Научная статья на тему '2001. 01. 038. Грабовска г. Доступ к информации в системе международного права окружающей среды. Grabowska G. dostep do informacji w svsteme miedzynarodowego ptawa srodowiska // panstwo i Prawo. W-wa, 2000. № 2. S. 29-46'

2001. 01. 038. Грабовска г. Доступ к информации в системе международного права окружающей среды. Grabowska G. dostep do informacji w svsteme miedzynarodowego ptawa srodowiska // panstwo i Prawo. W-wa, 2000. № 2. S. 29-46 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 038. Грабовска г. Доступ к информации в системе международного права окружающей среды. Grabowska G. dostep do informacji w svsteme miedzynarodowego ptawa srodowiska // panstwo i Prawo. W-wa, 2000. № 2. S. 29-46»

2001.01.038. ГРАБОВСКА Г. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. GRABOWSKA G. Dostep do informacji w svsteme miedzynarodowego ptawa srodowiska // Panstwo i prawo. — W-wa, 2000. — № 2. — S. 29-46.

Автор статьи исходит из двух посылок. Во-первых, из того, что в литературе (и все чаще в праве) принято определять участие индивида по отношению к окружающей среде через его право на окружающую среду. Такой подход увеличивает каталог прав человека на еще одно право - на чистую и здоровую окружающую среду, которое относится к так называемому третьему поколению прав человека, именуемому также правами человеческой солидарности и корреспондирующемуся с объявленным Великой французской революцией братством. Во-вторых, из того, что одним из важнейших элементов, позволяющим индивиду пользоваться правом на окружающую среду, является гарантия доступа к информации о ней. В зависимости от адресата этот элемент выступает как активное или пассивное право. Активное право означает, что лицо само может требовать от соответствующих органов сведения о состоянии окружающей его среды, а пассивное (определяемое также как "обязанность информирования") возлагает на государственные органы, отвечающие за состояние окружающей среды, обязанность предоставления требуемой информации.

Автор коротко рассматривает этапы развития международного права окружающей среды, отмечая, что вначале право на информацию было предоставлено государствам и международным организациям, т.е. традиционным субъектам международного права, а затем - иным адресатам. В Стокгольмской декларации об этом праве речь не шла, но уже в Мировой Хартии природы (1982) правам личности уделялось больше внимания, а Декларация в РИО в п. 10 (1992) прямо формулирует принцип свободного доступа личности к информации о состоянии окружающей среды, о деятельности властей по охране ее и особенно об опасных субстанциях (веществах) и опасной деятельности в районе проживания данного человека, включая информацию о правовых средствах реализации данного права. Государства обязываются делать доступ к экологической информации максимально широким. Заключение Уполномоченного по правам человека (Ksentini Report, 1994) на первом месте среди процессуальных, связанных с окружающей средой прав, указывает право на информацию, получаемую без каких-либо оплат или финансовых обязательств.

Далее Г. Грабовска оговаривает употребление ею термина "европейское право" в широком (региональном) смысле как право всех государств, расположенных в Европе, т.е. в широком смысле, и организационном как право, создаваемое представительными организациями нашего континента (Совет Европы, ЕС и пр.).

Анализируя правотворческую деятельность Совета Европы, она указывает, что право на информацию можно вывести из нескольких предписаний Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 2, 8, 10), а также из ряда документов Комитета министров Совета Европы (например, Декларация о свободе высказываний и информации). В статье показывается эволюция права на доступ к экологической информации на примерах деятельности Комиссии по правам человека и дел, рассмотренных Европейским судом по правам человека. Постепенно Совет Европы, уделяя внимание таким проблемам, как охрана компьютерных программ, запрет пыток и прочее, стал обращать большее внимание на охрану окружающей среды. Это сказалось на объявлении 1995 г. Годом Европейской охраны природы, принятии Конвенции об ответственности за вред, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью (21.06.93 - Лугано), Конвенции о правах человека и биомедицине (04.06.97 - Овьедо, Испания), дополнительных протоколов о запрете клонирования человека (12.01.98 — Париж).

Доступу к информации посвящены ст. ст.13-16 Конвенции в Лугано. Так, ст. 14 прямо формулирует право доступа каждого человека к экологической информации, а его ограничения четко указаны: если этого требуют обеспечение безопасности, обороны государства, охрана коммерческой (торговой) или промышленной тайны. По ст. 16 лицо, понесшее вред в результате опасной для окружающей среды деятельности, имеет право на детальную информацию, необходимую для возмещения ущерба.

Совет экономического сотрудничества и развития призывает государства предоставлять угрожающую населению информацию о: 1) способах поведения и средствах безопасности в случае аварий с участием опасных веществ; 2) влиянии больших аварий на планируемых или существующих предприятиях, вне объекта, на здоровье людей, окружающую среду, имущество; 3) иную информацию.

Важными являются предписания о видах информации: без требования и по требованию. К первому виду относится информация,

которая должна быть предоставлена населению, подвергающемуся опасности в случае аварии, т.е. потенциально угрожаемому. Ко второму -позволяющая понять характер угрозы со стороны опасных производственных объектов, в том числе данные, касающиеся рамок лицензии, оценки воздействия на окружающую среду, общее описание производственной деятельности и т. п.

Далее автор рассматривает акты ЕС, в том числе Римский трактат, Договор об образовании ЕЭС, Договор об образовании ЕС и др., в первую очередь содержание предписаний Директивы 90/313/ ЕЭС от 7 июня 1990 г. Уже в преамбуле говорится об обеспечении всем физическим и юридическим лицам на территории Сообщества свободного доступа к информации об окружающей среде, которая находится (информация) в распоряжении публичных органов. Речь идет об информации в письменной и визуальной форме, в форме устных сообщений: о данных, характеризующих состояние окружающей среды, воздействия на нее, а также ее охрану. Получение информации обусловлено стандартной административной процедурой. Директива предоставляет возможность отказа в получении информации, но лишь в строго определенных случаях: если информация касается, например, международных отношений и обороны, общественной безопасности, так называемых "дел в производстве", охраны коммерческой или промышленной тайны, интеллектуальной собственности и прочее Административный (исполнительный) орган может также отказать в предоставлении информации, если она касается еще не завершенных документов, информации, предназначенной для внутреннего использования, или если требование не обосновано. Кроме того, государства обязаны предоставлять для всеобщего сведения данные об общем состоянии окружающей среды и информировать Европейскую комиссию о мерах, принимаемых ими в сферах, регулируемых Директивой. Регулируются здесь и вопросы оплаты и другие.

Оценивая политику ЕС, автор подчеркивает необходимость помнить, что она регулируется более чем двумястами актов, в первую очередь Директивами и распоряжениями, процесс нормотворчества продолжается и нередко приводит к возложению на государства-члены отягощающих их обязанностей. Основой для этого является подход к окружающей среде как совместному европейскому наследию, соответственно и усилия по ее охране требуют совместной деятельности и заботы.

Отдельно Г. Грабовска характеризует деятельность образованного в 1990 г. европейского Агентства по окружающей среде именно в целях обеспечения ЕС и отдельных государств необходимой для охраны окружающей среды информацией. В соответствующем распоряжении Совета ЕЭС 1210\90 от 7 мая 1990 г. доступ к информации трактуется более широко, чем в упомянутой Директиве, и как бы на двух уровнях, затрагивая двух субъектов: Сообщество и его членов и общественное мнение отдельных государств (ст.2 абз. И и ст. 6, соответственно). Задачами Агентства являются прежде всего создание и координация сети информации наблюдения за состоянием окружающей среды, сопоставление и оценка данных о ее состоянии, обеспечение единых критериев такой оценки, включение европейских данных в международную систему мониторинга, стимулирование разработок техники и методики оценки ущербов окружающей среде (стоимости экологического вреда). Основной сферой деятельности является накопление информации, характеризующей актуальное состояние окружающей среды и возможность предвидения ее изменений. Приоритетным признано накопление информации о: качестве атмосферного воздуха и выбросах в атмосферу; качестве вод, их загрязнении; состоянии фауны и флоры; управлении отходами; охране побережья; опасных веществах; социально-экономических аспектах, связанных с охраной окружающей среды (ст. 3). Для их реализации образованы национальные информационные сети и контактные пункты, технические центры, осуществляющие многолетние программы В задачи Агентства входит и обмен информацией с другими международными организациями.

В заключение автор рассматривает итоги конференции в Ааргусе (АагЬш) и принятой на основе ее рекомендаций 35 государствами и Европейским союзом "Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по делам, связанным с окружающей средой" от 25 июня 1998 г. Г. Грабовска отмечает, что Конвенция является первым обязывающим международно-правовым актом, который четко и непосредственно формулирует конкретные права граждан, хотя ряд экологических организаций посчитали ее слишком декларативной и недостаточной, поскольку в ней урегулированы лишь три вида прав, т.е. минимум. Вступление Конвенции в силу возможно после ратификации ее не менее чем 16 государствами и включении предписаний в национальное

законодательство. День, когда это произойдет, - пишет автор, , можно будет считать первым и важным шагом в процессе кодификации прав человека на окружающую среду.

Автор делает обобщающий вывод, что право на окружающую среду со временем будет включено на равных в каталог прав человека и гражданина. С правом доступа к экологической информации дело обстоит сложнее. Оно находится лишь на начальном этапе. Г. Грабовска считает, что количество необязывающих предписаний, предложений и рекомендаций находится в обратной пропорции к конкретным результатам, достигнутым в реализации права на экологическую информацию. Она предлагает включить его в качестве дополнительного протокола в Европейскую Конвенцию прав человека и основных свобод. В этом случае любое его нарушение являлось бы основанием для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. При этом лицу, подающему жалобу следует помнить о том, что предмет иска должен касаться общей информации о состоянии окружающей среды, которую государственные органы обязаны предоставлять, экологический ущерб нарушает право на качество жизни; требуемая информация имеет отношение к праву на качество жизни .

О.Л.Дубовик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.