Научная статья на тему '2000. 03. 051. Юнг Х. Глобализация экономики и китайский бизнес в Юго-Восточной Азии. Yeung H. under siege? Economic globalization and сhinese business in Southeast Asia //economy A. society. L. ,1999. Vol. 28, № 1. P. 1-29'

2000. 03. 051. Юнг Х. Глобализация экономики и китайский бизнес в Юго-Восточной Азии. Yeung H. under siege? Economic globalization and сhinese business in Southeast Asia //economy A. society. L. ,1999. Vol. 28, № 1. P. 1-29 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙЦЫ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КИТАЙЦЕВ - В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 051. Юнг Х. Глобализация экономики и китайский бизнес в Юго-Восточной Азии. Yeung H. under siege? Economic globalization and сhinese business in Southeast Asia //economy A. society. L. ,1999. Vol. 28, № 1. P. 1-29»

2000.03.051. ЮНГ Х. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И КИТАЙСКИЙ БИЗНЕС В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

YEUNG H. Under siege? Economic globalization and СЫпеБе business in Southeast Asia //Economy a. society. — L.,1999. — Vol.28, № 1. — P.1-29.

В статье сотрудника Национального университета Сингапура отмечается, что процесс глобализации экономики не только не ведет к созданию мира без границ, но, напротив, вызывает усиление национальных различий. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) доминируют институциональные формы китайского капитализма, который в последние годы переживает этап перестройки и трансформации, что является важным фактором развития капитализма в ЮВА. По мнению автора, глобализация должна рассматриваться как "диалектический процесс гомогенизации и дифференциации". В результате реакцией на формирование экономически, социально и культурно однородного мира является усиление межстрановых различий.

Глобализация экономики не устраняет необходимости национальных государств, продолжающих обеспечивать институциональные структуры и стратегии, гарантирующие минимальный уровень международного управления экономикой. Для регулирования процесса глобализации государства пользуются такими инструментами, как ограничение доступа к рынкам и ресурсам; применение правил регулирования иностранных инвестиций; разработка политики развития отдельных отраслей. Выступая против утверждения сторонников международного производства о том, что ТНК якобы владеют преимуществами, связанными, например, с собственностью и отсутствующими в стране размещения, автор отмечает, что перенесение этих преимуществ в другие страны затруднено. Работая в других странах, ТНК вынуждены пользоваться новыми, локальными конкурентными преимуществами, для чего им необходимо внедриться в предпринимательскую среду принимающей страны.

В ЮВА социальной и институциональной основой капитализма является китайская система предпринимательства, поскольку еще в XVI в. начался процесс эмиграции из Китая в другие страны региона. В настоящее время за пределами КНР проживают 55 млн. китайцев, в том числе 91% в странах Азии (с.7). "Зарубежные китайцы" в немалой степени способствовали быстрому экономическому развитию региона ЮВА. Они контролируют 500 крупнейших государственных компаний с общими активами свыше 500 млрд. долл., до 80% активов частных корпораций

в Индонезии, 40-50% — в Малайзии, 90% в секторе готовой продукции и 50% в секторе услуг Таиланда (с.7).

Основу "духа китайского капитализма" составляет способность китайцев к формированию сети связанных социально-экономиче-ских групп, обеспечивающих преодоление дискриминации в странах размещения. Такая социальная организация китайского капитализма в ЮВА является результатом несовершенной конкуренции, которая обусловлена наличием институциональных барьеров и ведущей ролью государства в экономике. Социально-экономические группы строятся обычно вокруг семьи и ее ближайшего окружения. Этнические китайцы в странах ЮВА также предпочитают семейный бизнес как естественное продолжение предпринимательской стратегии. Благодаря этому китайцы создают "крепость", способную противостоять дискриминации со стороны предпринимателей и стран размещения.

Любые изменения в китайской предпринимательской системе сказываются на операциях фирм, принадлежащих этническим китайцам в странах ЮВА. В то же время различия в экономическом развитии стран ЮВА оказывают влияние на китайскую капиталистическую систему. Так, китайские фирмы в Сингапуре в значительной степени следуют западной практике управления под влиянием развития связей с западньгми ТНК и фирмами, поддерживаемыми государством. В других странах ЮВА (Индонезии, Малайзии, Таиланде) китайский капитал в 80-90-х годах активно участвовал в приватизации предприятий основных отраслей государственного сектора, для чего многие китайские фирмы вступили в отношения "патрон-клиент" с ведущими политическими и военными деятелями. Китайские фирмы, действующие в этих странах, объединялись, создавая консорциумы, чтобы успешно конкурировать с иностранным капиталом. Включение стран ЮВА в процесс глобализации экономики потребовало от китайских предпринимателей отхода от статичных и принятия динамичных стратегий. В действительности китайский капитализм является в высшей степени динамичным, способным реагировать на требования глобализации.

Далее автор рассматривает два примера влияния глобализации на китайскую предпринимательскую систему. Первый случай связан с банкротством Peregrine Investment Holdings, ведущего азиатского торгового банка, расположенного в Гонконге и входящего в систему китайского бизнеса. Этот банк пал жертвой сомнительного кредита, предоставленного Индонезии на основе фамильных связей. Девальвация индонезийской рупии в 1997 г. привела к невозможности возврата долга. Второй пример связан с государственной этнической политикой Малайзии. С 1971 г. правительство этой страны

проводило экономическую политику, направленную на освобождение экономики страны от чрезмерной зависимости от этнических китайцев. В соответствии с этой политикой иностранцам могло принадлежать не более 30% акций любой компании, тогда как представители коренного населения должны были иметь не менее 30% (с. 19). К середине 90-х годов стало очевидно, что экономическая политика малайзийского правительства создала благоприятные условия для вовлечения в бизнес коренного населения страны, затормозив рост малых и средних предприятий, находящихся в собственности китайцев.

Экономический кризис в Азии отрицательно сказался на деятельности многих малайзийских фирм, особенно затронув фирмы, находящиеся в собственности коренного населения. Для исправления ситуации правительство Малайзии разрешило некоренному населению страны и иностранцам увеличить свою долю в капитале местных компаний. Открытие малайзийского корпоративного сектора, пишет автор, может рассматриваться как прагматичная реакция правительства на вызов глобализации. Малайзийские китайцы смогли приобрести фирмы, находившиеся в собственности коренного населения по значительно более низким ценам, чем до кризиса. Таким образом, глобализация экономики не всегда ущемляет интересы китайского капитализма. Однако в перспективе, отмечает автор, существует угроза для преимуществ китайских фирм: "Необходимость действовать в условиях растущей интернационализации бизнеса предполагает методы поведения, которые подрывают китайскую исключительность" (с.23). Китайские фирмы должны развивать не только систему связей, но и систему менеджмента, дающую возможность объективно оценивать риск. Случай с банком Peregrine продемонстрировал, что недостаток профессионализма, несмотря на существующие связи, может привести к краху. Кроме того, автор подчеркивает целесообразность для китайских "семейных" фирм диверсификации портфеля инвестиций, что сократит их зависимость от одного сектора экономики.

В заключение отмечается, что азиатский кризис 1997-1998 гг. подорвал существовавшие связи между китайскими капиталистами и правящей элитой стран ЮВА, и в будущем китайский капитализм в этом регионе не сможет базироваться лишь на политико-экономических союзах между предпринимателями и правительствами стран размещения.

Н.Н. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.