Научная статья на тему '2000. 01. 078. Каррингтон У. Дж. , детрагиач Э. Насколько велика &quotутечка мозгов&quot? Carrington W. J. , Detragiache E. How big is the brain drain? Wash. : IMF, 1998. 27 P. (IMF working paper; wp/98/102). Bibliogr. : P. 26-27'

2000. 01. 078. Каррингтон У. Дж. , детрагиач Э. Насколько велика &quotутечка мозгов&quot? Carrington W. J. , Detragiache E. How big is the brain drain? Wash. : IMF, 1998. 27 P. (IMF working paper; wp/98/102). Bibliogr. : P. 26-27 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ - УТЕЧКА УМОВ / УТЕЧКА УМОВ - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ИММИГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭМИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 01. 078. Каррингтон У. Дж. , детрагиач Э. Насколько велика &quotутечка мозгов&quot? Carrington W. J. , Detragiache E. How big is the brain drain? Wash. : IMF, 1998. 27 P. (IMF working paper; wp/98/102). Bibliogr. : P. 26-27»

2000.01.078. КАРРИНГТОН У. ДЖ., ДЕТРАГИАЧ Э. НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА “УТЕЧКА МОЗГОВ”?

CARRINGTON W.J., DETRAGIACHE E. How big is the brain drain? -Wash.: IMF, 1998. - 27 p. - (IMF working paper; WP/98/102). - Bibliogr.: p.26-27.

Сотрудники исследовательского отдела Международного валютного фонда оценивают уровень интеллектуальной эмиграции (ИЭ) из 61 развивающейся страны (РС) в страны - члены ОЭСР. На рассматриваемую 61 РС приходится почти 70% населения третьего мира. Анализ проведен по трем образовательным категориям и странам происхождения эмигрантов. ИЭ из РС осуществляется на протяжении многих десятилетий, но полные данные о ее характере вплоть до настоящего времени отсутствуют. Используя результаты переписи населения США за 1990 г., общие данные об иммиграции в страны -члены ОЭСР и расчеты образовательного уровня населения РС, проведенные рядом исследователей, авторы создали свою модель интеллектуальной иммиграции в страны ОЭСР.

В 80-е годы исследования ряда западных ученых подтвердили важную роль человеческого капитала в качестве фактора производства и возрастающее значение знаний (их часто называют аккумулированным человеческим капиталом). Эти два фактора являются причиной сохраняющихся многие десятилетия существенных различий в среднем уровне дохода в отдельных РС. Низкий образовательный уровень является одним из главных факторов бедности. Поэтому усилия РС по развитию образования могут способствовать ускорению темпов роста и повышению жизненного уровня. Однако ситуация осложняется тем, что при нехватке высококвалифицированных работников во многих РС отмечается значительная эмиграция ученых, инженеров, врачей и других высококвалифицированных специалистов в США, Канаду и другие страны ОЭСР. Явление ИЭ было отмечено еще в начале 60-х годов и с тех пор является предметом переговоров между РС и промышленно развитыми странами (ПРС). Помимо высококвалифицированных специалистов, РС покидают многочисленные работники средней квалификации, торговцы и мелкие предприниматели. Это, по мнению авторов, свидетельствует о том, что нехватка квалифицированных рабочих в РС может вызываться не только недостатком образовательных учреждений. ИЭ отражает тот факт, что высококвалифицированные

специалисты из РС предпочитают работать в “богатых” странах, и эти страны предоставляют им подобную возможность.

Отсутствие унифицированной статистики относительно численности и характеристик международной миграции, отмечают авторы, не позволяет достаточно точно оценить ущерб от ИЭ, степень подверженности ей отдельных стран. В последние годы только в ряде РС удалось подсчитать численность специалистов разного уровня квалификации и определить возможные масштабы ИЭ. Авторы поставили перед собой задачу оценить численность мигрантов в странах ОЭСР (в возрасте старше 25 лет), как в абсолютном выражении, так и с точки зрения их доли в определенной образовательной категории по странам происхождения. Была принята за основу гипотеза, что эмигранты из РС в страны ОЭСР имеют те же образовательные уровни, что и иммигранты в США. Были выделены группы мигрантов с начальным (0-8 лет обучения), средним (9-12) и высшим уровнем (13 и более лет). Не удалось определить масштабы ИЭ из СНГ и стран Восточной Европы, а также интеллектуальную миграцию внутри группы РС.

Как показали результаты исследования, большинство мигрантов из РС имеют среднее образование, а численность и удельный вес мигрантов с начальным образованием по отношению к населению соответствующей группы в РС достаточно малы. Было установлено, что лица с начальным образованием имеют низкие шансы участвовать в международной миграции. В то же время средний образовательный уровень эмигрантов существенно выше, чем у не затронутого эмиграцией населения страны происхождения. Почти во всех РС в большей степени миграцией охвачены лица, имеющие образование. Это вызвано как политикой привлечения в ПРС специалистов из других стран, так и тем, что образованные мигранты, как правило, могут оплатить расходы по переезду и отличаются большей мобильностью.

В абсолютном выражении самые крупные масштабы ИЭ приняла в странах Азии. Однако доля эмигрантов по отношению к населению различного образовательного уровня в азиатских странах довольно незначительна (за исключением Ирана и Тайваня). В то же время отмечается высокая относительная ИЭ из малонаселенных стран Карибского бассейна, Центральной Америки и ряда африканских стран. Для этих стран вообще характерен высокий уровень миграции, при этом здесь достаточно высокий удельный вес в общей эмиграции составляет

ИЭ. Из-за ИЭ указанные страны теряют более 30% всего контингента лиц с высшим образованием (с.24). Значительная ИЭ отмечается в крупных азиатских странах, в том числе в Иране, Южной Корее, Тайване, Филиппинах.

Масштабы ИЭ в некоторых странах столь значительны, что их уже не могут игнорировать ни правящие круги, ни политики. Поэтому при разработке мер по развитию образовательной системы последним приходится учитывать факторы, которые вынуждают

высококвалифицированных специалистов эмигрировать.

Особое внимание авторы обращают на выезд специалистов в США. Согласно принятым в США нормам, иммигрантами считаются все рожденные за границей лица, живущие в США, за исключением студентов американских вузов. По данным американских источников, в США проживает очень незначительное число лиц с начальным образованием или без такового (0,5 млн. из 7 млн. иммигрантов). Авторы считают эти данные заниженными. Крупнейшей группой в составе ИЭ являются лица со средним образованием (около 2,7 млн. человек), большинство которых прибыли из других северо-американских стран, особенно из Мексики. Авторы считают вызывающим удивление высокую долю высокообразованных иммигрантов (примерно 1,5 млн. человек) из стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Отмечаются значительные потоки иммигрантов из стран Азии со средним образованием (0,8 млн.) и стран Северной Америки с высшим образованием (0,6 млн. человек). В то же время, ИЭ из Южной Америки и, в особенности, из стран Азии очень невелика. Иммиграция из стран Африки состоит преимущественно из лиц с высшим образованием (95 тыс. из 128 тыс. иммигрантов) (с. 13-14).

Крупнейшим поставщиком образованных иммигрантов в США на 1990 г. были страны Северной и Центральной Америки (почти 3,8 млн. человек, в том числе со средним образованием -2,7 млн. человек). Мексика занимает первое место по числу отправленных в США эмигрантов с образованием (2,7 млн. человек), в том числе со средним образованием более 2 млн. человек, с высшим - 347,2 тыс. (13% общей численности) и 368,5 тыс. с начальным. В целом, подобное соотношение в структуре иммиграции характерно для большинства малых стран Карибского бассейна, за исключением Ямайки и Тринидада и Тобаго. Среди иммигрантов с Ямайки лица с высшим образованием составили 42% (при общем миграционном потоке лиц с образованием в 159,9 тыс. человек), с Тринидада и Тобаго - 46% (из 65,8 тыс. иммигрантов).

Миграция из стран Южной Америки относительно невелика (616 тыс. человек), однако состояла в 1990 г. по преимуществу из лиц со средним (314,8 тыс.) и высшим образованием (284,9 тыс.). Крупнейшие поставщики образованных иммигрантов в США - Колумбия (162,7 тыс.), Перу, Аргентина и Гвиана.

Среди стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна (из которых суммарно прибыло 2376,3 тыс. человек) крупнейшим поставщиком лиц с образованием разного уровня в США стали Филиппины (728,5 тыс. человек), из которых подавляющее большинство составили лица с высшим образованием (493,1 тыс. человек). На втором месте - Китай (404,6 тыс., в том числе с высшим образованием 165,6 тыс. и со средним - 190,6 тыс. человек). На третьем месте - Южная Корея (377,9 тыс., в том числе с высшим образованием 201,5 тыс. и со средним - 169,4 тыс.), на четвертом - Индия (всего 304,1 тыс., в том числе 228,3 тыс. с высшим и 68,8 тыс. со средним образованием). Существенные потоки иммигрантов отмечались из Ирана (150,9 тыс., в том числе 105,5 тыс. с высшим образованием) и Тайваня (153 тыс., в том числе 118 тыс. с высшим образованием), менее значительные из Таиланда (53,1 тыс.), Пакистана (52,7 тыс.), Турции (43,6 тыс.), Индонезии (32,2 тыс.).

Среди африканских стран (всего из стран Африки прибыло на 1990 г. 127,9 тыс. человек) крупнейшими поставщиками образованных иммигрантов в США стали Египет (53,3 тыс.), Южно-Африканская Республика (22,7 тыс.) и Гана (12,5 тыс.). Причем более 60% иммигрантов из этих стран составили лица с высшим образованием. В то же время иммигрантов с начальным образованием или без такового почти нет. Их максимальное число отмечалось лишь среди иммигрантов из Египта (1 тыс.) и ЮАР (200 человек).

Анализируя потери потенциала образованных специалистов в РС, авторы отмечают, что в ряде стран (например, в Гамбии и Гвиане) число эмигрировавших специалистов превышало число оставшихся на родине. Для большинства РС эмиграция лиц с низким образовательным уровнем не является важной проблемой: только в отдельных РС она превышает 1% соответствующего контингента, оставшегося на родине (только в Мексике она составила 1,6-1,7%) (с.17). В то же время эмиграция лиц с высшим образованием в большинстве РС достаточно велика, за исключением центрально-американских стран, Эквадора и Таиланда. Страны Центральной Америки выделяются на фоне других РС высокой ИЭ лиц со средним образованием (по отношению к оставшимся на

родине). Среди стран Южной Америки наивысшая ИЭ отмечается в Гвиане. Более 70% эмигрантов из Гвианы в США - это лица с высшим образованием и почти 1/4 - со средним образованием. На втором месте -Ямайка (почти 2/3 эмигрантов в США имеют высшее образование против 5,5% среди эмигрантов из эмигрантов из Колумбии).

Среди стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна наивысшая доля лиц с высшим образованием в общем потоке мигрантов в США отмечается из Ирана (более 15%) и Тайваня (8-9%). В составе эмиграции из Южной Кореи и Филиппин в США доля лиц с высшим образованием не превышает 6-7%.

Для оценки структуры и роли ИЭ в страны ОЭСР (кроме США) авторы экстраполируют данные анализа по США. По данным на 1990 г., из РС эмигрировало в страны ОЭСР всего 12,9 млн. лиц с разным уровнем образования, в том числе 7 млн. (54,3%) в США. Наиболее значительна ИЭ в страны ОЭСР без США была из Ирана (примерно 2534% всех лиц с высшим образованием), Южной Кореи (15-17%) и из Филиппин (9-10%) (с.20). В Пакистане удельный вес подобных эмигрантов составляет 7%, в Индии 2,7% всего контингента лиц с высшим образованием. Доля лиц с высшим образованием, эмигрировавших из КНР в страны ОЭСР (без США), составила 3% контингента внутри этой страны.

Основной поток образованных эмигрантов с африканского континента, за исключением Алжира, Туниса и Сенегала (для которых характерна миграция во Францию), направлен преимущественно в США, а доля прочих стран ОЭСР ничтожно мала. Несколько выделяются на этом фоне Гана, Южно-Африканская Республика и Египет. Страны Океании, Центральной и Южной Америки в основном поставляют специалистов в США (исключение - Ямайка, Бразилия, Чили и Аргентина).

В заключение авторы подчеркивают, что важной задачей является совершенствование оценок ИЭ на базе имеющихся статистических данных, прежде всего за счет привлечения данных переписей крупных ПРС (Австралии, Канады , ФРГ, Франции). Вместе с США на долю указанных стран приходится почти 93% всех миграционных потоков в страны ОЭСР из РС (в 1959-1981 гг. на долю США приходилось примерно 45% всех иммигрантов в страны ОЭСР) (с.9).

Авторы отмечают, помимо ограниченности статистических данных, сохраняющиеся методические трудности их обработки. Подобные

данные должны быть скорректированы и дополнены более детальной информацией о профессиональном составе высококвалифицированных мигрантов. В частности, следует, по мнению авторов, обратить особое внимание на уровень миграции врачей-терапевтов, бухгалтеров, финансовых аналитиков. Это важно для проведения в РС реформы здравоохранения, финансовой либерализации и т.д.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.