2000.04.025. БУРМЫКИНА О.Н., НЕЧАЕВА Н.А. СОЦИОКУЛЬ-ТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ / РАН. Ин-т социологии. С.-Петерб. фил. - СПб., 1998.-55 с.
Работа посвящена изучению социокультурных характеристик сознания населения Петербурга и определению меры их воздействия на адаптацию к происходящим изменениям в экономической сфере. Раздел "Социокультурные доминанты сознания в сфере труда и отношение к общественным преобразованиям" написан Н.А.Нечаевой. Раздел "Экономические взгляды и поведение сквозь призму социо-культурного подхода (Опыт эмпирического анализа)" подготовлен О.Н.Бурмыкиной. (Оба автора из Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН.)
Авторы исходят из того, что в целом культура России носит ан-тиномичный гетерогенный характер. В ней отчетливо прослеживается наличие противоположных начал (полюсов), выраженных в многочисленных чертах национального характера, ментальное™. Этот гетерогенный характер культуры проявляется в сфере хозяйственной деятельности, трудовой этике, в которых существуют два полюса: один представлен пассивно-традиционной доминантой сознания, другой — активно-новационной. В структуре первой доминанты существенную роль играет общинное, коллективное начало, в структуре второй — личностное начало, индивидуализация сознания и деятельности.
Основным понятием исследования было понятие "социо-культурная доминанта сознания". Н.А.Нечаева понимает социокуль-турную доминанту создания как сквозную характеристику сознания, которая пронизывает некоторый спектр взаимосвязанных свойств (синдромов), организует и упорядочивает его, играя существенную роль в типе сознания их носителей, оставаясь константной в течение длительного времени и являясь отражением особенностей культуры, в рамках которой она существует.
Социокультурная доминанта сознания обладает сложной иерархической структурой. Методология и анализ эмпирической фиксации этой структуры базировалась на следующем подходе. Предполагалось, что доминанта объединяет спектр взаимосвязанных относительно противоречивых социокультурных переменных. В свою очередь, каждая социокультурная переменная также представлена синдромом взаимосвязанных характеристик. Структура каждого типа сознания в исследовании была эмпирически образована 11 социокуль-турными
переменными (совокупными индексами), вошедшими в генеральный фактор (43 индикатора).
Исследование проводилось среди взрослого населения Санкт-Петербурга (старше 18 лет) в июне 1995 г. Объем выборки был равен 682, выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию.
Первую Группу социокультурных переменных образовали характеристики сознания, имеющие наиболее широкое распространение среди населения: носителями каждой из них являются более половины опрошенных жителей Санкт-Петербурга. Таковыми оказались шесть социокультурных переменных: 1) патернализм, 2) значение веры в общее дело, 3) коллективизм, 4) планирование временной перспективы, 5) покорность судьбе (фатализм), 6) стремление к успеху.
1. Патернализм означает следующее. В новых экономических условиях большинство жителей города надеется не на себя, а на авторитетных руководителей. По мнению опрошенных, именно от руководителей, а вовсе не от рядовых работников, зависит, сможет ли трудовой коллектив "встать на ноги", добиться успехов. Фигуре руководителя, умению находить с подчиненными общий язык и заботиться о них придается столь значительный вес, что его реальная власть, связи и предприимчивость ставятся выше существующих законов. Такую склонность к патернализму в очень высокой степени продемонстрировали 50% опрошенных, высокая выраженность этого качества характеризует еще 42%, умеренная — лишь 8%.
2. Значение веры в общее дело. Люди так сильно стремятся верить в общее дело, ради которого они трудятся, что считают это более важным для успехов трудового коллектива, нежели хорошую организацию труда. Для подавляющего большинства опрошенных (70%) ее роль в жизни очень большая, для 20% — большая, и для 10% — умеренная (с. 16).
3. Коллективизм в труде. Имея выбор, большинство людей предпочитают работать с другими людьми, постоянно чувствуя, что их труд — часть общего дела, которое имеет для них большое значение и смысл. Интересы коллектива ставятся выше частных интересов. С другой стороны, на работе должна быть такая обстановка, которую отличает общение, забота и сочувствие друг к другу, дух взаимопомощи и т. д. Высокий уровень коллективизма зафиксирован у 69% опрошенных, склонность к индивидуализму — лишь у 10%; умеренный коллективизм/индивидуализм — у 21% (с. 17).
4. Планирование временной перспективы. Большинство опрощенных не проявляют намерений как-либо планировать свои дела: 77% горожан
продемонстрировали низкую склонность строить планы в отношении своей жизни и работы; 16% — среднюю, только 1% — высокую.
5. Покорность судьбе. Более половины опрошенных (55%) отличаются высокой степенью покорности судьбе; средняя зафиксирована у 31 % и низкая — у 14%. Большинство людей занимают фаталистическую позицию "от своей судьбы не уйдешь".
6. Стремление к успеху. Более половины участников опроса (52%) проявили слабое стремление к успехам на работе, карьере, считая, что более важной ценностью являются отношения с людьми, а вовсе не служебные достижения на работе. Средний уровень стремления к успеху у 40%, высокий — только у 8% жителей города (с. 18).
В следующей группе социокультурных характеристик количество представителей крайних (полюсных) групп различается не столь резко, как в предыдущей.
7. Неприятие нововведений в работе, избегание риска. 40% опрошенных выступают против нововведений на работе, если они противоречат устоявшимся взглядам и традициям трудового коллектива. Средняя степень принятия нового И склонности к риску у 52%, высокая—у 8%.
8. Рационализм. В данном исследовании под рационализмом понимается совокупность взаимосвязанных характеристик, отражающих склонность к методически-расчетливому ведению работы: калькуляция в рабочих делах, точность, практичность, дисциплинированность, предусмотрительность в труде. Низкую степень рационализма продемонстрировали 24% жителей города, которые предпочитают действовать "по велению души", отвергают расчет и действия с позиции выгоды. Противоположная группа — с высокой степенью рационализма — составила лишь 10%, большинство горожан относятся к промежуточному типу.
9. Постоянство напряжения в работе. Ритмичность труда. Размеренность и ритмичность труда отвергают 47% опрошенных. Они не любят одинакового, постоянного, ровного напряжения сил в работе. Им более свойственны периоды трудолюбия, когда дело спорится, горит в руках, а потом наступает затишье. Высокая склонность к размеренному, ритмичному труду — у 12%, средняя—у 41%.
10. Активное отношение к работе и жизни. Доля тех участников, кто предпочитает на работе не Проявлять активность, не вмешиваться в дела, их лично не касающиеся, составила 42%. Средние значения у этого показателя — у 43%, высокие — у 15% опрошенных.
11. Нетерпимость. Высокую нетерпимость проявляют 43% опрошенных. Не похожие на них люди вызывают их недоверие и нежелание с ними сотрудничать.
Они считают, что трудовой коллектив вообще не сможет нормально работать, если его члены будут терпимо относиться к различным точкам зрения. Среднее значение по показателю нетерпимости у 49%, низкое — у 8% участников исследования (с. 20).
12. Инициативно-индивидуалистическое отношение к работе. Представители развитого инициативно-индивидуалистического типа считают приемлемой для себя работу, которая требует постоянной собственной инициативы, проявления активности, деловитости и предприимчивости. Их устраивает такое положение дел, когда надо постоянно "вертеться", искать заказы; в организации работы преобладает конкурсная основа, существуют строгие требования к качеству индивидуальной работы. Они готовы к большому напряжению душевных сил, когда надо быть всегда в форме, нельзя расслабляться, к большой материальной ответственности, к необходимости постоянно тратить время на освоение нового... Людей с таким типом отношения К работе оказалось 47%. Тех же, у кого преобладает отвержение большинства описанных сторон работы, оказалось 14%. Носителей смешанного типа — 38%.
13. Социокультурный идеал. 44% горожан особенно ценят в людях качества, которые принадлежат традиционно-культурному идеалу. Их уважение вызывают люди справедливые, верные, преданные, придающие большое значение развитию своей духовной жизни, скромные, бескорыстные, чтящие родные традиции, верные своим культурным корням, ценящие душевные отношения с людьми, способные пренебрегать выгодой ради высокой цели. Лишь для 8% опрошенных большую привлекательность имеет другой тип человека. который можно назвать "рационально-рыночным". Его черты: стремление многого достичь, добиться успеха; жизнь и работа на основе точного расчета; умение достичь материального благополучия, активность, инициативность, стремление к свободе и независимости; деловитость, практичность, убеждение, что главное в жизни — реализовать себя, свои способности и знания, подчинение этому других сторон своей жизни. Носителями смешанного типа социокультурного идеала (противоречивая приверженность и к традиционно-культурным, и к рационально-рыночным свойствам примерно в равной степени) являются 48% опрошенных.
Зафиксированные в исследовании, основные социокультурные переменные существуют в сознании не изолированно, а образуют синдромы более высокого уровня.
Выявлено существование двух полюсных, не сводимых друг к другу, антиномичных доминант сознания. Первая называется пассивно-традиционной, она объединяет ориентации, установки, ценности,
направленные на консервацию традиций и норм, в ней выражено общинное, коллективистское начало. Вторая — активно-новационная — состоит из характеристик, связанных с изменениями, активностью, личностными и индивидуалистическими установками.
Носители пассивно-традиционного типа сознания склонны к патернализму, большое значение они придают подчинению авторитетам. Они отвергают нововведения на работе, противоречащие традициям, не склонны к риску. У них ярко выражен весь спектр коллективистских установок в сфере труда. Для людей с этим типом сознания велика необходимость веры в общее дело, в общие цели. Их отличает высокая степень фатализма, нежелание планировать что-либо в своей жизни и работе на длительную перспективу. У этих людей слабое стремление к успехам. Они нетерпимы. Для них неприемлема работа в организации которой преобладает конкурсная основа, требуется собственная активность, инициатива, существует атмосфера острой конкуренции, борьбы, требуется большое напряжение душевных сил; ответственность за работу не коллективная, а строго индивидуальная. Для них особенно ценны черты традиционно-культурного идеала человека — справедливость, преданность, забота о духовной жизни, скромность, бескорыстие, тяга к культурным корням и традициям. Среди опрошенных более половины (55%) в большей или меньшей степени являются носителями описанного синдрома характеристик. При этом 18% могут быть отнесены к ярким представителям пассивно-традиционного типа сознания, а 37% — к умеренным традиционалистам (с. 23).
Представители активно-новационного типа сознания выступают за новые идеи, готовы к риску, связанному с нововведениями на работе. Их отличает спектр индивидуалистических установок в сфере труда (коллективистские ориентации не выражены). Они Не склонны к патернализму, мало ориентированы на подчинение авторитетам. Для них не важна вера в общие цели и идеалы; слабо выражен фатализм, Они стремятся планировать на длительную перспективу свою жизнь, работу, карьеру. Их характеризует высокий уровень стремления к успеху. Они терпимы (склонны к компромиссу и сотрудничеству с 'чужими"). Они приемлют работу, требующую активности, инициативы, освоения нового, напряжения душевных сил; атмосфера которой предполагает острую конкуренцию, борьбу, конкурс, индивидуальную ответственность. Для них привлекателен человек, ориентированный на успех достижение и независимость; которому свойственны деловитость, практичность, точный, расчет. Среди участников опроса только 11 % могут быть отнесены к носителям активно-инновационного типа сознания.
Представителей промежуточного (смешанного) типа сознания — 34%, они имеют средние оценки по всем индикаторам и показателям, входящим в описанные, типы.
Таким образом, более половины опрошенных жителей Санкт-Петербурга могут быть охарактеризованы как носители пассивно-Традиционного типа сознания в сфере труда (и соответствующей до-Мйнанты сознания, лежащей в его основе), и лишь один из десяти участников исследования может быть назван представителем актив-но-новационного типа.
Социокультурные доминанты сознания (и соответствующие им типы сознания горожан) значимо связаны с отношением петербуржцев к общественным преобразованиям. Носители пассивно-традиционной доминанты сознания в меньшей степени приемлют проводимые в стране преобразования, нежели представители активно норационного типа. Они более негативно оценивают изменения в собственной жизни за период реформ, по сравнению с людьми, которым свойственны активно-новационные ориентации. Лица, в сознании которых доминирует коллективистское начало, склонности к сохранению традиций и норм, менее адаптированы к рыночным отношениям, чем носители индивидуалистических ориентации, склонные к изменениям. Люди с пассивно-традиционным синдромом социокультурных переменных реже участвуют в новых формах хозяйствования (частных фирмах, совместных, иностранных предприятиях, кооперативах), чем носители активно-ноиационной доминанты сознания.
Таким образом, концепции об устойчивости исторически сложившихся культурных синдромов находят свое эмпирическое подтверждение и в настоящее время. Социокультурные доминанты сознания действительно довольно постоянны, но постоянство это не абсолютное, а относительное. Изменения в отечественной культуре под влиянием общих модернизационных факторов накапливаются, но происходит это не столь быстро, как могло бы быть при иных, культурных основаниях.
В описанном выше исследовании принимала участие О.Н.Бурмыкина. Ее целью было изучение экономических взглядов и поведения с точки зрения социокультурного подхода. Этот подход делает акцент на регулятивных функциях культуры, т.е. культура рассматривается как регулятивное основание жизнедеятельности человека, определяющее характер и направленность всех форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности, в которых находит свое выражение та или иная система ценностей и образцов, норм и идеалов, символов и смыслов.
0.Н.Бурмыкина использует предложенный Н.А.Нечаевой "фактор культуры", обобщенный показатель традиционных и нова-ционных ориентации, установок и ценностей, отражающих две полюсные доминанты сознания. Выявленные на основе "фактора культуры" социокультурные типы сознания (пассивно-традиционный и активно-новационный) проявились в конкретной деятельности людей, а именно — в степени их адаптированности к рыночным отношениям ("фактор принятия рынка").
В исследовании ставились две задачи.
1.На эмпирическом уровне выяснить отношение к частной собственности: определить особенности ее восприятия разными социально-демографическими группами и выявить степень влияния социокультурных характеристик (анализировались данные исследования "Человек в меняющемся мире": опрос населения Санкт-Петербурга, январь-февраль 1995 г., 710 человек, выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию).
2. Зафиксировать реальное экономическое поведение, направленное на адаптацию к рыночной экономике: определить специфику этого поведения среди разных социальных групп населения и выявить характер связи между реальным поведением людей и социо-культурными характеристиками их сознания (исследование "Человек в мире работы": опрос населения Санкт-Петербурга, 1995 г., 682 человека, выборка репрезентативная, по полу, возрасту и образованию).
Согласно полученным данным, доли респондентов, придерживающихся той или иной ориентации в вопросе о приемлемости частной собственности, оказались примерно равными: поддержали частную собственность 34% опрошенных; к противоположному мнению склонились 32%; смешанная ориентация выявилась у 34% (с. 37). Сторонники частной собственности полагают, что: без этого института невозможно добиться изменения ситуации в экономике в лучшую сторону; благосостояние общества непосредственно зависит: от того, насколько многочислен в нем класс собственников; собственность является основой истинной свободы и независимости человека в обществе; власть не вправе ограничивать свободу действий собственника; эти действия могут быть оспорены только в суде, и из этого правила не должно быть никаких исключений. Противники частной собственности не видят в ней большой необходимости — наведя порядок в государственном секторе, можно обойтись и без нее, если частная собственность и допустима, то не во всех сферах экономики; за государственными органами, помимо суда, должно оставаться право на ограничение свободы действий собственника,
если такое вмешательство служит интересам общего дела. Анализ влияния социальных факторов выявил, что в поддержку частной собственности высказываются более молодые, образованные и обеспеченные люди, имеющие, как правило, городские корни. И соответственно, не поддерживают частную собственность люди более старших возрастов, менее образованные, необеспеченные, имеющие деревенские корни. Люди с активно-новационной доминантой в сознании склонны поддерживать институт частной собственности, а его неприятие характерно для респондентов, отнесенных к пассивно-традиционному культурному типу. Эти различия наиболее отчетливо связаны с двумя из восьми обобщенных показателей, описывающих "фактор культуры", — "готовность к рынку" и "принятие нового".
Рыночная экономика предполагает мобильность существования не только структур экономики, но и мобильность самого человека: произошло качественное изменение типов и форм занятости, наблюдается повышенная гибкость и возрастающая сегментация рынка труда, оформилась безработица. Степень встроенное™ в новые экономические структуры рассматривается в качестве одного из показателей реализации отношения к рыночным преобразованиям на уровне поведения. Все предприятия и организации, где работают респонденты, были разделены на две группы: 1) старые формы хозяйствования (государственные предприятия) и 2) новые формы хозяйствования (акционерные общества, частные фирмы, кооперативы, ИТД, совместные и иностранные предприятия). Распределение работающих респондентов по этим группам было равным: одна половина из них оказалась занятой в государственном секторе, другая — в негосударственном. Объектом анализа стали работающие на предприятиях новых секторов экономики, за исключением работников акционерных обществ. Среди сотрудников этого сегмента чаще всего можно встретить мужчин, молодых людей, более обеспеченных. Фактор образования оказался не значимым: в этом секторе с равной вероятностью могут работать как высокообразованные люди, так и малообразованные. Работа в новых секторах, по мнению респондентов, сказалась как на отдельных сторонах жизни (возможность реализовать свои способности, знания, умения, опыт, заинтересованность в работе, возможность улучшить свое материальное положение, получения медицинской помощи, для отдыха, проведения отпуска и пр.), так и на оценке жизни в целом: изменение в собственной жизни, а также изменение материального положения оцениваются как позитивные. Люди, занятые в частных, совместных и иностранных
предприятиях, большей частью ориентированы на рыночный тип культуры и рыночные ценности, их отличают индивидуалистические установки и низкая выраженность коллективистских ориентации в сфере труда, у них высокая мотивация на достижение успехов в своей профессиональной деятельности. Для них характерны высокие самооценки адаптированности не только к рыночным преобразованиям, но и ко всем общественным изменениям в целом.
Основная проблема адаптации к новым реалиям для многих людей (вследствие резкого падения уровня жизни значительной части населения) — это поиск источника дохода для удовлетворения насущных потребностей. Согласно полученным данным, низкие доходы действительно побуждают большую часть горожан предпринимать какие-либо действия для улучшения или поддержания материального положения своих семей. Лишь у немногих (5%) нет в этом необходимости, другие — их почти треть — ничего не делают в силу разных причин (здоровье, возраст, семейные обстоятельства не позволяют работать дополнительно). Остальные либо экономят или переходят на самообеспечение, либо пытаются действовать — ищут дополнительную работу. О таких действиях сообщил каждый четвертый респондент. Ищут дополнительную работу чаще мужчины, чем женщины, представители обеспеченного слоя, получившие лучшее образование. В целом, стремление действовать характерно для категорий горожан, имеющих высокий социально-экономический статус и необходимые ресурсы, работающие в новых экономических секторах.
Описанные в исследовании синдромы позволяют говорить о наличии культурного расслоения в нашем обществе. Одна часть людей, придерживающаяся инновационных взглядов (индивидуалистические ориентации и установки, стремление к новому, готовность к риску, активность, высокая мотивация к достижению, отсутствие ориентации на подчинение авторитетам, терпимость к другим людям и взглядам), склонна поддерживать развитие частнособственнических отношений. Они принимают рыночные правила, оказываются более адаптированными к новым экономическим условиям и ведут себя в соответствии с требованиями рынка. Другая часть — сторонники традиционных взглядов (придерживаются коллективистских приоритетов, следуют традициям, отвергают нововведения и не готовы рисковать, пассивны, слабо мотивированы к достижениям, склонны к подчинению авторитетам, нетерпимы) — не принимает частной собственности, не знает, как себя
вести в рыночной среде, менее приспособлена к новым общественным условиям, пассивна.
Традиционная культурная доминанта играет существенную роль даже в таких крупных городах, каким является Санкт-Петербург, определяя негативное отношение значительного слоя населения к преобразованиям в экономике и препятствуя вовлечению представителей этого слоя в активное освоение новых реалий. В то же время, эта традиционная культура испытывала сильное давление со стороны модернизационных факторов, постепенно расслаиваясь в процессе индустриализации, и сопряженных с ней социетальных трансформаций — развития систем образования и массовой коммуникации, урбанизации. Даже в условиях острейшего экономического кризиса, способного служить источником актуализации культурных образцов, распространенных в советское время, заметная доля жителей города выражает приверженность "новой культуре". Темпы культурного изменения, распространение новой культурной парадигмы за пределы узкого слоя Предпринимателей, представителей младшего поколения и образованных групп, будут связаны в первую очередь с экономическими успехами нового хозяйственного уклада, с выходом России из кризиса и началом экономического роста.
Э. П. Васильева