ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
2001.01.001. КРАЕВА О.Л. ДИАЛЕКТИКА ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА. - М.; Н.Новгород: Нижегород. гос. с.-х. академия, 1999. - 192 с.
В монографии анализируются методологические проблемы исследования человека, разрабатывается концептуальный подход к пониманию этого потенциала. Человеческий потенциал рассматривается как система диалектических противоречий. Книга состоит из четырех глав.
Глава первая посвящена исследованию проблемы человека в аспекте противоречия сущности и существования. Человечество находится в непрерывном процессе самосозидания, познания и реализации человеком своей сущности, своих сущностных сил. «В истории этот процесс наполнен несовпадениями в развитии общественно-исторического и индивидуального творчества, обретениями творческой самодеятельности одними за счет подневольного труда других, несовпадениями сущности и существования» (с.5-6). Эти противоречия в истории нарастают и наслаиваются одно на другое. Историческая специфика проблемы человека в наши дни состоит в том, что существующие демографические, экологические, хозяйственные, социальные, политические, медицинские, духовные и другие проблемы связаны, в конечном итоге, с многократным увеличением совокупных возможностей человечества в плане его воздействия на свою и окружающую природу, а следовательно, с мощным витком развития сущностных сил человека. Но существующие социальные системы не дают индивиду возможности свободно присваивать сущностные силы своего рода, превращать их в свои индивидуальные качества и обращать на благо развития рода. «Главное противоречие, составляющее проблему человека в современном мире, состоит в том, что родовые силы человечества поистине универсального, космического масштаба, отчуждены от индивидов, которые остаются частичными, эгоистичными, алчными в отношении к окружающему миру, равнодушными к бытию рода и
которые тем самым уничтожают и свой род, и самих себя» (с.11). Ссылаясь на работы ряда авторов (В.А.Кутырева, А.Н.Чанышева, Д.Р.Воробьева и др.), автор отмечает, что эти особенности человеческого существования «ставят нас сегодня перед фактом: человеческой цивилизации больше не существует, она превратилась в постчеловеческую» (с.8).
Русская философская мысль еще в начале века осознала остроту этого противоречия, «когда мечтой о новом человеке и новой организации жизни были захвачены и марксисты, и русские религиозные мыслители, и в целом Россия» (с.11). Сегодня Россия вновь оказалась перед необходимостью колоссального напряжения духовных и физических сил для решения сложнейших проблем своего бытия. При этом в качестве первоочередной и главной выделяется проблема выживания, которая «оказывается сегодня и разрушителем, и скрепом России» (с.12). Тотальная прагматика, ставшая за последнее время философией, идеологией и отчасти психологией россиян, не только не приносит желаемых, результатов, не и лишает условий существования, поскольку разрушает сами его основы. «Очевидность этого превращает грубую животную идею выживания в свою противоположность: идею сохранения целостности России как условия любого индивидуального бытия» (там же). Это обстоятельство определяет вторую важнейшую проблему сегодняшней России - поиск духовной опоры бытия. Автор считает весьма плодотворным опираться в этом вопросе на русскую мировоззренческую традицию, которая «в постановке проблемы человека обнаруживает поразительную способность к соединению сущности и существования человека в его реальном бытии» (с.13). Русская духовная традиция в своем понимании проблемы человека не стоит особняком от общемирового процесса. Она испытала на себе влияние практически всего спектра западных идей. Нельзя отрицать и современного духовного влияния как Запада, так и Востока на постановку и решение проблемы человека в России. Все это должно своеобразно осмысляться и трансформироваться в русской духовной традиции. В целом же для этой традиции характерна концепция человека, возвышающая его, мыслящая его высшей ценностью, поскольку он наделен сокровищами своей универсальной космической духовной природы» (там же).
В главе анализируются те парадигмы решения проблемы человека, которые предлагает философская мысль сегодня. При этом подчеркивается отсутствие какого-либо оригинального прорыва в этой
области. «Сегодня можно вести речь лишь о традициях и решении данной проблемы, - это традиция философии К.Маркса, традиция русской религиозной философии, западная философская традиция» (с.14). Сопоставляя позиции К.Маркса и Н.Бердяева в решении проблемы бытия человека как творческой свободы личности, автор отмечает, что «отягощенная материей» марксистская концепция «остается до сих пор наиболее реалистической теорией освобождения человека, восстановления его целостности в творческом бытии личности, поскольку и процесс закабаления человеческой творческой энергии, и путь ее освобождения она отыскивает в самой материальной истории человечества» (с.17).
В главе анализируются также концепции «представителей современного экзистенциализма (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр) и неотомизма (Ж.Маритен). Отмечается, что в современной западной философии «наряду с доминирующей идеей сохранения бытия, парадигмой возврата, круга в решении проблемы человека существуют и позиции преобразования бытия, раскрытия творческой сущности человека... Следует отметить также, что проблема человека в современной западной философии ставится и решается в категориях сущности и существования» (с.20).
Привлечение исторического опыта в решении проблемы человека позволяет выработать методологическую основу для осмысления и решения ее отдельных аспектов; вопросов о смысле жизни, о свободе человека, о его потенциале. Но рассмотрение вопроса о потенциале человека невозможно без анализа духовности, духовной стороны его бытия. В связи с этим в работе осуществляется исследование феномена духовности на основе анализа всего многообразия его трактовок, выяснения его сущностных характеристик. Этот анализ приводит к постановке более общей проблемы - проблемы системогенеза духовности, которую «можно обозначить как диалектику единичного и общего в пространстве реального» (с.32). В связи с этим в работе анализируются концепции феномена духа Э.Тайлора, З.Фрейда и К.Юнга. Отмечается, что в самих представлениях о духе прослеживается диалектика души и духа как диалектика единичного и общего, что находит свое выражение практически во всех теориях, исследующих феномен духа. Человек как единичное и конечное существо включен во всеобщность и бесконечность универсума, человеческого рода, социума, общественного разума и постоянно стремится обнаруживать и
формировать в себе силы, которые делают его соразмерным этой всеобщности, удерживают в ней. Такая соотнесенность и составляет основу духовности, а потребность в ней является одной из основных. В этом плане духовность можно трактовать как творческую силу самого человека, делающую его соразмерным человеческому роду, социуму, универсуму» (с.40).
Понятие духовности многопланово и полисемантично, и потому допускает различные подходы в анализе этого явления. «Целостное понимание духовности человека логично связывать с таким уровнем развития системы его потребностей и способностей как интегральных слагаемых культуры личности, который не позволяет сводить бытие человека к простому биологическому существованию» (с.40). Главную проблему духовной жизни современной России можно сформулировать как проблему удержания диалектики единичности и общности, души и духа в свойственных ей формах духовной жизни и последующего развития на этой основе.
В главе второй рассматривает проблема потенциала человека в плане методологии его исследования.
Понятие потенциала человека и проблема построения его теории начинают активно разрабатываться в связи с осмыслением человековедения как междисциплинарного, интегрального научного комплекса. Потенциал человека рассматривается как его потребности и способности, которые являются внутренней стороной его бытия и его интегральными качествами. Проблема потенциала имеет «непреходящую актуальность как ведущая философская проблема, благодаря постановке и решению которой философское знание оказывает огромное влияние на историю, на познание, пробуждение и реализацию творческой созидательной сущности человека» (с.46).
Историко-философский опыт осмысления человеческого потенциала определил и те противоречия, которые составили проблему потенциала. Они представляют собой детализацию и развитие противоречия сущности и существования, составляющего проблему человека. Эта детализация касается, в частности, соотношения материального и духовного, внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, субъектного и объектного начал в потенциале человека. «Этот спектр противоречия проявляется не только в ходе общефилософских рассуждений о разуме и природе познавательной деятельности человека, но и непосредственно в ходе разработки категорий потребности и
способности» (с.47). В ходе философского осмысления потребностей и способностей человека рельефно выделяется проблема их специфики, связанная с определением характеристик, свойственных потенциалу человека в отличие от других живых организмов и иных систем, имеющих сходные проявления. При анализе проблемы человеческой специфики потребности автор опирается на труды отечественных авторов, а также на концепции П.Тейяра де Шардена и Х.-Г.Гадамера, считая их методологически значимыми для решения данной проблемы. Тейяр де Шарден считает центральным феноменом внутренней активности человека рефлексию; Гадамер связывает специфику человека со свободой от окружающего мира, которая дана ему в языке. В работе анализируются также взгляды Э.Фромма и З.Фрейда на проблему потребностей и способностей человека. Отмечается, что, исследуя побудительные силы человека, Фромм рассматривает творческую потребность и творческую способность как ведущие для личности.
Многими западными исследователями принимается концепция личности, предложенная З.Фрейдом. «В исследованиях человека, основанных на этой концепции, потребность оказывается оторванной от способности, от деятельности и рассматривается как иррациональное чувственное влечение» (с.51).
Цель философского исследования - сформулировать основные положения теории потребности и способности, а также осуществить концептуальное и методологическое осмысление проблемы человека, тогда как общая теория человека развертывает его конкретно-содержательный анализ. Такой анализ не является прямой задачей автора данного труда, но в ходе исследования предпринимается попытка применить разработанную методологию для решения наиболее актуальных проблем, связанных с потенциалом человека, в области социологии и психолого-педагогической работы. К числу ключевых проблем, которые решает психологическая наука в процессе исследования потенциала человека, необходимо отнести следующие:
1. Проблема природы потенциала человека. Современную психологическую науку уже не устраивает представление о деятельностной природе человеческого потенциала, поскольку оно не объясняет и не берет во внимание многих феноменов человеческого сознания. И потому «далеко еще не исчерпавший себя деятельностный подход, традиционный для отечественной философии, испытывается
сейчас на прочность равного рода психоаналитическими, феноменологическими, экзистенциалистскими трактовками» (с.57).
2. Проблема состава, содержания потенциала человека. Она предполагает решение вопроса о единицах или модусах сформированных потребностей и способностей.
3. Проблема духовного потенциала личности. Именно в пространстве психологии и социологии могут появиться и появляются технологии развития духовного потенциала личности, способные осуществить процесс гуманизации жизни общества, противостоять конфронтации и подавлению личности, нашедшим широкое распространение в современном мире.
Поиски в области методологии исследования потенциала человека предполагают уточнение самого этого понятия, его содержательный анализ и определение методологической значимости. Целители различных и довольно влиятельных философских течений склонны использовать понятия «потенциал» и «потенция» как всеобщие философские категории. На основе этого в работе сделан ряд методологических выводов, уточняющих понятие потенциала и его содержание:
1. Исходя из диалектического принципа взаимосвязи, можно предположить, что потенциал человека «вплетен» во всеобщую универсальную «потенциальность» мира, что его возможности осуществляются «во взаимосвязи с универсальными возможностями мира, которые оказывают значительное влияние на характер потенциала человека» (с.61).
2. Мыслители прошлого, исходящие из идеи творения мира, в значительной степени распространили на универсальную «потенциальность» мира те характеристики, которые свойственны потенциалу человека.
3. Универсальные процессы, происходящие в мире, описываются с помощью ряда диалектически взаимосвязанных категорий: материя -форма, возможность - действительность, потенция - акт.
4. Всеобщей «потенциальности» мира противостоит «актуальность», которая в ряде философских систем наделена высшей степенью всеобщности.
5. Важнейшее значение для понимания потенциала человека имеет категория формы и ее роль в диалектике потенциального и актуального. «Таким образом, определяется группа методологических опор, с
помощью которых можно выстроить максимально интегральное представление о человеческой природе не только с точки зрения широты охвата всех параметров потенциала человека, но и с точки зрения широты привлечения различных по своим мировоззренческим позициям и по степени всеобщности данных исследований» (с.62).
Но главной методологической опорой, на которую следует обратить внимание, автор считает вопрос об истоках потенциальности, основах любой возможности. «Философские тексты прошлого, анализ диалектики этой категории приводит к мысли, что в основе возможного, потенции лежит противоположность» (с.62). В разработке данной темы автор опирается не философские принципы Аристотеля, нашедшие развитие в последующих философских системах. В результате описывается ряд позиций, которые важны для раскрытия понятия потенциала человека:
1. Раскрытие логики творчества, в котором развертывается потенциал человека, через четыре категории-принципа (материя, форма, действующая причина и целесообразность).
2. Потенциал человека включает в себя два основных аспекта: систему возможностей мира и систему возможностей человека. «Возможности мира определены диалектикой случайности и необходимости, а человека - диалектикой свободы и необходимости» (с.66).
3. Структура всякой вещи, по Аристотелю, включает в себя не только тождество материи и формы, но и тождество причины и цели. «Способность соединения причины и цели важна для потенциала человека именно потому, что превращает творчество из самоцели в творение жизни, приращение самого бытия, воспроизводство, развитие жизни» (с.67).
4. Принцип органичности как высшая характеристика всякой вещи и ее творения. «В этом принципе мы имеем высший критерий и для характеристики потенциала человека» (с.67).
5. Принцип случайности. А.Ф.Лосев отмечал, что «признание случайной подвижности материи требует от Аристотеля как диалектика признания совсем не случайной категории формы - эйдоса... Подмеченное Аристотелем противоречие случайного и необходимого в диалектике материи и формы обретает очень значимые методологические черты, когда мы переносим их на материю, мир и потенциал человека как
формообразующее начало. В потенциале человека при этом сильно стремление к преодолению случайности мира» (цит. по: с.68).
6. Новые грани потенциала человека и, возможно, вообще его иное понимание открывает учение Аристотеля о разумной душе, об Уме как «эйдосе эйдосов». В человеческом разуме скрыты богатейшие возможности человека, которые делают его соразмерным универсальным творящим возможностям мира.
Все вышеуказанные методологические позиции обеспечивают сущностный анализ потенциала человека, а исторический опыт постановки и решения проблемы человека и его потенциалы, а также современные поиски в данной области позволяют выделить ряд методологических принципов ее решения в современней ситуации:
1. Принцип гуманизма, который определяет приоритет человека и его блага как высшую ценность, как критерий решения проблемы человека в обществе.
2. Принцип практического диалектического соединения сущности и существования в реальном бытии человека как действенный путь решения проблемы человека и развития его потенциала.
3. Принцип интеграции всего духовного опыта человечества в решении проблемы человека на основе принципа дополнительности. «И если принцип диалектики сущности и существования мы назвали выше оптимальным интегрирующим принципом перехода от классической к неклассической культуре, то обозначенный здесь принцип дополнительности является как бы визитной карточкой неклассических форм и оптимальным интегрирующим принципом уже неклассической культуры, имеющим, однако, глубокие корни в культуре классической» (с.82).
4. Принцип мерности, определяющий подход к человеку как целостности и соразмерность его универсальному космическому началу и универсальной деятельной природе самого человека.
5. Принцип деятельности, предлагающий исследование человека и его потенциала с точки зрения перспектив его развития как самодеятельного существа и освобождение творческого, созидательного начала личности.
6. Принцип социальности «как сущностного начала человека, сопряженного с человечностью в отношении к человеку и миру» (с.84). Если принцип деятельности помогает приблизиться к пониманию сущностных начал человека, то принцип социальности помогает развернуть это представление, он содержит в себе широкие возможности
для исследования потенциала человека, поскольку выходит, в конечном счете, на его потенциальную универсальность и, вместе с тем, «показывает действительные перспективы ее актуализации в жизни каждого индивида» (с.85).
7. Принцип системности. Построение системы потенциала и систематизация методов его исследования - проблема, которая в настоящее время требует своего решения.
8. Принцип единства всеобщей потенции мира и потенциала человека.
9. Принцип духовности мироосвоения, являющийся «в значительной степени воплощением и конкретизацией принципа системности применительно к потенциалу человека» (с.87).
10. Принцип интернациональности. Использование этого принципа видоизменяет и сам характер познания, в том числе и человека, его потенциала.
Глава третья посвящена концептуальному анализу потенциала человека. В частности, потенциал человека рассматривается здесь с точки зрения составляющих его интегральных образований - потребности и способности. Концепцию потребности и способности как интегральных основ личности поддерживают и развивают практически все отечественные философы, занятые этой проблематикой.
Обозначив диалектическую взаимосвязь потребности и способности как интегральных составляющих потенциала человека, автор переходит к анализу определенности сущности самих этих составляющих. «Новизна предлагаемого понимания потребности и способности состоит прежде всего в том, что они рассматриваются как сущностные силы человека» (с.92). В тесной диалектической соотнесенности потребности и способности, определяющей закономерности формирования и реализации потенциала человека, потребность является ведущей, детерминирующей, побудительной стороной. «Потребность несет в себе содержательное предметное начало, постоянно показывая деятельным силам человека их предметную положенность, соотнося с ней способности, требуя построения соответствующей предметному содержанию формы деятельности...» (с.93). Из диалектики потребности и способности вытекает и качественная особенность потребности как сущностной силы человека. Она состоит в том, что человеческая потребность выражает не только предметную положенность человека, зависимость от объективных условий, но и деятельное противостояние
им. «В соответствии с деятельным качество потребности, ее меру можно определить как универсальность побудительной силы» (с.94). Потребность есть первый этап деятельной гармонизации меры человека и меры универсума, меры человека и меры предмета. В границах этой меры в истории человечества и развертывается сущность потребности -всесторонняя творческая сущность» (там же). Таким образом, потребность человека проявляется как универсальное практическое появление предметной положенности человека, детерминированное его социальной сущностью. Такой подход коренным образом меняет взгляд на потребность человека, которая часто трактуется как потребительская и в этом плане мало чем отличается от нужд животного. Потребность человека «всегда опосредована творческим отношением к миру, или иначе, - деятельной способностью человека» (с.96). Становление социальной сущности потребности происходит в истории общества в диалектике потребности и труда, потребности и производства. «В предметной развернутости промышленности происходит становление сущностных сил человека и потребности как побудительной стороны этих сил» (с.97). Однако труд и производство являются отчужденными формами, регламентирующими одностороннее существование человеческой потребности «лишь в виде частной, эгоистичной потребности, потребности обладания, эта противоположность сущности и существования человеческой потребности, общественных и личных потребностей индивидов устраняется лишь в обретении человеком его общественной сути, присвоении индивидами своих родовых сущностных сил, всестороннем проявлении их сущности» (с.98). Условием возвращения потребности ее общественной сущности и обретения ею формы богатой человеческой потребности, потребности в проявлении всей полноты сущностных сил человека является устранение частной собственности, труда, производства.
Между объектом, предметом человеческой потребности, и субъектом встают способности, «и именно поэтому оказывается возможным, что потребность обретает форму деятельной способности, сущностной силы человека» (с.99). В своем анализе диалектики потребности и способности автор опирается на труды К.Маркса, Э.В.Ильенкова, П.В.Анохина и др. Формирование способности сопряжено с формированием соответствующей системы деятельности. Самополагание способности происходит через удовлетворение одной потребности и возникновение другой. Сущность способности - социальная,
всесторонняя, творческая. Способность каждого человека нормируется лишь благодаря социальному опосредованию, она, как и деятельность, является содержанием социальных отношений. Подход к способности как к сущностной силе человека «формирует своеобразный философский, интегральный взгляд на проблему способности, позволяющий определить меру и сущность способности как специфически человеческой деятельной формы отражения действительности, как деятельной силы человека» (с.102). В причинно-следственном отношении потребности и способности ведущей силой является потребность в силу ее объективной, предметной положенности. Способность тоже имеет объективную, предметную направленность, ибо деятельность человека предметна. «Однако способность предметна не сама по себе... а лишь будучи опосредована потребностью через потребность, когда как бы дан субъекту предмет, объект» (с.112).
Исследование диалектики потребности и способности позволяет глубже взглянуть не диалектику потенциала в целом и обозначить перспективу его освобождения и развития. «Будучи интегральными слагаемыми личности, в диалектике которых находятся основы всех закономерностей развития личности, потребность и способность являются и слагаемыми культуры личности» (с.123). Культуру личности можно определить как некое эссе социального опыта человечества, которое служит открытию и развитию новых сущностных сил человека и построению на их основе социальных гармоний, способствующих дальнейшему свободному развитию личности» (там же).
В главе четвертой разрабатываются методологические основания формирования и развития потенциала человека. Ведущим социогенетическим механизмом формирования, развития и реализации потенциала человека является образование. В связи с этим одной из главных проблем является проблема духовного потенциала личности и принципов его формирования в сфере образования. В результате своего исследования автор формулирует ряд принципов, на которые следует опираться в процессе преподавания как в школе, так и в вузе:
1. Принцип целостного формирования потенциала человека в системе его знаний, умений и установок.
2. Принцип диалектики единичного и общего в становлении духовного потенциала личности.
3. Принцип народности как основа духовного единения, духовной общности.
4. Принцип народности как опыт снятия противоречия сущности и существования.
5. Принцип творчества как обретение человеком творческой силы, делающей его соразмерным миру, как обретение им своей сущности.
6. Принцип смысловой наполненности жизни личности, служащий необходимым условием творчества и одухотворенности бытия.
7. Принцип языковой культуры личности как необходимое условие духовной культуры.
В работе также рассматривается проблема моделирования потенциала человека в образовании.
В заключение отмечается, что разработка проблемы потенциала человека и его интегральных составляющих, потребности и способности, может внести нечто новое в развитие человековедения и разработок в области высшего образования, как и психолого-педагогических исследований в целом.
И. И. Ремезова