2001.01.006. ТРИПОЛЬСКАЯ Т. А. ЭМОТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ДИСКУРС: КОГНИТИВНЫЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 1999. — 166с. — Библиогр.: с. 153-165.
В настоящее время имеются работы, посвященные описанию научного дискурса, политического дискурса, дискурса опреде-ленного социума, дискурса конкретной языковой личности.
Автор считает возможным выделить эмотивно-оценочный дискурс, рассматривая его с позиций современной прагматики и одновременно увязывая прагматические понятия с категориями когнитивной лингвистики.
Выделяются следующие основные признаки эмотивно-оценочного дискурса (ЭОД):
1) наличие эмотивно-оценочной лексики (ЭОЛ);
2) ЭОД отличается высокой степенью экспрессивности;
3) ЭОД характеризуется полиинтенциональностью;
4) ЭОД отличается гетерогенной структурой, включающей эмотивную оценку действительности, самооценку, а также чужую оценку как особый тип эмотивно-оценочного освоения действительности;
5) для ЭОД характерны полярность и категоричность эмо-тивно-оценочного содержания, а также преобладание негативных фрагментов ОЭД.
Указанные выше признаки, определили направление и композицию работы. Она содержит описание ценностных концептов и связанных с ними эмоций, находящих лексическое воплощение, а также изучение структуры интенций языковой личности, выражае-мых в ЭОД.
Предметом специального лингвистического анализа в монографии являются эмотивно-оценочные концепты глупость и подлость как имеющие особую значимость в эмотивно-оценочной картине говорящего социума, а также концепты умный и глупый в ценностной картине мира говорящих.
Предложена типология интенций говорящих, прибегающих к эмотивно-оценочному словарю. Автор вычленяет следующие типы интенций, определяющих выбор эмотивно-оценочной лексики:
1) интенция выражения эмотивной оценки;
2) интенция выражения эмоционального состояния;
3) интенция выражения оценочного суждения — мнения;
4) интенция создания особого типа коммуникации;
5) интенция воздействия на поведение, эмоциональное состо-яние и ценностную парадигму адресата;
6) интенция создания своего речевого имиджа;
7) интенция создания языка малого социума.
Подробно анализируются некоторые интенции, такие, напри-мер, как интенция выражения эмотивной оценки, в которой преобладающими являются такие концепты, как похвала, одобрение и комплимент в языковой картине мира. Специфическими маркерами похвалы являются слова молодец, молодчина, умница, а типичной формулой комплимента — вы сегодня прекрасно (восхитительно) выглядите. Рассматриваются также основные интенции, реализу-емые говорящими в самопохвале, а также коммуникативные страте-гии самопохвалы.
Интенция выражения оценочного суждения вводится:
1) предикатами ментального действия (знать, полагать, размышлять и т.д.); 2) развернутой, сильной аргументацией оценоч-ного суждения, т.е. актуализацией оценочных оснований; 3) подчер-кнутой неэмоциональной интонацией; 4) доминированием оце-ночного содержания в высказывании типа Я считаю вас негодяем. Это дело тебе не по зубам и т.п.; 5) фактором говорящего субъекта, т.е. его темпераментом, эмоциональным состоянием в момент речи, языковым вкусом и т. д.
К факторам, определяющим выбор эмотивно-оценочной лексики для выражения оценочного суждения, автор относит следующие:
1) интенсивность и категоричность оценочного содержания;
2) использование в определенных областях коммуникации эмотивно-оценочной лексики;
3) место лексической единицы в лексиконе говорящего субъ-екта. Для анализа интенции выражения эмоционального состояния формулируются следующие задачи: 1) выявление текстовых актуа-лизаторов семантики эмоционального состояния;
2) исследование процесса переориентации оценочных и эмо-тивных смыслов в лексическом значении исследуемого слова; 3)
описание оценочной и эмотивной интерпретационной деятель-ности говорящего субъекта.
При интенции создания определенной атмосферы общения определяющую, основную роль играет тональность диалога или полилога. К элементам, определяющим эту тональность, относятся
личность адресанта и адресата, их взаимоотношения, социальные роли и роли в коммуникации, место общения и присутствие третьих лиц. Изменение одного из этих составляющих влечет за собой изменение типа общения.
Большую роль в интенции воздействия на поведение, эмоциональное состояние и ценностную парадигму адресата играет эмотивно-оценочная лексика, выражающая эмоциональное состо-яние и оценочное суждение. Такая лексика в волюнтативном регистре речи может быть единственным средством выражения императивных значений, средством воздействия на эмоциональную сферу человека, на эмотивно-оценочную картину адресата.
Особое положение в структуре интенций занимает создание своего речевого имиджа, достигаемое семантико-стилистической модификацией эмотивно-оценочного значения. (Напр., мордулен-ция / мордоворот), либо лексикой, противоречащей или контексту, или ситуации, или своему языковому вкусу.
В качестве языковых средств, служащих для создания языка малого социума (семья, компания, группа), используют жаргонную лексику, реже отдельные лексемы. Выбор лексики обусловлен, с одной стороны, интерпретационными возможностями лексической системы языка, а с другой — интенциями говорящего, его языковой и речевой компетенцией, а также его принадлежностью к опреде-ленному языковому социуму. В лексике представителя малого социума происходит функциональная переориентация лексических единиц с эмотивно-оценочным значением.
Все анализируемые виды интенций иллюстрируются многочисленными примерами из различных жанров художественной литературы.
Ф.М.Березин