Научная статья на тему '2002. 01. 024. Трансильванский вопрос. Венгеро-румынский территориальный спор и СССР. 19401946 гг. : документы Рос. Архивов. М. : РОСПЭН, 2000. 456 с'

2002. 01. 024. Трансильванский вопрос. Венгеро-румынский территориальный спор и СССР. 19401946 гг. : документы Рос. Архивов. М. : РОСПЭН, 2000. 456 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ - ВЕНГРИЯ - РУМЫНИЯ / ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ ВОПРОС / СССР - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - 1939-1945 / РУМЫНИЯ - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - 1939-1945 / ВЕНГРИЯ - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - 1939-1945
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эман И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 024. Трансильванский вопрос. Венгеро-румынский территориальный спор и СССР. 19401946 гг. : документы Рос. Архивов. М. : РОСПЭН, 2000. 456 с»

2002.01.024. ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ ВОПРОС. ВЕНГЕРО-РУМЫНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР И СССР. 1940-1946 гг.: Документы рос. архивов. - М.: РОСПЭН, 2000. - 456 с.

Введение к публикации написано сотрудниками Института славяноведения РАН д.и.н. Т.М.Исламовым и к.и.н. Т.М.Покивай-ловой.

Когда в ХУТ-ХУП вв. просвещенную Европу потрясали религиозные конфликты, пишут составители, в Трансильванском княжестве - где испокон веков проживали различные народы: румыны, мадьяры, саксы и швабы, - царил образцовый конфессиональный мир. Отравляющий жизнь полиэтничного края национальный вопрос появился практически в XIX в. и возник вместе с появлением элементов национализма и национальных амбиций.

Впервые большая кровь на национальной почве в Трансильвании пролилась во время Венгерской революции 1848-1849 гг., когда национальным лидерам трансильванских румын удалось поднять крестьян на вооруженное восстание против революционной Венгрии. Устойчивый характер, однако, румыно-венгерский межнациональный конфликт приобрел лишь после того, как возникшее в результате объединения в 1859 г. княжеств Молдавия и Валахия молодое Румынское государство окрепло настолько, что предъявило свои претензии на Трансильванию. По-настоящему же предметом международно-политических комбинаций она стала в канун Первой мировой войны, когда враждующие между собой два блока держав лихорадочно искали себе союзников и шла бойкая торговля чужими землями. Именно великие державы превратили Трансильванию в разменную монету в своей большой игре за передел уже поделенного мира. В этом торге принимала участие и Россия.

Яблоком раздора между Румынией и Венгрией Трансильвания стала потому, что решения Версальской мирной конференции, удовлетворившие одну сторону, т.е. Румынию, полностью проигнорировали даже самые минимальные законные интересы другой стороны, потерпевшей в войне поражение, - Венгрии, да к тому же имевшей несчастье быть на 133 дня советской республикой, «красной Венгрией». Венгрия лишилась двух третей своей территории. Самый весомый кусок «венгерского пирога», однако, достался Румынии, в пределах которой и оказалось наибольшее по численности мадьярское меньшинство. Бывшая «господствующая нация» оказалась в положении дискриминируемого, ущемленного в правах и собственности «нацменьшинства».

Таким образом, Трианонский мирный договор, подписанный в Большом Трианонском дворце под Версалем в 1920 г. и ратифицированный Венгрией, заложил бомбу замедленного действия под здание так называемого «мирного урегулирования» в восточной части континента. И она сработала спустя всего два десятилетия. Жертвой ее в 1940 г. оказалась Румыния, территориальные притязания к которой имела, помимо Венгрии и СССР, южная соседка Болгария, добивавшаяся возвращения отторгнутой у нее Южной Добруджи. Перспектива потери Бессарабии и экономически и цивилизационно более развитой, чем Валахия и Молдавия, Трансильвании не только объективно, но и субъективно, в плане воздействия на национальную чувствительность, задевала государственное руководство и общественность Румынии. Таким образом, Румыния в начале Второй мировой войны, в 1939— 1940 гг., оставленная на произвол судьбы ее западными покровителями Англией и Францией - формально гарантами территориальной целостности страны - очутилась в кольце враждебного окружения трех соседних государств, каждое из которых стремилось вернуть захваченные румынами в 1918-1920 гг. земли. Сложилась ситуация, когда национальные интересы СССР и Венгрии объективно совпали.

Явное сближение двух стран произошло почти сразу же после заключения Советско-германского пакта о ненападении в условиях радикального изменения международно-политической ситуации в Европе. Советский Союз, связанный с гитлеровской Германией с августа 1939 г. узами фактического союза и секретным протоколом о разделе сфер влияния в Восточной Европе к договору о ненападении, должен был координировать свои действия с Берлином, без одобрения и согласия которого он не мог предпринять никаких действий в отношении Румынии. Тем более, что последняя, как, впрочем, Болгария и Венгрия, волею своего руководства форсированно втягивалась в орбиту гитлеровской Германии. Венгрия, в частности, была первой восточноевропейской страной, связавшей свою судьбу с державами «оси».

Летом 1940 г. Румыния без сопротивления отдала Южную Добруджу Болгарии, Северную Трансильванию Венгрии и Бессарабию, а заодно и Северную Буковину, которая в секретном протоколе вовсе не упоминалась и никогда ни России, ни тем более СССР не принадлежала, - Советскому Союзу. При этом Румыния была вынуждена уступить не только давлению, угрозе применить силу со стороны Софии,

Будапешта и Москвы, но и, как показывают новые документы, прямому диктату из Берлина.

Вплоть до рокового решения хортистского руководства принять участие в войне Гитлера против СССР, Венгрия сохраняла относительную свободу действий в международных отношениях и внешней политике. Как писал исследователь внешней политики А.И.Пушкаш, в 1936-1937 гг. Венгрия «ловко маневрировала» между Римом и Берлином. «Ловкое маневрирование» принесло свои плоды в самый канун и в первый период Второй мировой войны. После первого Венского арбитража (2 ноября 1938 г.), когда к Венгрии были присоединены части территорий южной Словакии и Закарпатской Украины с городами Кошице, Ужгород, Мукачево. 30 августа 1940 г. состоялось решение второго Венского арбитража, согласно которому ей была возвращена часть Трансильвании. Этот казавшийся тогда значительным и даже историческим дипломатический успех хортизма на самом деле в длительной исторической перспективе должен был обернуться для страны и нации самой тяжелой в истории катастрофой. В конкретно-исторической ситуации 1940-1945 гг. второй Венский арбитраж и раздел Трансильвании между Венгрией и Румынией безусловно служил лишь интересам самой нацистской Германии. Венским диктатом Гитлер прочно привязал к колеснице германской военной машины обоих своих младших партнеров, сократив до минимума свободу их маневра, но оставив в то же время надежду на то, что берлинский хозяин когда-нибудь в будущем скорректирует в их пользу новые, им же установленные границы двух стран. В годы Второй мировой войны Венгрия и Румыния выступили на стороне гитлеровской Германии.

СССР, вплоть до августа 1944 г., когда Румыния порвала с гитлеровской Германией, рассматривал обе страны как враждебные. Поэтому в годы войны в материалах комиссии НКИД СССР по подготовке мирных договоров и послевоенного устройства, датируемых июнем 1944 г., фигурировал как один из вариантов проект создания самостоятельного Трансильванского государства «вне каких-либо союзов и федераций», но под эгидой СССР. Рассматривался и другой вариант -передача Румынии всей Трансильвании взамен прочной гарантии тесного и длительного сотрудничества с СССР и полного отказа Бухареста от претензий на Бессарабию и Буковину. Именно этому варианту и было в конечном итоге отдано предпочтение советским руководством после

23 августа 1944 г., когда Румыния перешла на сторону союзных держав, а Венгрия продолжала оставаться союзником Германии.

По соглашениям о перемирии с Венгрией и Румынией были аннулированы решения второго Венского арбитража и включена специальная оговорка о том, что Северная Трансильвания (или значительная ее часть) возвращаются Румынии. В последующий период времени эта оговорка, включенная в Соглашение о перемирии с Румынией от 12 сентября 1944 г. по настоянию представителей Великобритании, оказалась, вплоть до мирной конференции в Париже (1946), в центре дипломатической борьбы, связанной с подготовкой мирных договоров с побежденными бывшими гитлеровскими сателлитами. Трансильванская «карта» была успешно разыграна советским руководством, которое, действуя разными методами, в том числе и прямыми угрозами, сумело добиться решающего изменения соотношения сил в Румынии в пользу прокоммунистических сил. Наградой Бухаресту стала Северная Трансильвания, которая была фактически присоединена к Румынии задолго до вердикта мирной конференции, на другой день после прихода к власти кабинета П.Грозы.

Мадьярам по обе стороны разделившей их новой границы ничего не оставалось, как уповать на милость великих держав на предстоящей мирной конференции, на их согласие пересмотреть границы с максимальным учетом этнического принципа. Встав в вековом конфликте на сторону Румынии, Москва, тем не менее, не захлопнула окончательно дверь перед их соперником. Это показали беседы в Кремле И.В.Сталина и В.М.Молотова с правительственной делегацией Венгрии в апреле 1946 г.

Однако в конечном итоге позиция венгерского правительства не была учтена. На Парижской мирной конференции Советский Союз однозначно поддержал Румынию в трансильванском вопросе, отклонив нерешительные попытки западных держав внести некоторые незначительные изменения границ в пользу Венгрии с учетом этнического принципа.

В сборник включено 127 документов, расположенных по хронологическому принципу. Они были рассекречены сравнительно недавно. Большинство из них публикуется впервые. Архив внешней политики Российской Федерации представлен документами из фондов секретариата наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова и его

заместителей - А.Я.Вышинского и В.Г.Деканозова, из фондов референтуры по Румынии и Венгрии, а также материалами комиссии НКИД СССР по подготовке мирных договоров и послевоенного устройства.

Вторую группу документов составляют материалы «Особых папок» И.В.Сталина и В.М.Молотова из фондов Государственного архива Российской Федерации. Публикуются донесения руководства НКВД И.В.Сталину, а также информация о положении в Трансильвании, посту-павшая от сотрудников НКВД и НКГБ непосредственно из Румынии, отличавшаяся высокой степенью оперативности и достоверности.

Третья группа представлена документами из Российского государственного архива социально-политической истории. В сборник включены записи бесед высшего советского руководства с партийными деятелями указанных стран, а также донесения Главного политического управления Красной Армии, содержащие подробную информацию о положении и настроениях национальных меньшинств в Трансильвании, оценках, дававшихся различными социальными группами населения, возможных вариантов будущего национально-территориального устройства этой области.

Опубликованные документы закладывают основу новой источниковой базы для изучения практически закрытой в недавнем прошлом темы.

И.Е.Эман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.