2001.03.026. ПАЛЛЕК М. МЕНЬШИНСТВА В ГЕРМАНИИ: ПОИСК ЮРИДИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ.
PALLEK M. Minderheiten in Deutschland - Der Versuch einer Juristischen Begriffsbestimmung // Archiv des öffentlichen Rechts. — Mohr Siebek, 2000. — Band 125. — S.587-612.
Для Германии, пишет Маркус Паллек, исследование понятия "меньшинства" актуализировалось в связи с вступлением с 1 февраля 1998 г. в действие Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и ратификацией 9 июля того же года Европейской хартии языков регионов и меньшинств Совета Европы от 5 ноября 1992 г., что предполагает интерпретацию и дальнейшую разработку германского законодательства в контексте данных актов. В частности, это вносит новую струю в дискуссию о законодательстве о выборах, которое в Германии предусматривает особый статус для партий национальных меньшинств.Согласно п.6 §6 Федерального закона о выборах при распределении мест по земельным спискам учитываются только те партии, которые получили не менее 5% процентов всех отданных на территории Германии действительных вторых голосов14 или получили депутатский мандат не менее чем в трех избирательных округах. Однако это положение не применяется к спискам, подаваемым партиями национальных меньшинств. Аналогичные положения существуют и в земельных законах о выборах. Таким образом, национальные меньшинства наделяются льготами, в том числе и в политической сфере.
Этимологический анализ понятия "меньшинства", отмечает автор, дает немного: "меньшинство" - "малое число" или "малая группа". В лексикологическом плане оно применяется в самых разных значениях: в сфере конституционного и международного права в отношении части населения, в области государственного права с его помощью обозначаются некоторые явления в политике, в религиозной сфере для отграничения от доминирующего религиозного сообщества и т.д. Автор отмечает, что существующие в социальных науках определения понятия "меньшинства" малопродуктивных в юридическом плане. В международном праве давно ведутся поиски универсального понятия меньшинства, однако до настоящего времени они были безуспешными. Разработано только понятие этнических, религиозных и языковых меньшинств, норма о защите прав которых была включена в ст.27 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Ее автором является известный юрист - специалист в области международного права Франческо Капоторти. По его мнению, под меньшинством в смысле ст.27 Пакта понимается "меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой - граждане этого государства — обладают с этнической, религиозной или языковой точки зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенно, чувство солидарности с целях сохранения своей культуры, своих традиций, своей религии или своего языка" (с.594).
М.Паллек полагает, что в данном определении выражены как субъективные, так и объективные элементы понятия. Первый критерий носит численный характер; второй -качественный: худшее положение меньшинства по отношению к большинству; третий — наличие специфических этнических, религиозных или языковых характеристик; четвертый критерий - осознаваемое чувство солидарности.
Однако данное определение исключает из числа защищаемых ст.27 Пакта иммигрантов и иностранцев, или так называемых "новые меньшинства".
На основе международно-правового определения понятия "меньшинства" каждое государство вырабатывает собственное определение. В Декларации о защите национальных меньшинств, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 г., отсутствует определение. В связи с этим немецкая делегация заявила, что ФРГ признает в качестве меньшинств только особым образом отграниченные, специфические группы, которые долгое время проживают на территории государства. По мнению немецкой делегации, определения понятия не должны вести к тому, чтобы живущие на территории государства иностранные граждане образовывали параллельные сообщества. В Заявлении германского правительства по поводу Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств было отмечено, что в ней не содержится определения понятия национальных меньшинств и, следовательно, это — прерогатива государств-участников.
14 В ФРГ каждый избиратель на федеральных выборах получает два голоса: первый для голосования в избирательном округе, второй - для голосования по общенациональным избирательным спискам. — Прим. реф.
Ранее федеральное правительство Германии рассматривало в качестве меньшинств группы, которые отвечали следующим пяти критериям: их члены — граждане ФРГ; они отличаются от большинства населения ФРГ языком, культурой и историей, а также самоидентификацией; хотят ее сохранить; традиционно проживают в ФРГ; живут в ФРГ на определенных территориях. В работе отмечается, что под данное определение не подпадают фризы. Новое федеральное правительство трактует понятие меньшинств гораздо шире, включая в него не только национальные меньшинства, но и иные группы населения (инвалидов, лиц с гомосексуальной ориентацией и т.д.), в отношении которых необходимо предотвратить дискриминацию. Данный подход важен для правовой науки.
Далее автор анализирует определения понятия меньшинств в конституциях и текущем законодательстве земель. Их объем и содержание значительно различаются. Так, в Конституции земли Шлезвиг-Гольштейн содержатся довольно подробные положения о национальных меньшинствах датчан и фризов, однако по земельному избирательному закону от 5% барьера освобождено полностью только датское меньшинство. В Саксонии охране меньшинств посвящены две статьи Конституции, причем в ст.5 проводится различие между меньшинствами, имеющими германское гражданство, которым гарантируется защита, и иностранными меньшинствами, интересы которых "будут уважать". Ст.6 посвящена правам национального меньшинства сорбов. Партии и партийные объединения сорбов не освобождены от требований 5% барьера. В Конституции Бранденбурга имеется специальная статья с названием "Права сорбов" (ст.25), которая содержит гарантии со стороны государства по обеспечению культурной автономии сорбов, "действительному политическому участию сорбского народа", включая законотворчество, требования к закону, регулирующему правовой статус сорбов, а также норму об использовании сорбского языка в местах проживания сорбов и описание цветов сорбского флага. В земле Саксен-Ангальт отсутствуют «классические» немецкие меньшинства датчан, сорбов и фризов. В связи с этим в данной Конституции говорится об охране этнических меньшинств без указания, каких именно. Конституция ставит их культурное своеобразие и обеспечение участия в политической жизни под защиту земли и коммун. Сходная норма содержится в Конституции земли Мекленбург-Форпоммерн. Конституция Тюрингии содержит запрет дискриминации по принципу этнической принадлежности или сексуальной ориентации. В Нижней Саксонии имеются небольшие группы лиц, говорящих на языке фризов, однако нижнесаксонское законодательство не предоставляет им никакого особого статуса. Таким образом, земельное законодательство отражает иные концепции меньшинств, отличающиеся от федерального уровня. Для устранения дискриминации в отношении меньшинств, по мнению автора, необходимо не только расширение понятия меньшинств и распространение на них стандартов не дискриминации, но и установление для разных меньшинств разных стандартов защиты в зависимости от их специфических потребностей. Однако это означает, что государство гарантирует разным группам меньшинств разные права, что, впрочем, достаточно сложно увязать с принципом равноправия; поэтому это весьма проблематично в Германии.
Г.Н.Андреева