Научная статья на тему '2000. 02. 011. Персоналистский федерализм у истоков будущей Европы. Le federalisme personnaliste aux sources de l'Europe de demain = der personnalistische Foderalismus und die Zukunft Europas: hommage a Alexandre Marc/ Kinsky F. , Knipping F. (eds). Baden-Baden: Nomos, 1998. Yii, 327 P. (Schr. R. des Europ. Zentrums fur Foderalismus-Forschung; bd 7). Текст на ФР. , англ. , нем. Яз'

2000. 02. 011. Персоналистский федерализм у истоков будущей Европы. Le federalisme personnaliste aux sources de l'Europe de demain = der personnalistische Foderalismus und die Zukunft Europas: hommage a Alexandre Marc/ Kinsky F. , Knipping F. (eds). Baden-Baden: Nomos, 1998. Yii, 327 P. (Schr. R. des Europ. Zentrums fur Foderalismus-Forschung; bd 7). Текст на ФР. , англ. , нем. Яз Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬТЕР ФРМ / ЕКАТЕРИНА II ИМП РОСС / ДИДРО Д / ГРИММ Ф / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛИ ФРАНЦУЗСКИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 011. Персоналистский федерализм у истоков будущей Европы. Le federalisme personnaliste aux sources de l'Europe de demain = der personnalistische Foderalismus und die Zukunft Europas: hommage a Alexandre Marc/ Kinsky F. , Knipping F. (eds). Baden-Baden: Nomos, 1998. Yii, 327 P. (Schr. R. des Europ. Zentrums fur Foderalismus-Forschung; bd 7). Текст на ФР. , англ. , нем. Яз»

Страны Европы

2000.02.011. ПЕРСОНАЛИСТСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ У ИСТОКОВ БУДУЩЕЙ ЕВРОПЫ.

LE FEDERALISME PERSONNALISTE AUX SOURCES DE L'EUROPE DE DEMAIN = Der personnalistische Foderalismus und die Zukunft Europas: Hommage a Alexandre Marc/ Kinsky F., Knipping F.(eds). — Baden-Baden: Nomos, 1998. — YII, 327 p. — (Schr.R. des Europ. Zentrums fur Foderalismus-Forschung; Bd 7). — Текст на фр., англ., нем. яз.

В книге представлены материалы коллоквиума, посвященного персоналистскому федерализму — политической и социальной концепции, известной в основном во Франции и отчасти в Италии, и мало известной в Германии.

Персонализм — понятие западной цивилизации, основанное на римском праве и христианской теологии и в ходе дальнейшего развития во время второй мировой войны во Франции обозначившее свою дистанцию от индивидуализма и коллективизма. "Персоналистский федерализм" стремится к гармонии между свободой индивида и требованиями коллективной организации в широком смысле слова — как политической, так и социально-экономической. Этот федерализм, опирающийся на мысль П.-Ж.Прудона, не довольствуется установлением федеративного конститутивного устройства, но стремится наполнить собой все области общественной и частной жизни.

В 25 докладах коллоквиума представлены: анализ его философских оснований и методологии; его отношения к другим системам мысли и идеологии; его концепции человека; его исторических истоков и предшественников; его роли перед лицом тоталитаризма и кризиса цивилизации; его важности для строительства объединенной Европы.

На коллоквиуме присутствовал сам Александр Марк (отметивший свою 90-летнюю годовщину), выдающийся представитель "персоналистского федерализма" начиная с 30-х годов, основатель Международного центра Европейского образования (CIFE), имеющий последователей по всей Европе. Ему-то и был посвящен коллоквиум.

А.Марк родился в 1904 г. в России и эмигрировал во Францию после большевистской революции. После занятий в Сорбонне и в свободной Школе Политических наук в Париже Марк проводит год во Фрайбургском ун-те в Германии, изучая философию Э. Гуссерля, в то время как ассистентом там был молодой Хайдеггер. В начале 30-х годов

он вместе с Э.Мунье становится основателем журнала "Esprit", на страницах которого (а также "Ordres Nouveau") вместе с группой единомышленников - А.Дандье, Д. де Ружмон, А.Даниэль-Ропс, Р.Арон, Э.Мунье и Н.Бердяев - разрабатывает персоналистскую доктрину, основу глобального или интегрального федерализма, опирающуюся на идеи Прудона, К.Барта, М.Шелера, М.Бубера и К.Ясперса.

В те же годы он встречается с де Голлем, чью критику в адрес оборонной политики Франции поддерживает. Голлист "первого призыва", он остается им и в годы сопротивления. После прихода де Голля к власти в 1958 г. он критикует его европейские идеи.

В 30-е годы он встречается с Аденауэром, ведет диалог с Ясперсом. После войны он был первым федералистом, устроившим конференцию, посвященную Германии. Однако наибольшую ценность представляет его вклад в учение федерализма: А.Марк являет редкий пример мыслителя, который вел активную борьбу за распространение своих идей, за претворение их в жизнь.

ВУАЙЕН Б. ПЕРСОНАЛИЗМ И ФЕДЕРАЛИЗМ У ПЬЕРА-ЖОЗЕФА ПРУДОНА.

В великом споре между индивидуализмом и коллективизмом, расколовшим XlX и отчасти XX в., Прудон не примкнул ни к той, ни к другой стороне; в противовес им он сосредоточил внимание на "коллективном существе". Прудон выступил за общество, основанное на автономии персон и групп, где взаимный характер обязанностей заменит власть, а правительство сведется к простому органу учета и арбитража. Анархизм Прудона состоит лишь в устранении власти абсолютистской. Власти навязанной необходимо противопоставить власть по свободному согласию в соответствии со справедливостью. Общество свободных людей — от персоны до человечества — символически основано на взаимном договоре, в котором каждая из сторон отдает не более, нежели получает. Иными словами, это управление самими собою.

Примечательно, что разработка персоналистского направления в ХХ в. и новое открытие прудоновского федерализма совпали на страницах изданий «Ordres Nouveau» и «Esprit». Главный теоретик прудоновского интегрального федерализма А.Марк стал главным борцом за федерализм третьего типа — между стихийным федерализмом античных и средневековых городов и федерализмом американских отцов-основателей. Этот федерализм, не ограничиваясь философской

концептуализацией, ищет применения в самых различных экономических социальных и геополитических областях. По словам А.Марка: «Федерализм — это персонализм, действующий в мирском плане; персонализм — это философия, которая поддерживает, вдохновляет, освещает и ориентирует федералистскую деятельность. Можно добавить, что термин федерализм, взятый в его интегральном смысле, заключает в себе свою собственную философию» (с.44).

ВЕЙРД К. СОБОРНОСТЬ. РУССКИЙ ВКЛАД АЛЕКСАНДРА МАРКА И НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА В ПЕРСОНАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Персоналистское движенние началось в Париже в 1931 г. с распространения рукописного манифеста группы «Новый порядок» (Ordres Nouveau), составленного русским эмигрантом А.Марком. Члены группы назвали себя персоналистами в противовес либеральному индивидуализму и «коллективизму» социал-коммунистического толка: это привлекло симпатии молодого французского интеллектуала-католика Э.Мунье, который пригласил Марка и его друзей к сотрудничеству во вновь основанном журнале «Esprit». Учение персонализма в их изложении подвергало критике «рациональный гуманизм», рассматривая его как ошибку, допущенную со времен Ренессанса: последний поставил в центре своего внимания человека природного вместо духовного, отрицая тем самым божественную ценность человеческого существа. Между тем, согласно персоналистам, человеческое существо имеет дуалистическую природу, состоит из духовного и материального начал; только через целостное развитие обеих своих сторон оно может стать настоящей персоной, способной реализовать себя в обществе.

Отсюда вытекает и концепция общества. Согласно персонализму, целостная личность может сложиться только в сообществах тесно связанных между собой членов с общими интересами. Персоналистское движение ставило целью создание "малых родин": небольших

автономных сообществ, сочетавших духовное воспитание и политическую самостоятельность. В противовес городской изоляции, социальному отчуждению и политическому бессилию такие сообщества должны стать новыми центрами управления. Их члены совместно принимают решения, наилучшим образом соответствующие решению своих нужд. На их основе постепенно образуется децентрализованная федерация, центральное правительство которой будет иметь власть

только в области обороны, почтовых услуг и регуляции межобщинных отношений.

Идея свободной федерации автономных общин была выдвинута русскими народниками и приобрела известность в творчестве Бакунина. Славянофилы выступали за превращение России в свободную амальгаму сельских общин ("мир"), объединенных под властью слабого патриархального царя. В отличие от славянофилов, занятых только Россией, Бакунин перенес эту идею на мировой уровень. Согласно его концепции, только после революции, которая сметет остатки государственной и церковной власти, естественно сложится свободная ассоциация рабочих коммун и крестьянских общин, затем регионов, наций и, наконец, всемирная международная федерация.

Французская персоналистская доктрина многое почерпнула также из философии Бердяева, уже на личном опыте, как и А.Марк, столкнувшегося с тоталитаризмом. Их концепция автономной духовной "малой родины" являлась прямым продолжением понятия "соборности", а их всемирный план федерации "малых родин" являлся отражением русского народнического видения (с.67).

Философия Бердяева и идеология Марка придали французскому персонализму особый русский отпечаток.

ГУЗИ Ж.-П. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЫСЛИ АЛЕКСАНДРА МАРКА НА ЕВРОПЕЙСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

Среди людей, мысль которых глубоко повлияла на движение за европейское единство после второй мировой войны, еще до появления "отцов Европы", т.е. Жана Монне, Конрада Аденауэра, Альчиде де Гаспери и Поля-Анри Спаака, следует назвать Анри Брюгманса, Александра Марка и Дени де Ружмона, ставших проводниками федерализма гамильтоновского толка.

Брюгманс посвятил основную часть своей деятельности Европейскому коллежу в Брюгге; А.Марк был основателем и вдохновителем Международного центра европейской формации; Дени де Ружмон задумал и осуществил в Женеве Европейский центр культуры. Эти выдающиеся личности, каждая в своей области, непосредственно повлияли, даже формировали позицию многих тысяч людей, привлеченных европейской идеей.

В послевоенной Франции существовало множество кружков и группировок, провозглашавших себя федералистскими: на первом месте

для них стояло преобразование предприятий в трудовые сообщества, где каждый производитель участвует в результатах своего труда, а также самоуправление коммун и регионов; на втором — создание европейской федерации; преобразование на всех этих уровнях и означало "интегральный федерализм". В декабре 1946 г. был учрежден Европейский союз федералистов, который возглавил А.Марк. В 1948 г. он стал одним из вдохновителей Конгресса Европы, который состоялся в Гааге под председательством У.Черчилля. Именно здесь оформилось направление интегрального федерализма. «Экономисты либеральной школы не смогли помешать, например, тому, чтобы в генеральной резолюции была записана фраза об участии рабочих профсоюзов в руководстве экономикой. Синдикалисты и федералисты хотели также, чтобы Конгресс выступил за создание экономического и социального Совета. Сегодня может показаться удивительным, что многие национальные делегации выступили против!» (с .197). Послание

участникам конгресса было составлено Д. де Ружмоном в духе персоналистского федерализма. Одним из последствий конгресса в Гааге стало преобразование Международного комитета движений за европейское единство в «Европейское движение» под руководством таких видных деятелей, как Л.Блюм, У.Черчилль, П.-А.Спаак. Тем не менее А.Марк выступил за сохранение Европейского союза федералистов как силы «автономной и критической по отношению к европейскому строительству»(с. 198), с позиций «непримиримого европейского

федерализма».

ВИЛЛЕРМОЗ В. ВЛИЯНИЕ ПЕРСОНАЛИЗМА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ «ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ФЕДЕРА-ЛИСТОВ» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АЛЕКСАНДРА МАРКА.

Можно утверждать, пишет В.Виллермоз, что персонализм и федерализм составляют две стороны одной проблемы: «Не человек вообще, но именно персона вдохновляет персоналистский гуманизм» (с.201). Осуждение либерализма с его ставкой на

индивидуума основано на том, что он привел к созданию централизованного государства, разрушившего все промежуточные социальные связи между собой и индивидуумом. По словам Д. де Ружмона, человек, в понимании интегральных федералистов, «это не изолированный индивид, свободный от всякой ответственности по отношению к сообществу... , не политический солдат, полностью

поглощенный службой сообществу», а «существо, несущее двойную ответственность — по отношению к своему собственному уникальному призванию, с одной стороны, и по отношению к сообществу, внутри которого это призвание осуществляется — с другой... Человек, следовательно, одновременно свободен и ангажирован, свободен и солидарен. Он живет в напряжении между этими двумя полюсами — частным и общим» (с.204).Это понимание человека как существа свободного и ответственного проявляется, прежде всего, в отказе от массового общества и в утверждении человеческой персоны как высшей ценности и единственного субъекта истории. Этому соответствуют только федералистские структуры: «Любое сообщество на любом уровне должно иметь юридические полномочия и финансовые средства, которые позволят решить его собственные проблемы», с учетом всех личных, местных и региональных разнообразий.

Подготовка разнообразных документов для федералистской Европы чрезвычайно занимала сторонников интеграции в послевоенное десятилетие. В частности, была высказана идея, согласно которой германская проблема найдет свое решение в процессе европейского строительства. В ходе последнего должно происходить преобразование внутренних государственных структур на пути к федералистскому устройству.

Следует отметить, что А.Марк разделял гамильтоновские тезисы о необходимости Учредительного собрания, способного выработать и предложить на утверждение народов федеральный пакт для строительства европейской власти. С ее созданием национальные государства сведутся к роли промежуточных корпусов между европейской федерацией и региональными сообществами (с. 205).

Требование европейского Учредительного собрания не означало отказа от критики классической демократии и антипарламентаризма. Выборы прямым голосованием не означали ни реального контакта, ни подлинной связи между избирателем и его представителем в Европейском парламенте. Но иного пути к радикальным изменениям не было. В перспективе же предполагался переход к "органическому голосованию" на непосредственно доступном уровне, не порывая связи между избирателем и избираемым, соблюдая "реальную демократию" и принцип субсидиарности (с.206). Идя на стратегические уступки, А.Марк не уступал в доктринальном плане, по-прежнему имея целью "общество

интегрального федерализма", в котором человек освобожден от "пролетарского состояния" и "рабского положения".

ВАЛЬВЕРДЕ Ж.-Л. ПРИСУТСТВИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ АЛЕКСАНДРА МАРКА В ПРОЕКТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ.

Сегодня можно отметить претворение в жизнь ряда идей и проектов, разработанных А. Марком. К ним относится Верховный суд по правам человека, предложенный им на конгрессе в Гааге еще в 1948 г. и ставший реальностью в структуре Совета Европы. В 50-е годы А.Марк активно выступал за создание "Совета сообществ Европы".

После Маастрихтского договора этот проект получил институциональное выражение в создании Комитета регионов и муниципалитетов. "Но в особенности следует напомнить большой доктринальный вклад федералистских принципов автономии, кооперации, субсидиарности и юридических гарантий, лежащих в основе институционального замысла Европейского союза и нового распределения полномочий и компетенций в новой организации общества и отношений между государствами в Европейском союзе. Процесс регионализации дополняет это движение, причем это еще один уровень, а не замена традиционных государств "микрогосударствами". Речь идет, по словам А.Марка, о двойном наступлении "сверху" и "снизу" против идола национального государства; регионы — снизу и Европейский союз — сверху. В этом один из ключей к новому европейскому порядку" (5,с.241).

Т.М. Фадеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.