Научная статья на тему '2000. 04. 051. Борко Ю. , Тиммерман Х. Россия и Европейский союз: противоречивый промежуточный баланс. Борко Ю. , Timmermann H. Russland und die Europaische Union: eine widerspruchliche Zwischenbilanz / Borko J. , Timmermann H. Koln, 1999. 26 S'

2000. 04. 051. Борко Ю. , Тиммерман Х. Россия и Европейский союз: противоречивый промежуточный баланс. Борко Ю. , Timmermann H. Russland und die Europaische Union: eine widerspruchliche Zwischenbilanz / Borko J. , Timmermann H. Koln, 1999. 26 S Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 051. Борко Ю. , Тиммерман Х. Россия и Европейский союз: противоречивый промежуточный баланс. Борко Ю. , Timmermann H. Russland und die Europaische Union: eine widerspruchliche Zwischenbilanz / Borko J. , Timmermann H. Koln, 1999. 26 S»

Экономические аспекты западноевропейской интеграции

2000.04.051. БОРКО Ю., ТИММЕРМАН Х. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ БАЛАНС. БОРКО Ю., TIMMERMANN H. Russland und die Europaische Union: Eine widerspruchliche Zwischenbilanz / Borko J., Timmermann H. - Koln, 1999. -26 S.

В брошюре представлены два доклада, авторы которых анализируют состояние и перспективы отношений между Россией и ЕС. По словам Ю.Борко, с 1 декабря 1997 г., когда вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и РФ, понятие «партнерство» стало не только политической, но и юридической формулой. Он усматривает исторический парадокс в том, что за 70 лет коммунистического эксперимента дистанция между Россией и Европой в экономическом, социальном, культурном и моральном отношениях увеличилась и одновременно сократилась, поскольку, в отличие от начала ХХ в., Россия является сегодня индустриальным и урбанистическим обществом с довольно высоким уровнем образования, высоким потенциалом культуры, значительным уровнем информированности населения о внешней политике и ориентацией большинства граждан на европейские стандарты потребления и качества жизни. Если же учесть телекоммуникационные и транспортные артерии, достижения в области науки и техники, перенимаемый опыт государственного управления и менеджмента, можно констатировать, что Россия еще больше приблизилась к Европе, что позволит ей в исторически короткие сроки осуществить прорыв в сфере экономики. Все это дает основание надеяться на то, что процесс сближения между регионами вновь оживится и ускорится, однако лишь при условии, что Россия продолжит свой путь к рыночной экономике и демократии без длинных пауз и контрреформ.

Через 10-15 лет, когда Европа объединится, Россия станет для нее неудобным соседом. В свою очередь, для России объединенная Европа станет стимулирующим фактором, поскольку резкий контраст между процветающим западным соседом и пребывающей в состоянии кризиса страной может пробудить у нее желание стать составной частью единой Европы. Другой выбор может опираться на желание жить в добрососедстве, поскольку Европу и Россию объединяет политическая и социальная взаимозависимость, общая заинтересованность в развитии взаимовыгод-

ного экономического сотрудничества и принадлежность к христианскому миру.

Ю.Борко рассматривает четыре возможных сценария возможного развития сотрудничества между РФ и ЕС: 1) членство России в ЕС; 2) партнерство на базе имеющихся соглашений; 3) прагматичное сотрудничество на условиях «холодного мира»; 4) новая конфронтация.

Если Россия и дальше пойдет по пути реформирования системы, можно было бы осуществить наиболее положительный сценарий полной интеграции России в ЕС. Хотя некоторые российские политики и ученые высказываются за этот вариант, в ЕС к нему относятся скептически, да и для нынешней России «идея интеграции слишком оптимистична и преждевременна» (с.8). Наиболее предпочтительным сценарием долгосрочного развития отношений между Россией и ЕС автор считает партнерство, основой которого является СПС. При этом речь идет о новом качестве отношений, которые базируются на одинаковых ценностях и принципах, на согласовании и сближении жизненно важных целей и на высокой степени взаимопонимания и доверия. Модель партнерства привлекательна для обеих сторон, поскольку предполагает широкое и разностороннее сотрудничество, оставляя каждой стороне большую свободу действий во внешней и внутренней политике.

Оценивая реальность сценария партнерства и его отличие от прагматичного сотрудничества, автор подчеркивает, что нынешнее состояние отношений между Россией и Западной Европой лишь в малой степени отвечает предусмотренным в СПС критериям полноценного партнерства. Россия пока не готова полностью соответствовать принципам основных документов ЕС, заключительного акта Хельсинки, хартии прав человека. Таким образом, партнерство является пока не более чем «выбором будущего». Его развитию препятствуют не только трудности в проведении российских реформ, но и новые общественные структуры, значительно отличающиеся от западных. Экономическую систему России можно назвать рыночной, но не либеральной, а политический порядок представляет собой симбиоз демократических институтов и авторитарных органов власти на всех уровнях. Наконец, еще одним трудно преодолимым для западноевропейской стороны препятствием на пути к взаимопониманию и партнерству является сформировавшийся в последние годы отрицательный образ новой России.

С учетом всех этих факторов, считает автор, реальные отношения между Россией и ЕС, вероятно, будут развиваться по сценарию прагма-

тичного сотрудничества, предполагающего достаточную стабильность в отношениях, многостороннее и постепенно расширяющееся экономическое и культурное сотрудничество, стремление обеих сторон к мирному урегулированию конфликтов в Европе и в соседних регионах.

Касаясь той же проблемы, Х.Тиммерман отмечает, что, несмотря на разразившийся летом 1998 г. финансовый кризис, свидетельством продолжения курса, начатого заключением СПС, является реализация, хотя и медленная, некоторых совместных проектов, например, постепенное создание зоны свободной торговли ЕС - Россия. Даже в ухудшающихся экономических и финансовых условиях Россия, по его мнению, должна продолжать строить партнерские отношения с европейцами и не чинить новых препятствий расширению ЕС. Такая стратегия позволила бы европейцам поверить в намерения российского руководства скорректировать курс преобразований.

Для консолидации своего статуса великой державы в многополюсном мире Россия ищет равноправного партнерства с другими великими державами, подчеркивая особую заинтересованность в развитии торговли, научно-технического сотрудничества и финансовых отношений, а также во включении в систему международного разделения труда. Это стремление совпадает с аналогичными стремлениями Германии и европейцев. И в будущем, подчеркивает Х.Тиммерман, важнейшей задачей западной политики в отношении России будет стимулирование ее развития в направлении к «нормальному» европейскому государству. Заинтересованность Запада объясняется не только политическими, но и экономическими факторами, поскольку только сильное государство с эффективными институтами может создать условия и механизмы, стимулирующие деятельность иностранных и местных частных инвесторов. Только после осуществления в России внутренней модернизации и расширения номенклатуры ее экспорта может увеличиться объем экспорта западных предприятий в эту огромную страну. Но при этом отношения Запада с Россией не должны развиваться за счет стран Восточной Европы.

Для корректировки российского курса реформ европейцы должны модернизировать инструменты поддержки и повысить их эффективность. С этой целью экономическое стимулирование должно быть направлено на конкретные проекты, реализация которых должна четко отслеживаться и проверяться. Вместо «живых» денег следовало бы предоставлять «интеллектуальную помощь» в виде опытных менеджеров, экспертов,

специалистов в области налогов, банковского дела и контроля. Необходимо изучить возможности для более широкого участия ЕС в развитии российских регионов.

В заключение Х.Тиммерман подчеркивает, что всего в течение нескольких лет России решительно изменить свой облик. Помимо других факторов, этому способствовало и то, что, развивая партнерские отношения с Россией, ЕС стремился не просто к ее «вестернизации», а к укреплению ее позиций в евразийском пространстве.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.