2000.01.008. ШАРШМИДТ Г. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНОЛОГИЯ СЕРБОЛУЖИЦКИХ ЯЗЫКОВ.
SCHAARSCHMIDT G. The historical phonology of the Upper and Lower Sorbian languages. - Heidelberg: Winter, 1998. - 175 p. - (Historical phononogy of the Slavic lang.; vol. 6) . - Библиогр.: с. 10-12 и в конце отд. разд.
Во введении даются общие географические и хронологические сведения о серболужицких языках, кратко характеризуется история изучения исторической фонологии серболужицких языков и источники ее изучения.
В первой главе описываются процессы, происходившие при переходе от общеславянского состояния к древней ступени серболужицких языков (т.е. к IX в.). Праславянская фонология излагается при этом в концепции Г.Шевелева. В области консонантизма преобразования связаны в первую очередь с палатализацией и преобразованием сочетания С + J. Пожалуй, единственной характерной чертой оказывается при этом наличие билабиальных (w, w') . Изменения в системе вокализма связаны с лабиализацией; в результате происшедших преобразований система гласных подверглась упрощению. Она опиралась на тернарную оппозицию передние /средние/ задние и гласные высокого /среднего/ низкого подъема, признаки огубленности (u, o) и долготы (i, у, e, а) оказывались при этом избыточными.
Следующая глава посвящена процессам, характерным для фонологии древнелужицкого периода (IX-XII вв.), в котором диалектные различия еще почти не просматриваются. Наиболее характерные звуковые изменения этого периода - ассимиляция x после глухих смычных (с последующей ассибиляиией, происходившей позднее и давшей различные результаты по диалектам) и переход спиранта х в смычный (в нижнелужицком). К этому же времени относится ряд других изменений: метатеза плавных, утрата фонологической долготы и тонового ударения, появление протетических w и h, утрата назализации, заместительное удлинение после утраты редуцированных в слабой позиции. Как показывает ономастический материал, редуцированные в слабой позиции еще произносились в верхнелужицких диалектах в Х в.
Падение редуцированных привело к изменению серболужицкой фонемной системы: оппозиция передние/задние, утратив значение для гласных, сместилась в область консонантизма, где она реализовалась теперь в виде оппозиции палатализованных/непалатализованных (т.е.
существовавшее до того варьирование
палатализованных/непалатализованных согласных становится
фонологически значимым). С чисто синхронной точки зрения 1 и у в этот момент утратили фонологические различия. Падение редуцированных породило существенные морфонологичес-кие следствия (морфемные чередования, появление эпентетических гласных, упрощение сочетаний согласных, метатеза и др.) .
Особой проблемой является судьба сочетаний *1г, *11, *иг, *и1, которые не прошли метатезы, как прочие сочетания типа гласный + плавный. Славянские языки расходятся по рефлексам этих сочетаний; общее правило для серболужицкого формулируется следующим образом: в верхнелужицком основным рефлексом является о, в нижнелужицком - а (в сочетаниях с и, а также с 1 в тех случаях, когда за плавным следует непалатализованный смычный зубной), в остальных случаях рефлексом и для верхнелужицкого, и для нижнелужицкого является е. В настоящее время существует целый ряд гипотез, объясняющих серболужицкие рефлексы сочетаний с плавным. Поскольку ни одна из этих гипотез не может быть принята как полное и безоговорочное решение, автор склоняется к мысли, что для различных диалектных зон серболужицкого ареала можно предположить разные варианты исторического развития: для восточной части нижнелужицкого и западной части верхнелужицкого можно принять в качестве объяснения одноеровую гипотезу, в то время как для центральных ареалов скорее следует исходить из того, что гласные в них вообще не переходили в состояние редуцированных, а просто снижался подъем этих гласных.
Характерным явлением для серболужицкого ареала является изменение е в направлении повышения подъема и большей закрытости звука (для верхнелужицкого отмечено также аналогичное преобразование о, превращающегося в дифтонг). После палатализованных согласных происходило огубление е и его переход в о (процесс непоследовательный).
В третьей главе рассматриваются процессы, характерные для периода, следующего за древнелужицким состоянием, в течение которого происходило разделение серболужицкого ареала на верхнелужицкую и нижнелужицкую зоны. На исходе древнелужицкиго периода единственное существенное отличие фонологических систем затрагивало лишь систему гласных, ср.:
верхнелужицкий:
i
u
e
e
o
a
нижнелужицкий:
i
u
e
o
e
a
Происходившие в этот период изменения захватывали целый ряд изменении как в отношении вокализма, так и в отношении консонантизма. В отношении вокализма это были: делабиализация о, дифтонгизации о, лабиализация e после непалатизованных согласных, снижение подъема i ^>е), переход а в е в верхнелужицком. В отношении консонатизма это были: спирантизация g, завершение преобразования г и г', упрощение сочетания str, отвердение свистящих и шипящих (в нижнелужицком), ассибиляция зубных смычных, палатизация задненебных, совпадение с и с (в нижнелужицком), утрата спирантизации х, огубление Г
В результате происшедших преобразований к началу XVII в. оформились основные особенности диалектных зон серболужицкого ареала.
В последней, четвертой главе рассматриваются небольшие изменения, отмеченные в серболужицких языках после XVI Т в. Речь идет, в частности, о монофтонгизации о в верхнелужицком и нижнелужицком, делабиализации и в нижнелужицком, переходе е в о. Результатом этих изменений явилась окончательная диалектная картина серболужицкого диалектного ареала, определяемого следующими основными изменениями в ходе исторического развития серболужицкой фонологии:
1) совпадение е и е;
2) совпадение с и с;
3) исчезновение с и 7;
4) лабиализация 1;
5) монофтонгизация о.
В заключительных замечаниях автор указывает, что история фонологической системы серболужицкого языка, с одной стороны, может быть
определена как вариант развития в рамках северо-восточной части славянского ареала, а с другой стороны - как результат взаимодействия серболужицкой языковой системы с немецким языком (в области консонантизма, и в первую очередь - в том, что касается судьбы г), хотя доказать детально влияние немецкого языка на серболужицкий не так просто.
С.А.Ромашко