобеспечения населения: факторы социальной и региональной дифференциации/ М-во образования и науки Респ. Казахстан. Ин-т экономики Алматы, 2000. 30 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЕ КАЗАХСТАН / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАН / КАЗАХСТАН ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ / ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ КАЗАХСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 017. Кенжегузин М. Б. , Гайсина С. Н. , Мкртчян З. Д. Система жизнеобеспечения населения: факторы социальной и региональной дифференциации/ М-во образования и науки Респ. Казахстан. Ин-т экономики Алматы, 2000. 30 с»

2002.02.017. КЕНЖЕГУЗИН М.Б., ГАЙСИНА С.Н., МКРТЧЯН З.Д. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ/ М-во образования и науки Респ. Казахстан. Ин-т экономики - Алматы, 2000. - 30 с.

Сотрудники Института экономики Казахстана называют главными негативными социальными последствиями реформ расширение масштабов бедности и социально-экономическое расслоение общества. В число бедных, наряду с традиционными социально-уязвимыми категориями населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи), все чаще попадают безработные (на начало 2000 г. по статистике 4,4% трудоспособных) (с.4) и работники с низкой зарплатой (прежде всего, в сельском хозяйстве и бюджетной сфере).

Особенно тяжелое положение в деревне, где удельный вес сельского населения со средним доходом до 3 тыс. тенге, обеспечивающим 85% минимальной продовольственной корзины, достиг в начале 2000 г. 80%, тогда как в городе таких семей 39% (с.5-6). Кроме того, в деревне худшая структура расходов на питание: хлебопродукты - 35%, мясопродукты - 16 и молокопродукты - 4%, в городе соответственно 23, 28 и 12% (с.6).

Авторы призывают осуществлять специальные программы по борьбе с бедностью, включающие создание новых рабочих мест, усиление государственного регулирования доходов путем изменения шкалы налогообложения в сторону увеличения ставки на сверхвысокие доходы (не ниже 45%) и осуществления денежной и натуральной помощи нуждающимся. При этом следует учитывать различия между областями.

За 1990-1998 гг. фактическое потребление мясопродуктов снизилось в целом по республике на 26 кг, а в Акмолинской области - на 40 кг, в Атырауской и Карагандинской - на 38 кг; потребление молока сократилось по республике в 1,5 раза, а в Карагандинской, Кызылординской и Мангистауской областях - на 63% (с. 12-13). Сходное положение со снижением потребления яиц. В результате при обследовании во втором квартале 1999 г. рациона питания семей по содержанию животного белка выяснилось, что в низкодоходной группе (до 1 тыс. тенге на душу населения) он составил в день 20,4 г, от 2 тыс. до 3 тыс. тенге - 23,0 г, от 3 тыс. до 4 тыс. тенге - 26 г, от 6 тыс. тенге и более - 32 г (с.14). Иначе говоря, при минимальной норме в 30 г даже в высокодоходной группе потребление животного белка остается низким. Недостаток животного

51

2002.02.017

белка частично восполняется растительными белками - основу питания составляют хлебопродукты. Общее содержание белка (растительного и животного происхождения) в среднедушевом рационе питания населения составило, по официальным данным, в 1998 г. по республике 56,1 г, в том числе в городе 48,8 г, в деревне - 63,7 г, или 56-70% от необходимого объема (с.14).

Потребление картофеля в ряде областей превышает минимальные нормы, а по овощам и бахчевым культурам приближается к ним, поскольку их производство сосредоточено в личных хозяйствах. Минимальный уровень потребления фруктов в республике никогда не достигался (за исключением Южно-Казахстанской области), а за 19901998 гг. он упал с 23 кг до 6,6 кг на душу населения, что составляет 19% минимальной нормы (с.16). Невысокое потребление плодово-ягодной продукции компенсируется повышенным потреблением сахара и кондитерских изделий (в 1998 г. 116% минимальной нормы) (с.18), что является негативной тенденцией.

Видимость равновесия рынка продовольствия создается низким уровнем потребления из-за падения платежеспособного спроса населения. Хотя расходы на питание являются основной статьей трат семьи, они не обеспечивают полноценного рациона.

По результатам обследования во втором квартале 1999 г. «в семьях с низким уровнем среднедушевого денежного дохода потреблялось хлебопродуктов в 1,4 раза меньше, чем в семьях с высоким доходом, мяса - в 2,3 раза, картофеля и яиц - в 1,7 раз, сахара и кондитерских изделий -в 1,8 раза меньше. Несмотря на различия в нижнем и верхнем уровнях потребления почти всех продуктов питания, ни в одной из обследуемых групп не была достигнута необходимая энергетическая ценность» (с .19).

Авторы предлагают комплекс мер государственного регулирования, включающий создание региональных фондов продовольствия, сельскохозяйственные региональные программы, льготные кредиты под них, введение гарантированных цен.

Серьезные ухудшения за годы реформ произошли в социальной сфере. В 1990-1998 гг. число больничных коек в расчете на 10 тыс. человек снизилось на 46%; численность учащихся в общеобразовательных школах - на 3, в средних специальных заведениях - на 43%. Несколько иное положение в вузах - их количество увеличилось в 2,6 раза, но число студентов не выросло (с.23-24). Для поддержания здравоохра-

нения и образования необходима устойчивость государственного финансирования.

В 1996 г. правительством было принято решение о поэтапном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оплата которых не должна превышать 30% доходов семьи. Авторы же предлагают снизить этот показатель до 15-20% (с.27) и оказывать социальную поддержку низкодоходным группам, строить для них дешевое государственное жилье.

С.И.Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.